XIX ВЕКА
Михаил Лермонтов «И скучно и грустно.
..», «На дорогу иду я в одиночестве..», «Герой нашего времени»
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814-1841) - русский поэт, прозаик, драматург.
Родился Г. Ю. Лермонтов 3 октября
1814 года в Москве. Отец, Юрий Петрович, отставной пехотный капитан, с
дворянской семьи, обеднела; мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева (с
рода Столипіних). По одной из спорных и неподтвержденных теории в родительском
семье считалось, что она происходит от шотландских Лермонтів, один из которых
устроился в России в начале 17 века, в царствование Михаила Романова. Однако
это не было ни доказано, ни опровергнуто, и таким образом остается легендой.
В 1815 молодая семья жила в селе
Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е. Арсеньевой.
Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817 г., в
возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного,
обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил
прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким
языками, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и
скрипке).
В 1827 бабушка привезла внука в
Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтова зачислили
півпансіонером до Московского университетского благородного пансиона, одного
из лучших учебных заведений России. Он получает гуманитарное образование, которое
дополняет самостоятельным чтением. В пансионе в 1828 году Михаил Лермонтов пишет
стихи, что и принято считать началом его литературной деятельности.
Осенью 1830 г. М. Ю. Лермонтов
поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение.
Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров
невежливыми ответами и приріканнями студента, что считалось непозволительной
дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об уходе и оставил
университет в 1832 г.
Однако надо было продолжать
образование, и Лермонтов рассчитывал сделать это в Петербургском университете, но
ему пришлось бы начать с первого курса, поскольку время учебы в московском
университете ему как уволенному не засчитывался. Он не захотел терять два
годы и круто изменил планы.
4 ноября 1832 он поступил в
Школу гвардейских підпрапорщиків и кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные
в обстановке казармової муштры, были, по его словам, «страшными». Но и в этих
условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период
спада.
После окончания Школы в 1834 г. Лермонтов
был произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в
Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге,
впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского
общества легли в основу драмы «Маскарад» (1835 г.), которую он задумывал так:
«Комедия, вроде “горя от ума”, резкая критика на современные нравы».
Убедившись, что «Маскарад» не протащить сквозь театральную цензуру,
возвращается к прозе: начинает роман «Княгиня Лиговская», в котором впервые
появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варєнькою
Лопухіною, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта. Известие о
гибель О. Пушкина потрясло Лермонтова, и на следующий день он пишет стихотворение «На
смерть поэта», а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу
сделал его известным. С марта 1837 поэт был арестован по делу «о
запрещенные стихи». Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: «Узник», «Сосед»,
«Молитва», «Желание».
Лермонтов был переведен из гвардии
до Нижегородского драгунского полка и 1 апреля отправился из Петербурга на
Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая
готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает
«Кавказ», свой юношеский стихотворение «Поле Бородино», и появляется произведение «Бородино»,
опубликован в «Соврємєнніку» в 1837 г.
Во время кавказского ссылки он
познакомился с декабристами, которые также отбывали здесь ссылку, а с поэтом А.
Одоєвським даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между
двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы
нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе «Герой
нашего времени» (1838). Они нашли отражение и в многочисленных зарисовках и картинах
Лермонтова, одаренного живописца.
В январе 1838 г. Михаил Лєрмонтов
приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В. Жуковского
увенчались успехом, и поэт был переведен к Гродненского полка, расположенного
неподалеку от Новгорода. Около месяца прожил поэт в Петербурге, ежедневно бывая в
театре, был у Жуковского, которому отдал поэму «Тамбовская казначейша»,
вскоре опубликованную в «Соврємєнніку». Вследствие дальнейшего ходатайства Лермонтов
был переведен в своего бывшего гусарского полка, стоявшего в Царском
Селе. Тогда же без имени автора, не пропущенного цензурой, появилась «Песня о
царя Ивана Васильевича...»
К началу 1839 г. Лермонтов
сближается с редакцией «Отечественных записок», издававшихся А. Краевским, и
постепенно входит в среду петербургских литераторов. Посещает поэтические
вечера, встречается с Куковським, Тургеневым, Белинским. В прогрессивных
кругах в нем видят надежду русской литературы. «В России появилось новое
могучее дарование - Лермонтов», - объявляет Белинский.
