ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

И. КАЛЬВИНО. «ЕСЛИ ОДНОЙ зимней НОЧЬЮ ПУТНИК...» - РОМАН - ПАРОДИЯ НА ЛИТЕРАТУРНЫЕ СТИЛИ

 

План

1. Итало Кальвино - непревзойденная фигура итальянской литературы XX века.

2. Роман «Если одной зимней ночью путник...»- «феерическая литературная игра». Понятие «гипертекст» и воплощение его признаков в произведении.

3. Взгляды писателя на роль литературных стилей.

4. Образы Читателя и Читательницы - главные и сквозные персонажи романа, их функция в произведении.

 

Задания для подготовительного периода

1. Выпишите из словаря литературоведческих терминов понятия «текст» и «гипертекст», их признаки. Подумайте, удачно использовал Итало Кальвино признаки гіперте - ксту в своем произведении.

2. Объясните, какова роль в произведении отведена 10 вставным разделам, составляющих оригинальную мозаику произведения.

3. Подумайте, какому выводу пришел писатель в финале произведения. Почему он заговорил об непрерывность жизни и неизбежность смерти?

 

Литература

1. Помаранська О. Итало Кальвино: био-библиографический очерк // Вселенная.- 2002. - № 11 - 12. - С. 32-33.

2. Покальчук Ю. Современная латиноамериканская проза. - К., 1978.

 

Инструктивно-методические материалы

Роман «Если одной зимней ночью путник...» занял центральное место в творческом наследии Итало Кальвино. Этот прозаическое произведение стал воплощением постмодернистских признаков, поскольку он - новаторское по содержанию и по форме. В нем ярко проявились признаки гипертекста. Итало Кальвино упорядочил текст таким образом, что он превратился в систему, иерархию текстов, одновременно составляя определенное сюжетное единство.

Литературные критики определили роман как «феерическую литературную игру», поскольку особенностью композиции стало наличие десяти вставных глав, которые дополнили и расширили идейный замысел автора.

Тема произведения - изображение размышлений автора об особенностях литературных стилей.

Идея - осуждение распространения массовой культуры и плагіатства.

Автор начал роман с наставлений о том, как нужно читать подан произведение, поскольку случаться вставные главы и эпизоды: «Устройся поудобнее: сидя, лежа, свернувшись калачиком, раскинувшись. На спине, на боку, на животе. В кресле, на диване, в шезлонге, на пуфе. В гамаке, если есть гамак. На кровати. Разумеется, на кровати. Или в постели. Можно вниз головой, в позе йоги. Перевернул книгу естественно. Скажи еще громче, крикни: «Я начинаю читать новый роман Итало Кальвино». А не хочешь - не говори, авось и так оставят в покое».

В первом разделе рассказчик подчеркнул, что Итало Кальвино уже несколько лет ничего не печатал, поэтому его роман «Если одной зимней ночью путник...» сразу привлек к себе внимание читателей. Но во время прошивки экземпляров в издательстве допустили ошибку и сшили роман не так, как нужно. Таким образом читателя было подведено к выводу, что эта ошибка повлекла сложность чтения и понимания произведения.

Описание событий начался с вокзала. Главный герой, от имени которого ведется повествование, - Алекса Зіннобер, имея слабое здоровье, отправился на морское побережье подлечиться. Характеризуя его, автор сказал: «...Этот человек зовется «я», больше о нем ты ничего не знаешь...». На протяжении романа читатель узнал о том, что герой - молодой человек, лейтенант, родился и получил воспитание в протестантской семье, проживал в пригороде Парижа, занимался разведением тропических рыб - «...тихая дело, которая предусматривала размеренный, как никогда ранее, образ жизни, поскольку рыбок нельзя покинуть без присмотра ни на сутки...». Герой вел уединенный образ жизни. Он интересовался девушками, но серьезных отношений с ними до этого времени не имел, ибо был убежден в том, что еще не встретил достойную себя. В течение поездки на море он встречался с людьми разных профессий, но его внимание особенно привлекла встреча с книгоиздателями и писателем. После знакомства лейтенанта со своими путниками между ними завязался разговор об издании книг, о серьеВНОсти напечатанного и о плагіатство. С их слов Алекс сделал для себя вывод, что литература на сегодня абсолютно разная, существуют серьезные произведения, которые написаны для широкого круга читателей, и - списаны у других авторов. Характеризуя литературные стили, подвел к выводу, что каждый из них имел свои особенности, которые ярко проявлялись в том или ином произведении.

Чтобы ярче раскрыть взгляды на литературные стили, Кальвино ввел образы Читателя и Читательницы, которые заняли важное место в романе, поскольку выражали свои мнения по таким проблемам:

1) особенности построения любого произведения: «некоторый текст полностью создан из повторений, которые предназначены передавать текучесть времени. Ты изначально готов воспринимать авторский замысел, от тебя ничего не скроется»;

2) чтение и восприятие прочитанного содержания: «Слушать, когда тебе читают, - совсем не то, что читать о себе. Читая про себя, ты можешь удержать скорость чтения или, наоборот, - быстро пронестись по ряду фраз, потому что временем распоряжаешься ты. Когда читает кто-то другой, нелегко совместить собственное внимание со сменным время его чтения...»;

3) проблемы, изображенные в произведениях: «...во время чтения они будут отмечать, как отражены в романе тот или иной способ производства, процесс отчуждения собственности, сублимация угнетение, семантические коды, поля, метаязык тела, нарушение ролевых установок в области социальных и межличностных отношений...».

В финале произведения писатель подвел читателя к объяснению названия романа: «Если одной зимней ночью путник, неподалеку от хутора Мальборк, над крутым холмом склонившись, не страшась ветра и головокружения, смотрит вниз, где собирается тьма...». автор задал вопрос читателю: «Что ждет путника в конце?». Устами одного из героев он сказал, что все вернется на свои места, и повествование снова начнется с первой страницы, но о путника уже не будет.