ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Александр Пушкин «К морю», «Я вас любил...», «Я мгновение замечательную помню...», «Я памятник себе воздвиг незотлінний», «Евгений Онегин»

 

Александр Пушкин (1799-1837) родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года в Москве. Отец, Сергей Львович, принадлежал к старинному дворянскому роду; мать, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала - «арапа Петра Великого».

Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтение. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. Любовь к родному языку ему привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая прекрасно говорила и писала по-русски (явление, редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна. Раннем развитию литературных склонностей Пушкина способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались известные писатели.

В 1811 году Пушкин поступил в только что открытого Царскосельского лицея - привилегированного учебного заведения, предназначенного для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя Поэтом: талант его был признан товарищами по лицею, среди которых были Дельвіг, Юохельбекер, Пущин; наставниками лицея, а также такими корифеями русской литературы, как Державин, Жуковский, Батюшков, Карамзин.

После окончания лицея в июне 1817 года в чине коллежского секретаря поэт был назначен на службу в Коллегию иностранных дел, где служил и дня, всецело отдавшись творчеству. До этого периоду относятся стихотворения «Вольность» (1817), «К Чаадаева», «На Аракчеева» (1817-1820), которые, хоть и не публиковались, были настолько известны, что, по свидетельству И. Якушкина, «в то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика, который не знал их наизусть». Еще до окончания лицея, в 1817 году, Пушкин начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 года.

В мае Пушкина был сослан на юг России с его «возмутительные стихи». В Кишиневе Пушкин знакомится и общается с будущими декабристами, много работает. За три года ссылки написано «Кавказский пленник» (1821), «Бахчисарайский фонтан» (1823), а также «Узник», «Песнь о вещем Олеге» (1822) - образцы романтической и гражданской лирики - и многие другие стихотворений; начат роман в стихах «Евгений Онегин».

В июле 1823 Пушкина переводят под начало графа Воронцова, и он переезжает в Одессу. Сложные отношения с графом привели к тому, что он был выслан из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в имение матери в с. Михайловском, «под надзор местного начальства». Там поэт вел уединенный образ жизни, однообразие которого скрашувало лишь общение с соседями - семьей Осиповых-Вульф - и няней, что рассказывала ему по вечерам сказки. В Михайловской ссылке Пушкин формируется как художник-реалист: продолжает писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал эпиграммы На Воронцова», «На Александра i» и др.

17 декабря 1825 года он узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей, с глубоким волнением ждет вестей из столицы. Дни напряженного ожидания заканчиваются в сентябре 1826 года, когда Пушкин получает с фельдъегерем приказ Николая i немедленно прибыть к нему в Москву. Император надеялся привлечь Пушкина на свою сторону, сделать его придворным поэтом. Как о великой милости он объявил Пушкину, что сам будет его цензором. Цензорство царя обернулось полицейским надзором: «Борис Годунов» был несколько лет под запретом; поэту было запрещено не только издавать, но и читать где свои произведения, не просмотренные царем. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода.

В мае 1828 Пушкин безуспешно просит разрешения поехать на Кавказ или за границу. В то же самое время сватается к первой красавицы высшего света Натальи Гончаровой и, не получив ответа, самовольно уезжает на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», в стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии...».

Приехав оттуда в Петербург, поэт получает от шефа жандармов Бенкендорфа письмо с резкой реакцией императора на поездку без разрешения, что со всей ясностью раскрыл враждебное отношение Николая i к Пушкина.

В апреле 1830 года Пушкин вновь предложил Наталье Гончаровой руку и сердце. Красавица наконец согласилась, и поэт уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьба. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». Чувствуя большой творческий подъем, Пушкин пишет своему другу и издателю П. Плетневу: «Уж я тебе приготовлю всячины, и прозы, и стихов» - и сдержал свое слово: в Болдино написаны такие произведения, как «Повести Бєлкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы» и т.д., завершено «Евгения Онегина».

18 февраля 1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Н. Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Пишет «Историю Пугачева» (1833), историческое исследование «История Петра».

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке отношений с царем, что все обострялись, и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Чтобы не лишиться доступа в архив, Пушкин был вынужден смириться с назначением его камер-юнкером двора, оскорбительным для поэта, потому что это придворное звание обычно давали молодым людям. За поэтом следили, просматривали его письма, все ухудшались материальные дела семьи, росли долги.