В марте 1840 г. за дуэль с сыном
французского посла Э. де Барантом Лермонтов был переведен в пехотный полк и
отправлено в действующую армию на Кавказ. Он участвует в военных действиях, выполняя
возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием».
В начале февраля 1841 г., получив
двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург, надеясь получить
отставку и остаться в столице. Но и в этом ему отказано, как и в награде
за смелые действия в боях на Кавказе.
Более того, ему предписано в течение
48 часов покинуть столицу и следовать в свой полк на Кавказ. Он прибывает в
Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения минеральными водами. В
записной книжке Лермонтов запишет свои последние стихи: «Спор», «Сон», «Утес»,
«Тамара», «Листок», «Свидание», «Пророк», «На дорогу иду я в одиночестве» и
другие.
Здесь он встречает своих Старых
приятелей, среди которых был и его товарищ по Школе юнкеров М. Мартынов. На
одном из вечеров в доме Верзіліних, где собиралась молодежь, обиженный очередным
ущипливим шуткой Лермонтова Мартынов вызывает его на дуэль. Дуэль состоялась 15
июля 1841 г. Поэт был убит. Тело Лермонтова было погребено на П'ятигорському
кладбище. Позже на просьбу бабушки гроб с прахом поэта был перевезен в Тарханы
и похоронили в семейном склепе.
Стихотворение «И скучно, и грустно...» Г. Лермонтов
написал в 1840 г. По свидетельствам современников, в нем наиболее полно раскрылись
настроения свободолюбивой части ровесников поэта, которые стремились к активной
деятельности и были подавлены невозможностью бороться за свои убеждения и
идеалы.
По форме это элегия, что напоминает
запись в дневнике, в котором фиксируются мгновения душевного состояния. Язык стихотворения
афористичная, что поднимает поэзию до уровня философского осмысления жизни. Элегия
пропитана настроениями мировой скорби, лирический герой страдает, потому что отчаялся
в жизни. Он одинок, потому что «некому руку подать», устал от собственных желаний,
любовь не утешает его душу. Конец стихотворения звучит довольно скептически:
И наша жизнь, как посмотришь трезво
вокруг,
- Глупое и пустое, как шутку
неуместен (Пер. М. Терещенко)
И лирический герой поэзии не является
циником. Да, он - пессимист, разочарован горкой неустроенностью жизни. Однако
неверие в его душе вызвана не отрицанием высоких устремлений и идеалов
вообще, а усталостью от того, что их найти в жизни невозможно. Душа лирического
героя, измученная бесконечной борьбой разума и чувства, разрывается между, с
одной стороны, желанием приобщиться к чему-то прекрасного и бессмертного, а с
другой - пониманием того, что найти этот романтический идеал в реальной жизни
невозможно. Стихотворение держится на контрасте мгновения и вечности, разума и чувства.
Вместо бессмертного любовь - мгновенные чувственные наслаждения, а «жизнь духа», которое
воспевали романтики, оказалось призрачным:
В себя заглянешь -- прошлого и следа
нет:
И радость, и муки, и все там
никчемное... (Пер. М. Терещенко)
Это отсутствие жизненных идеалов,
возвышенного и вечного заставляют лирического героя невероятно страдать от
осознание напрасности своей жизни: «А годы проходят - упущены годы!» По обраВНОму
выражению литературного критика тех времен, в этом стихе слышится «глухой,
могильный голос подземного страдания, нетутешньої муки, этот потрясающий душу
реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всей прелести жизни».
Точная дата написания стихотворения «На
дорогу иду я в одиночестве...» неизвестна. В записной книжке Лермонтова - это
примерно это лето 1841 г. Поэтому мы можем считать, что это одна из его последних
стихов, своеобраВНОе завещание поэта.
