ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Николай Гоголь «Шинель»

 

Николай Гоголь (1809-1852) родился 1 апреля 1809 года в селе Сорочинцах на Полтавщине в помещичьей семье. Детство прошло в селе Васильевке. В развитии духовного мира парня значительную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, поэт и драматург того времени. Отец его был праправнуком полковника казачьего войска времен Богдана Хмельницкого Остапа Гоголя. Позже знаменитый потомок возвеличит его к легендарной фигуры и воспевает в образе Тараса Бульбы.

Учился Гоголь в Полтавском уездном училище (1818-1819), где брал уроки у учителя гимназии Г. Сорочинской, а в 1821-1828 годах - в Нежинской гимназии высших наук.

Литературно-музыкальная культура родной земли находила свое проявление в воспитательной практике бабушки Татьяны Семеновны, маминой мамы. Любовь к языку, чувство слова закладывались у юного Николая Гоголя уже с детских лит. Впоследствии он увлечется собиранием украинских народных песен, пословиц и поговорок, готовить материалы к украинско-русского словаря. Еще в студенческие годы, глубоко проникаясь социальными неурядицами, внутренне опираясь самым раВНОобразным проявлениям зла, болея за всю страну и свою «милую Украину», Г. Гоголь настраивался на такую деятельность, «чтобы быть по-настоящему полезным для человечества». В целом же все творчество великого писателя было направлено на «очищение сердца», «понимание сердцем», чтобы достичь хоть какого-то подобия общественной гармонии.

В 1828 Г. Гоголь переезжает в Петербурга. Целеустремленная натура Гоголя привела его к цели: 1831 выходит первая часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», в 1832 - вторая. Успешный дебют удвоил силы.

Но тоска по родине, по живописной Украиной, заставила Николая Гоголя в конце 1833 года ходатайствовать о место профессора истории в Киевском университете Св. Владимира.

p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:18.0 pt'>Утешение от несбывшихся планов писатель искал и находил в творчестве. Появляются сборники «Миргород», «Арабески» (1835), комедия «Ревизор» (поставлена 1836), «Мертвые души» (1841) и «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847).

В июне 1836 года Гоголь уехал за границу. В Швейцарии, Риме, Париже он работал над поэмой «Мертвые души», писал также драму из истории Запорожья (сохранились отрывки), повесть «Рим» (1842) и др.

Последние годы жизни писателя были полны драматических поисков истины. В 1848 году писатель возвращается на родину, усиленно работает над вторым томом «Мертвых душ», но незадолго перед смертью сжигает рукопись. Тяжелая болезнь оборвала жизнь неповторимого мастера слова 21 февраля 1852 года.

Повесть Николая Гоголя «Шинель» (1839) сыграла немалую роль в развитии литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - писал Ф. Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений российских писателей.

Образ «маленького человека», открытый еще Александром Пушкиным, после появления повести Николая Гоголя «Шинель» стал одним из центральных в литературе 1840-х годов. Тема открыла дорогу изображению «последователей» героя произведения Акакия Акакійовича в творчестве Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Некрасова, Николая Островского, Льва Толстого, Ивана Бунина, Антона Чехова, Леонида Андреева... Многие из них пытались увидеть в «маленьком человеке» своего маленького героя, «своего брата», с присущими ему чувствами доброты и благородства.

Что же такое «маленький человек»? В котором понимании «маленькая»? Маленькая этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступеней иерархической лестницы. Ее место в обществе мало заметное или совсем не заметное. «Маленький» этот человек еще и потому, что мир ее духовной жизни и человеческих притязаний также крайне сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для нее, например, не существует исторических и философских проблем. Она находится в узком и замкнутом кругу своих жизненных интересов.

Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядную, незначительную и незаметную. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкін не привык размышлять над содержанием своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Духовная жизнь Башмачкин созвучно его внутренним ожиданиям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желание. Кража шинели, приобретенной путем очень больших ограничений и страданий, становится для него настоящей катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. «Значительное лицо» так накричала на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакійовича, что наступила вскоре после его болезни.

Несмотря на «уникальность» созданного Гоголем образа Башмачкин, он не возникает в сознании читателя одиноким, и мы осознаем существование множества таких же маленьких, униженных людей, которые разделяли судьбу Акакия Акакійовича. В этом обобщении образа «маленького человека» сказалась гениальность писателя, сатирически изобразил и само общество, что порождает произвол и насилие. В этом среде все больше растет жестокость и равнодушие людей друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с болью показал несправедливость и деспотичность общества к «маленькой человека» и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как казалось на первых взгляд, людей.

«Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего віцмундира, вы должны служить по другому ведомству». Вот так за пуговицами мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так «затаптывается» человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатством и знатностью, но и себя.

Гоголь призвал общество посмотреть на «маленького человека» с пониманием и сочувствием. «Матушка, спаси твоего бедного сына!» - пишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакійовича вдруг понимали это и начинали мучиться угрызениями совести. Один молодой служащий, решив, как и все, пошутить с Башмачкин, остановился, пораженный его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И чиновник вздрогнул, увидев, «как много в человеке бесчеловечности, как много скрыто свирепой грубости...».

Стремясь к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости наказать бесчеловечности общества. Как реванш и возмещение за причиненные в течение жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, который в эпилоге встал из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у «значительного лица», что сыграла трагическую роль в жизни маленького чиновника.

Суть фантастического эпизода воскресения Акакия Акакійовича и его встречи со «значительным лицом» заключается в потому, что даже в жизни самых, казалось бы, незначительного человека есть такие моменты, когда она может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановной лица, Башмачкін становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным защитить себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть «маленького человека» чиновничьему Петербургу.

Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни «маленького человека» открывало для широкого круга читателей и зрителей ту несложную, но близкую им истину, что жизнь и «извилины» душ «обычных людей» ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в это жизни, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизм взглядов художника на зображувану действительность приводил к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать на один уровень с самыми выдающимися личностями.

В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности «маленького человека», однако сделал это с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом на ее личные качества и добродетели.