Но, хотя в таких тяжелых условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама» (1833), «Египетские ночи», «Капитанская дочка» (1836), поэма «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

К концу 1836 года конфликт между «вольнодумцем камер-юнкером Пушкиным» и враждебными ему высшим светом и бюрократической знатью вылился в анонимные письма, оскорбительные для чести жены поэта и его самого. В результате произошло открытое столкновение Пушкина с французским эмигрантом Дантесом, и утром 27 января (8 февраля - по новому стилю) в предместье Петербурга, на Черной речке, состоялась дуэль. Пушкин был смертельно ранен и через два дня умер.

Гибель поэта стала национальной трагедией: «Солнце русской Поэзии закатилось», - так сказал в некрологе известный русский писатель В. Ф. Одоевский.

Похоронен Александр Сергеевич Пушкин на кладбище Святогорского монастыря, недалеко от села Михайловское.

Творческое наследие Пушкина чрезвычайно многогранная: это лирические стихи и поэмы, повести и драматические произведения, роман в стихах. Лирика Пушкина - одно из проявлений творческого гения поэта, воплощением свободолюбия, мудрости и гуманных чувств. Величие А. Пушкина как поэта признана в всем мире. Для лирики Пушкина характерна удивительная художественная яркость и ясность образов, блестящий ум, мастерское владение художественными средствами. О его стихи писали: «Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия: никакого наружного блеска, все просто, все прилично, все преисполнено внутреннего блеска, который раскрывается не сразу. Слов немного, но они настолько меткие, что обозначают все».

В интимной лирике Пушкина особенно ярко отразилась моральная сила, богатство и раВНОплановость личности поэта, перипетии его жизни. Лирика знакомит нас с его раздумьями о смысле жизнь и счастье человека, с его нравственным идеалом, особенно ярко воплощенным в стихах о любви и дружбе.

Своеобразным лирическим шедевром считают стихотворение «Я помню чудное замечательную» (1825). Он посвящен знакомой поэта - Анне Петровне Керн. Пушкин впервые встретил Керн на одном из вечеров в Петербурге. После этого их пути долгое время не пересекались. Новая встреча состоялась в доме общих друзей недалеко от родового имения Пушкина. Очарован красотой и обаянием Керн, он посвящает стихотворение «гению чистой красоты». Внутренний, душевное состояние поэта в стихотворении испытывает внутренней динамики. Перед нами три этапа такого состояния. Первый - когда перед поэтом появилась красота, что оставила память в его души. Второй - когда в момент тяжелых, тревожных лет изгнания, воспоминание утрачивается. Эта потеря привела к потере ощущения полноты жизни, радости творчества:

В глуши тяжелой изгнания

Шли дни моей жизни

Без божества и без пылания,

Без слез, любви, без чувств.

И третий - когда красота снова возвращает поэту любовь, поэтическое вдохновение, ощущение полноты жизни:

И сердце бьется лучистое,

В душе моей воскресли вновь

И божество, и вдохновение чистое,

И жизнь, и слезы и любовь. (Пер. В. Сосюры)

Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда было страстью, которая наиболее полно воплощает ощущение полноты жизни. Только состояние влюбленности дарит поэту то состояние души, в котором возможны вдохновение, творчество, высокое горения.

Любовь в поэзии Пушкина - это глубокое, нравственно чистое, чрезвычайно нежное и самоотверженное чувство, которое делает человека шляхетнішою и чище. Даже тогда, когда ему нет отклика, любовь - это прекрасный дар жизни. Однако любви присущ и трагизм. В стихотворении «Я вас любил...» (1829) Пушкин касается трагического в любви, но его «грусть... ясный», и он никогда не впадает в отчаяние. Да, любовь еще не угасла в его сердце, однако он не хочет причинять неприятностей любимой, беспокоить ее, наносить забот. Заключительные строки стихотворения еще раз подтверждают искренность чувств и безмерное благородство поэта. Более всего он желает счастья своей возлюбленной:

Я вас любил и так нежно и мечтательно,

Как дай вам Бог, чтобы другой вас любил!