Стихотворение начинается невероятным по
своей красотой и величием пейзажем. Удивляет сила поэтического видения поэта, ведь
спящей «в лучах голубом» Землю можно увидеть только из космоса, в чем
человечество смогло убедиться почти через полтора века. Все объединено в этом
пантеїстичному безграничности - верх и низ, земное и небесное:
Тихо. Бога слушает пустыня,
И заря с зарей шумит (Пер. М.
Рыльского)
Вокруг все возвышенное: и пустыня,
вслушивается в божественную истину и является местом уединенной встречи с Вселенной, и
звезды, сошлись, словно соседки под вечер, чтобы, избавившись от дневных забот, поболтать
о важных для них вещах. Окружающая природа объединена в живой неделимый
организм. Лирическому герою открытая красота и одухотворенность Вселенной. Он может
наблюдать «прекрасные и бескрайние» небеса, прислушиваться к гомону звезд и
услышать слова Бога. Однако куда ведет его, одинокого, «крем'яна в тумане путь»?
Что погнало его в дорогу ночью? Скорее всего это сердечная боль, потерянные мечты и
ожидания:
Мечтой не рад я пустой,
Дней не жаль, что более не
расцветут.
Я хочу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснут! (Пер.
М. Рыльского)
Стих пронизан неуловимыми
ассоциативными связями и с предыдущими стихами Лермонтова, и с произведениями других
поэтов, особенно Пушкина. Так, ключевая тема стихотворения - поиск свободы и покоя - созвучна
стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора...», а также письму Онегина Татьяны к
(«Евгений Онегин»):
Чужой всем, на одиночестве
Я думал: воля и супокій
Заменят счастья... (Пер. М.
Рыльского)
В романе «Герой нашего времени» М. Лермонтов
продолжает традиции Пушкина в раскрытии образа своего современника, человека
неординарной, талантливой, которая в силу разных обстоятельств не смогла стать выдающейся
личностью, которая повлияла бы на развитие истории своей страны.
Перед читателем предстает множество вопросов,
начиная от самого названия романа - «Герой нашего времени». Опережая вопросы,
что прозвучат в адрес автора, Лермонтов в предисловии к роману отмечает:
«Герой Нашего Времени ...точно портрет, но не одного человека: это портрет,
составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Что толкнуло писателя на
создание такого образа? Обратим внимание на время написания романа: 1837-1840 -
годы жестокого гонения власти любой свободолюбивой мысли. После событий 1825 года
- декабрьского восстания декабристов на Сенатской площади, работы тайных союзов
«Южное общество», «Северное общество», «Общество объединенных славян» -
имперское правительство России делал все, чтобы подобное не повторилось. Подавление
неординарности, подозрение к каждому, кто выделялся среди серости и обыденности,
висела, как дамоклов меч, над всем поколением современников Лермонтова. Поэтому и
видел поэт назначения своего поколения печальным (стихотворение «Дума»),
Дать развернутую характеристику своего
поколения, проследить внутреннее состояние героя, проникнуть в потаенные уголки
человеческой души, объяснить все движения человеческой психики - все это возможно было
сделать средствами морально-психологического романа.
В отличие от
социально-психологического романа, морально-психологический больше нацелен на
решения или постановки вопросов нравственности поведения не одного героя, а всего
общества, которое он представляет. В то же время произведение можно считать первым опытом
философского романа, что открыл путь Достоевскому и Толстому.
Перед писателем встает задача
найти нравственные ориентиры, хотя бы вскрыть все язвы больного общества. С
филигранной точностью, как опытный хирург, автор «препарує» душу своего героя
Печорина, ищет причины и последствия трансформации психики человека, ее
эгоцентрических стремлений, приводящих к трагедии личности и всех, кто ее
окружает.
Этим объясняется и своеобразная композиция
произведения. Роман состоит из пяти повестей: «Бэла», «Максим Максимович»,
«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Соответствующее расположение глав связано,
прежде всего, с автором-рассказчиком, который и является своеобразным исследователем души
главного героя.
Лермонтов пользуется приемом
косвенной характеристики Печорина: сначала события воспринимаются глазами Максима
Максимовича (повесть «Бэла»), затем - глазами повествователя («Максим Максимович»), а
далее, в «Дневнике» (повести «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»), - через внутренний
монолог, анализ событий, поступков - самым героем.
Хронологически реальное течение событий,
связанных с героем, происходит таким образом: по дороге на Кавказ Печорин
останавливается в Тамани («Тамань»); после участия в военной экспедиции он едет на
воды, где убивает на дуэли Грушницького («Княжна Мери»); за участие в дуэли
Печорина ссылают в крепости, где он знакомится с Максимом Максимовичем
(«Бэла»); из крепости герой на две недели едет в казачью станицу, где встречается с
Вуличем («Фаталист»), а через 5 лет выходит в отставку и отправляется в Персию;
по дороге встречается с бывшим товарищем по службе («Максим Максимович»);
возвращаясь из Персии, Печорин умирает («Предисловие к журналу Печорина»),
Постепенно погружаясь в роман, мы
раскрываем тайны человеческой души, отмечаем острый ум, сильную волю,
самостоятельность суждений и поступков - как самого героя, так и автора-рассказчика, исследователя
общества.
Печорин - «лишний человек». Поведение
его непонятная людям, которые его окружают, потому что они имеют обычную, распространенную
в дворянском обществе точку зрения на жизнь. Печорин мог быть блестящим
офицером. Он смелый, не боится опасности и смерти, у него железная воля.
Но он не ищет воинской славы и не делает военной карьеры. Свои силы и
энергию он тратит на пустые поступки. Его жизнь не имеет цели, он ставит жизнь
в зависимость от случая, каприВНОго желания и превращает его в игру.
Разочарованность в светском обществе Печорин переносит на все окружающее. На
страдания и радости других людей он смотрит «только в отношении себя». Отвергая
современную действительность, он защищает только свою личную свободу, свободу своей воли.
Так проявляется его индивидуалистическая психология.
Поступки Печорина, заставляя
страдать других, не делают его счастливым. Он несчастный и одинокий. Его
холодный разум неустанно судит всех и самого себя. В то же время в его душе живет
потребность в любви и сочувствии. В нем бурлит энергия, ему хочется активной
действия, он понимает, что у него могло быть «назначение высокое». Но приложить
своих сил в общественно-полеВНОго дела в его время было невозможно. Поступки
Печорина мелкие, бурная деятельность его пуста и бесполезна. Время поставил его
перед выбором: «или решительное бездействие, или деятельность без цели». Несмотря
на то, что Печорин так и не нашел главной, достойной его цели в жизни - и в
этом один из источников трагизма его судьбы, - было бы неверно утверждать, что в
него вообще нет серьезных занятий. Одно из них - понимание природы и
возможностей человека. Отсюда - бесконечный цепь психологических и нравственно-философских
экспериментов над собой и другими. Он обдумывает свои поступки, он сам -
незаурядная личность, он постоянно сопоставляет свое поведение с «назначением
высоким».
В повести «Фаталист» поведение
Печорина приобретает философского осмысления. Пружиной событий становится спор о
то, предопределена судьба человека или же она свободна в своих действиях. Офицер
Вулич понимает приговор судьбы как выражение высшей воли, от которой зависит каждый шаг
человека, философским обоснованием поведения Печорина становится принцип сомнения.
Печорин сомневается во всем: в существовании определенной наперед судьбы, а следовательно, и
Бога; в необходимости добра как условия человеческой жизни; во всех моральных
ценностях. Это приводит его к выводу, что единственной несомненной реальностью
становится его собственное «я». Свободу своей воли он делает принципом поведения.
Индивидуализм Печорина из категории психологической переходит в категорию
мировоззренческую, философскую. Свобода «для себя» оборачивается и другой стороной - она
опустошает человека, делает его жизнь бесцельной. Такой есть в результате судьба Печорина,
который едет путешествовать в Персию и по дороге умирает.
Отношение Лермонтова к Печорина
неоднозначное. Лермонтов принимает мужественное критическую мнению Печорина, что разрушает
традиционные взгляды, его стремление к действию и утверждение права на свободу. В
этом в условиях эпохи реакции проявились черты настоящего героизма. Но философию
индивидуализма (свободы «для себя») Лермонтов осуждает как бесполезную и социально
опасную.