Это своеобраВНОе благословение новому, молодой жизни, пожелания любимому найти такую же глубину чувств в другой человеку, который станет ее избранником. Восемь строк стихотворения буквально пропитаны любовью. В нем - целая история высокого и пламенного, исключительно самоотверженного и благородного чувства. Этот стих - одна из лучших лирических миниатюр в русской литературе, изящная по эстетической формуле и понятна для всех общечеловеческим содержанием. В стихотворении проступает скрытая тоска поэта за счастьем, которое не осуществилось. Тоска органично сливается с искренним пожеланием любимой такого самого нежного и бескорыстного чувства, которое испытывает лирический герой. Стихотворение «Я вас любил» - это своеобраВНОе поэтическое прощание, последнее «прости» любви и любимой, наполненное всепрощением и добротой, и в то же время мужской гордостью и самоуважением.

Очевидно, что тема любви нашла своеобразный отклик в творчестве Пушкина. Однако поэт так и не нашел единой формулы ее лирического воплощения. Универсальным, пожалуй, является восприятие любви как образец высочайшего совершенства бытия, лишь оно дает возможность в полной мере чувствовать полноту жизни, вдохновения, дарит радость творчества.

Стихотворение «К морю» (1824) стал своеобразным итогом важного этапа творчества поэта - «южного периода ссылки». Поэт начал писать эту поэзию в Одессе, а закончил в Михайловском, куда был отправлен в уже официальное ссылку за якобы атеистические взгляды, а фактически - за вольнодумство. Во время пребывания в Одессе Пушкин мечтал о побеге за пределы России на каком-то иностранном корабле, которых много у швартувалося городского причала. Поэт обращается к морю:

Ты ждало, звало... Надежду

Несла в печали душа моя... (Пер. А. Малышко)

Однако эти планы не сбылись... Приказ о возвращении в родовое имение в Михайловское окончательно разрушил надежды поэта на увольнение.

Стихотворение пронизано автобиографическими мотивам, тоской по такой возможной и, казалось, близкой свободой, от которой автора отделяло лишь море - романтический символ непокорности и независимости.

Поэзия написана как монолог-обращение лирического героя к морю. Это и не удивительно, поскольку романтики в целом относились к всей природе, как к живой «одухотворенной» существа. Перед нами предстает прекрасная и своевольная стихия. Для лирического героя море - светлая мечта его души, ибо именно оно возрождало «в сердце тихім и печальном» сокровенные надежды. Ему в этой стихии нравится все: и тишина в вечернее время, и волн произвольных переливы, и штиль, когда в тихие ночи, в свете дня спокойно плывет лодка незыблемыми водами, и шторм, забирает какой-то корабль на дно морское... Глухой шум моря, голос его бездны резко контрастирует с окружающими серыми берегами. Душа лирического героя рвется к этой свободной и широкой стихии, но он уже понимает, что его место - на берегу («и на земле остался я»). Время мечтаний остался позади. Большая романтическая эпоха уходит в прошлое, а с ней и ее могучие символы - Наполеон и Байрон.

В стихотворении «К морю» Наполеон предстает перед нами как великий и славный герой:

На скале есть гробница в славе,

Где взял его холодный сон:

Там спогадання величавые,

Как затухал Наполеон. (Пер. А. Малышко)

Французский император ассоциируется в лирического героя с бунтовщиком-романтиком, что попытался завоевать весь мир, но потерпел поражение в своих титанических устремлениях.

Стихия напоминает лирическому герою о недавнюю смерть еще одного воспевателя моря - Байрона. Море, «образ свободное и широкий», «кипел в нем, как дух борьбы». Английского поэта «властителя наших дум», хмурного и глубокого, «страшного в своем одиночестве» «оплакала свобода».

Именно эта опустошенность мира, в котором постепенно исчезают или удаляются романтические идеалы, больше всего беспокоит лирического героя; Поэтому окружающему миру, что лишен свободы и страдает от тирании, противостоят дары и красота моря:

Прощай же, море! Не забуду

Твою красоту, твои дары,

И долго, долго слышать буду

Твой шум в тихие вечера.