Творчество Лермонтова стала новым
этапом в развитии русской общественной мысли. Художественные открытия Лермонтова
(новые формы лирики, реалистичный психологический анализ, диалектическое раскрытие
характеров, анализ философской концепции жизни) проложили дорогу поэзии
Некрасова, Блока, Маяковского, прозе Тургенева, Толстого, Достоевского.
Образ одинокой, разочарованной
человека, который враждует с обществом, проходит через все творчество Лермонтова.
В лирике и в ранних поэмах этот образ подан в романтической манере, вне социальной
средой и реальным бытом. В «Герое нашего времени» проблему сильной личности,
которая не знает покоя и не находит применения своим силам, решена
реалистичными средствами письма.
В романтических произведениях обычно
причины разочарования героя не раскрывались. Герой носил в своей душе «роковые
тайны». Нередко разочарование человека объяснялось столкновением его мечты с
явью. Вслед за Пушкиным, который создал образцы реалистических художественных
произведений, Лермонтов показал, что на характер человека влияют социальные условия,
среда, в которой она живет. Не случайно Лермонтов изобразил «водяное
общество» Пятигорска, заставляя Печорина вспоминать о жизни петербургских
великосветских салонов.
Печорин не родился моральным
калекой. Природа дала ему и глубокий, острый ум и чуткое сердце, И твердую
волю. Он способен к благородным порывам и гуманных поступков. После трагической
гибели Бэлы Печорин долго чувствовал себя нездоровым, похудел. В истории ссоры с
Грушницьким особенно рельефно выступают положительные качества его характера; перед
дуэлью он первый выражает готовность примириться с противником. Более того,
он предоставляет все преимущества Грушницькому, в душе которого «могла проснуться искра
великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему».
Неподдельным является его чувство к Вере,
которая одна понимала его абсолютно со всеми недостатками. Его зачерствіле сердце горячее
и страстно откликается на душевные движения этой женщины. Как сумасшедший мчится
он на змиленому лошади за Верой. Когда загнанный конь «грянул о землю», Печорин
«упал на мокрую траву и как ребенок заплакал». Итак, лермонтовском герою не
чужие глубокие человеческие страсти. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие,
благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. Печорин
руководствуется только личными желаниями и стремлениями, нисколько не обращая внимания на
интересы других людей.
В Печорине слово не расходится с
делом. Он действительно играет «роль топора в руках судьбы». Загубленная Бела, обиженный
добрый Максим Максимович, нарушен покой «мирных» контрабандистов, убит
Грушницький, разбитое жизнь Мэри! Кто же виноват в том, что прекрасные задатки
Печорина погибли? Почему он стал моральным калекой? На этот вопрос Лермонтов
соответствует всем ходом повествования. Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых
воспитывался и жил герой.
Войдя в высшее общество, он
влюблялся в красавиц, но его сердце оставалось пустым»; занялся науками,
но скоро понял, что «ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому
что самые счастливые люди - невежды, а слава - удача, и чтобы добиться ее, надо
только быть ловким». «Тогда мне стало скучно», - признается Печорин и доходит
выводу: «...во мне душа испорчена светом».
Одаренному человеку тяжело, как и
Онегину. Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет,
нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных
отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности. Разочарован в
всем, лермонтовский герой тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему
настоящее эстетическое удовольствие. Пейзажные зарисовки в «Журнале Печорина»
помогают понять сложный, мятежный характер главного героя романа. Они
усиливают мотив одиночества, глубокой опустошенности Печорина и одновременно указывают
на то, что в глубине его сознания живет мечта о прекрасной жизни, достойное
человека. Глубоким лиризмом окрашены описание утра, когда произошла дуэль Печорина с
Грушницьким.
Лермонтов создал правдивый, типичный
образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. В предисловии к роману
автор пишет, что Печорин - «это портрет, составленный из пороков всего нашего
поколения, в его развитии». Образу Печорина Лермонтов выносит приговор молодому
поколению 30-х годов. Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским
подвигов. Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя,
его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал «историю души
человеческой».