В леса, в поля, в пески зыбучие,

Тобой полный, понесу

Твои залива и синие кручи,

И солнце, и тень, и волн красоту. (Пер. А. Малышко)

За год до своей смерти, словно подводя итог своей поэтической деятельности, А. Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению он близок к одноименному стихотворению Г. Державина, который, в свою очередь, взял как формальный образец оду древнеримского поэта Горация «К Мельпомене» (эту оду древнеримского поэта к Г. Державина в русской поэзии переводил также М. Ломоносов). У Пушкина, как у Державина, в стихотворении пять строф, написанных по одинаковому плану. Но мысли Пушкина и Державина о своем творчестве, оценка ее основного содержания и значения глубоко различные. Следовательно, «Памятник» - это не просто перепев известного произведения, а оригинальный стих, в котором мысли автора важны сами по себе, а не только в сопоставлении с Державиным, Ломоносовым или самим Горацием. «Памятник» Пушкина - это новый узор, вышитый по старой канве.

В основе произведения лежит метафора уподобление поэзии памятнике. Именно эту метафору и позаимствовали у Горация Пушкин и Державин. Подытоживая свое творчество, поэт говорит о том, что его «памятник нерукотворный», его поэзия останется и после его смерти: «до него возраст человеческая не зарастет тропа». И творец останется жить в своих творениях.

В стихотворении «Памятник» Пушкин действительно подводит итог своего творческого пути. Он задумывается о смысле жизни, о особую миссию, которая дается каждому человеку от рождения.

Уже в первой строфе Пушкин подчеркивает народность своего творчества. Поэт сравнивает духовное и материальное, живую поэтическую думу и мертвый камень, и в этом заключается художественная ценность стихотворения. Содержание и ценность поэзии Пушкин видит в том, чтобы служить добру и будить в людях добрые чувства. В этом основная задача поэзии и наивысшее ее назначения.

Итак, поэт «поставил» себе «незотлінний памятник»выше Александрийского столпа, то есть колонны, поставленной в честь Александра i на Дворцовой площади в Петербурге. Главной темой стихотворения является тема царя и поэта, земного властителя и властителя дум. Гений своей творчеством сам ставит себе при жизни «нерукотворный памятник», потому что он - голос народа, его пророк. Не кто-нибудь, а он сам воздвиг себе памятник. Отсюда много раз повторяющееся «я».

Пушкин жил и творил в «суровый век». Он гордился тем, что его поэзия была свободной, взывала к свободе - политической и духовной. Александрийский столп - это самая высокая в мире колонна, олицетворение покорности царю и власти самого царя. Пушкин был придворным низшего чина, и в то же время он был человеком высокого призвания и назначения.

Так что же означает «выше Александрийского столпа»? Это можно трактовать и как победу поэта над цензурой, и как его победу над самодержавием. Пушкин сопоставляет два памятника - материальный и духовный. Он вступает в противоборство с «кумиром» своего времени.

Далее Пушкин говорит о своем историческое бессмертие и предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России. Пушкин морально победил не только самодержавного «кумира», силой поэтического слова и высокой духовностью он действительно победил время и пространство.

«Памятник» - это глубокий и богатый по своему идейному содержанию стихотворение. Поэтические идеи в произведении перекликаются, появляются и исчезают по внутренней необходимостью и в результате собственных ассоциаций поэта. Через них предстает цельная натура художника, его жизненный опыт и мудрость.

В четвертой строфе содержится основная мысль всего стихотворения - оценка поэтом идейного смысла своего творчества. Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («добрые чувства я лирой лелеял»); во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой суровый возраст я звеличав свободу»); в-третьих, защитой декабристов («и за преодоленных умолял»). Поэт славит свободу. Особого значение это слово приобретает именно в «суровый век». Свобода, с точки зрения Пушкина, - это чувство, которое должно возвышать человека над собой и над несправедливостью в обществе.

В последней строфе, обращаясь к своей музы, Пушкин призывает ее, «не стремясь венца, оподаль от брани», принимать равнодушно хвалу и клевету и придерживаться собственного призвания. В этой строфе произведения кто-то видит противоречие всему тому, что сказано ранее о бессмертие и славу поэта, о значении его творчества. Но последние строки возникли в связи с внутренней необходимостью донести мысль о неповиновении художника любой земной власти.

Стихотворение, согласно темы, написано в жанре греко-римской оды. Через это и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью. Созданию возвышенного пафоса способствуют введенные поэтом слов'янізми, а за интонацией «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего свое право на историческое бессмертие.

В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин создал широкую, полную и точную картину жизни русского общества своего времени. Он рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургском, московского и поместного. Раскрывает он и духовный мир своих современников.

Пушкин поставил перед собой задачу создать типичный портрет современника - человека нового,

XIX ст., которая представляет свободомыслящую и одновременно знудьговану и разочарованную дворянскую молодежь пушкинской эпохи. Таким героем в романе является Онегин, но и другие - Ленский, Татьяна, Ольга - это также мастерски воссозданные поэтом типовые фигуры тогдашнего российского дворянства. Кроме этих основных образов романа, картину русской жизни дополняют второстепенные персонажи.

«Евгений Онегин» - один из первых русских социально-психологических романов. Новаторской была не только тематика, но и жанровая форма, к которой прибегает Пушкин и которую он характеризует так: «не роман, а роман в стихах - дьявольская разница».

Общим для прозаического и віршового романов является наличие в их художественной структуре эпической составляющей, т.е. изображаемой в произведении картины человеческой жизни. Но, в отличие от прозаического, роман в стихах имеет еще и четко очерченную лирическую составляющую, что проявляется в постоянной присутствия авторского голоса, который звучит в так называемых лирических отступлениях: автор комментирует изображаемые ситуации, дает оценку поступкам героев, соотносит их с обстоятельствами собственной жизни и т.д.

Жанровая модель пушкинского романа подобная лиро-эпических поэм Байрона, а также его знаменитого романа в стихах «Дон Жуан», но, в отличие от них, во-первых, опирается на реалистические принципы изображения человеческого характера (широкий контекст социально-исторических обстоятельств, типичные характеры, представленные в процессе их психологического формирования, мотивированного влиянием на них со стороны социальной среды, и т.д.), во-вторых, синтезирует в себе признаки многих лирических жанров (элегия, послание, эпитафия, ога т.д.), что обусловило и другое жанровое определение Пушкиным своего произведения - «свободный роман».

Главный герой романа, молодой дворянин Евгений Онегин показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не пытается оправдать их. Уже из первой главы мы узнаем, что автор дружил с Онегиным, что поэту «нравились его черты» и что он любил проводить с ним время. Автор по-раВНОму относится к своему приятелю в течение романа. Он, хоть и ценит дружбу Онегина, но иногда относится к нему иронически, а иногда сурово осуждает его поведение. Противоречивость в характере Онегина делает его образ более жизненным, далеким от схематизму. Онегин - не «положительный», но и не «отрицательный» герой.

Пушкин, описывая жизнь Онегина, обращает значительное внимание на его воспитание. Оно пагубно повлияло на героя. Вследствие этого из Онегина вышел настоящий эгоист, Человек, который думает только о себя, про свои желания и удовольствия, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других, способный с легкостью обидеть, оскорбить, нанести горя другому человеку, даже не замечая этого. Таким бы Онегин и остался для нас, если бы мы не узнали о несколько событий, которые имели сильное влияние на героя романа. Под их влиянием Онегин обнаруживает такие свойства своего характера,

о даже не подозревал. Прежде всего это было убийство Онегиным на дуэли его молодого друга Владимира Ленского. От этого бессмысленного преступления Онегин ужасается. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь героя. Он не в состоянии больше жить в тех местах, где все напоминало ему о содеянном, поэтому и отправляется в странствия.

Онегин уже не может, как прежде, жить, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается, и думать только о себе. Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на бывшего Онегина. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен на сильные чувства, что полностью захватывают его и поражают его душу.

За Пушкиным, у героев современных ему европейских романов о разочарованную молодого человека - «аморальная душа». Онегина ведь эта оценка совершенно не касается. О нем нельзя сказать, что он человек с безнравственной душой. В истории отношений Онегина и Татьяны Пушкин показал «души прямое благородство» героя. Убийство Онегиным Ленского на дуэли также нельзя безоговорочно назвать аморальным, потому что по понятиям того времени дуэль - узаконен в дворянском обществе способ защиты чести. Для Онегина принять вызов или отказаться было не мелочью, а главным вопросом, ведь речь шла о том, останется ли он в дворянском обществе, будет ли он, как и ранее, «своим» в этой среде, а будет отлучен. Про Онегина нельзя сказать, что он - безнадежный эгоист. В глубине души он не лишен доброжелательности и отзывчивости к людям.

Главный герой романа - личность сложная и глубоко противоречивая. Это особенно ощутимо, когда читатель обращается к тех строф, в которых рассказывается о том, что Татьяна, пытаясь лучше понять Онегина, изучает его пометки на полях любимых книг. Татьяна рассуждает, что же представляет собой Онегин. Она почувствовала сложное переплетение в характере героя противоречивых свойств (Онегин - «творение ада или небес?»). Она пытаются решить, чего же в нем больше: доброго или злого?

Внутренний мир Онегина характеризует его письмо к Татьяны. Полюбить девушку мог только изменен Онегин, и его письмо - самое яркое свидетельство изменений, что произошли. Равнодушие ко всему, жизнь только для себя не дали ему удовольствие. Свое счастье и спасение Онегин видит в любви.

Татьяна Ларина, «милый идеал» Пушкина, является главной героиней романа. Татьяна - это олицетворение добра, высокой души, верности и целостности натуры. Пушкин называет свою героиню «россиянкой душой». Но если бывший Онегин своего времени не увидел всей внутренней красоты Татьяны, новый Онегин уже может оценить Татьяну по-настоящему, и горячо, искренне влюбляется в нее. В этом чувстве теперь для него весь смысл его жизни, и если Татьяна не примет его любовь, то и жизнь для него нет. Но его ждет отказ, потому что понимание чести Татьяною не позволит ей нарушить слово, данное Богу и себе:

Я вас люблю (зачем таить?),

И с кем я стала к венцу -

Останусь верна до конца.

Главная черта Татьяны - глубокая душевная воспитанность, развитое чувство долга, что для нее выше самые сильные чувства. Она считает, что когда она сама, своей волей, свободно дала обещание другому человеку быть верной женой, то обязана сохранять незыблемым это данное ею слово. Это подчинение всех своих действий чувству долга, неспособность к обману, к компромиссам со своей совестью достойно уважения и восхищения. Недаром для Пушкина она - «милый идеал», хотя он и не наделяет ее ни красотой, ни знатностью, создавая образ женщины с прекрасными душевными качествами. На это обращает внимание даже бывший Онегин говорит Ленскому: «Я выбрал бы другую, когда б я был как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет...» А в Татьяне с первого взгляда чувствуется поэтическая душа.

Кроме главных действующих лиц, наиболее близких автору, Онегина и Татьяны, в романе присутствует еще один интересный образ - образ романтического юноши Ленского. Пушкин рассказал нам о его короткое жизнь и довольно печальную судьбу. В лице Ленского Пушкин изобразил очень распространен тогда тип юного романтика. Ленский - восторженный поэт-лирик, убеждения его самые шикарные, самые передовые: мечты о свободе народа, «вольнолюбивые мечты», как называет их автор. Но герой совсем не знает и не понимает жизни. «Сердцем милый невежда», он воспринимает людей и жизнь романтично, верит в высокую дружбу, в вечная и идеальная любовь. И, как ему кажется, он нашел все это: дружбу Онегина, любовь Ольги. Но он погибает от первого же удара судьбы. Возможно, это и на лучше, потому что в памяти других героев и читателей романа Ленский навсегда остается пылким, страстным юношей, романтиком-мечтателем.

Пушкин, чтобы полнее показать все стороны жизни дворянского общества 10-20-х годов XIX века, создает в своем романе еще и образ Ольги, младшей сестры Татьяны. Ольга - полная противоположность своей сестры. Она жизнерадостная, привлекательная, но это не может скрыть бедности ее духовного мира. «Всегда скромна, всегда послушна», Ольга является одной из тех, кто, не задумываясь, живет по принятым в дворянской среде правилам. Недолго она плакала за Ленским и вскоре вышла замуж.

Итак, на примере характеров своих героев Пушкин показал психологию человека своего времени. Конечно, судьба каждого из них могла бы сложиться более удачно. Но это зависело не только от самих героев, а и от правил, установленных в обществе того времени.