ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

X. КОРТАСАР. «ИГРА В КЛАССИКИ». МАНИАКАЛЬНЫЙ ПОИСК ЛИЧНОСТЬЮ ПРИЧИН ПОДЛИННОСТИ ЖИЗНИ

 

План

1. История написания романа, название произведения, тема, особенности композиции.

2. Символика имен и фамилий героев в романе, их смысловая нагрузка.

3. Образ Горацио Оливера как воплощение взглядов писателя на проблему современного сосуществования человека в мире. Трагизм главного героя.

 

Задания для подготовительного периода

1. Подумайте и определите черты, которые объединяли творчество Хулио Кортасара с творческими достижениями представителей литературы Латинской Америки.

2. Докажите, что роман «Игра в классики» является новаторским по форме. В чем заключается сложность прочтения произведения?

3. Сравните образ Орасио Оливера с образами полковника (повесть Г. Г. Маркеса «Полковнику никто не пишет») и мужскими образами семьи Буендіа (роман Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества»),

4. Объясните причины трагизма образа Горацио Оливера.

 

Литература

1. Андреев В. Примечание // Кортасар X. Игра в классики - СПб: Азбука - классика, 2004. - С. 564-567.

2. Мамонтов С. П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки.- М.,1983.

3. Назарец В. М. Биографические литературные справки: Амаду Доржі, Астуріас, Миттель Анхель, Кортасар Хулио // Всемирная литература и культура. - 2005. № 9. - С. 36-38.

4. Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. - М., 1976.

 

Инструктивно-методические материалы

Роман Кортасара «Игра в классики» вышел в свет в 1963 году в Буэнос-Айресе. В России читатели имели возможность ознакомиться с произведением уже после смерти писателя в 1986 году. Книга принесла автору известность в мире. К 1967 году, когда появился роман Маркеса «Сто лет одиночества», это был наиболее популярный бестселлер. Критики - литературоведы признали книгу аргентинского писателя новаторской. Высокую оценку ему дали и аргентинские художники, среди которых Хорхе Луис Борхес, Габриэль Гарсиа Маркес, Пабло Неруда и др. Например, Варгас Льоса дал такую оценку роману Кортасара: «До появления самого значительного из романов Кортасара «Игра в классики» эго творчество было попеременно то реалистическим, то фантастическим ...Эти два направления соединяются в роман «Игра в классики», где не существует границы между реальным и воображаемым. Однако эти два мира не смешиваются, а сосуществуют таким образом, что невозможно указать черту, которая их разделяет».

Тот факт, что книга вышла в свет в Аргентине в то время, когда писатель жил в Париже, это не случайно. Аргентинская ностальгическая нота звучит в некоторых главах романа. Главы романа, посвященные Аргентине, писатель называл «С этой стороны». Подтверждением обращения к аргентинской тематики свидетельствовал и тот факт, что художник в произведении использовал лундарфо-язык жителей Буэнос-Айреса, которая богата всевозможными словесными играми. Название произведения толкуют в нескольких вариантах:

1) «Классики»- принцип движения от ячейки «земля» до ячейки «небо»- поиск спасительной гармонии, преодоления разлада и человеческого разъединения.

2) «Классики» - принцип организации повествования, то есть путешествие разделами-ячейками последовательно или оговоренным автором зигзагообразным образом.

«Игра в классики» - это один из постмодернистских произведений с оригинальной структурой. Книгу можно читать двумя способами: «традиционным» - последовательным прочтением 56 глав, которые объединяли две части произведения, оставляя без внимания третью. В таком случае к роману входила только половина его страниц; зигзагообразным, применять который нужно было с главы 73, двигаться вперед зигзагообраВНО и следовать все время указаниям автора. Автор помогал читателю, нацеливая его обращать внимание на составленную писателем таблицу.

Эти два, но не единственные способы прочтения романа, дали начало разным книгам. Кроме автора и читателя, в романе был еще и третий герой, роль которого такая же важная - это культура. Этот персонаж занимал третью часть романа. Кортасар собрал ряд чужих текстов, которые выступили как полноценные главы романа. Таким образом, что касалось композиционного построения, роман «Игра в классики» - произведение из наиболее оригинальной структурой.

Тема романа - показ «текучести жизни», размышления о назначении человека.

В произведении использованы «метафоры - фамилии».

Орасио - испанская форма имени Гораций, это напоминание о римского поэта и персонажа из трагедии «Гамлет», трех братьев Горациев, которые победили Кураціїв, положив конец войны между Альба-Лонгой и Римом Это имя любимого писателя Кортасара Орасио Кіроги (1878-1937), аргентинца, который, будучи тяжело больным, наложил на себя руки.

Оливер - слова «олива», оливковая ветвь мира (мудрости и славы), гора олив в Гефсіманському сада. Контур классиков на асфальте напоминал крест.

Рокамадур - название городка в юго-западной части Франции, городок паломничества, которое было связано с культом Девы Марии.

Мага - женский род от слова «маг».

Берт Трепа - слово, что означало «смерть». Пианистка синтезировала «Танец смерти» Сен-Саиса.

Старый Труя - это фамилия французского писателя - сюрреалиста Кловиса Труя (1889-1970).

Оливер искушал судьбу, заключал с ней пари. Его реальный маршрут: Париж - Монтевидео - Буэнос-Айрес.

Действие романа происходило в 1950-е годы. Главный герой, Орасио Оливейра, сорокалетний аргентинец без определенных занятий, проживал в Париже весьма скромно на деньги, которые время от времени присылали ему родственники из Буэнос-Айреса. Его любимое занятие - без цели ходить по улицам города. Орасио приехал в Париж, как и большинство его соотечественников, «воспитание чувств». Он постоянно был углублен в себя, анализировал свое состояние, и, наконец, убедился в своей непохожести и противопоставил себя окружающему миру. Со временем герой понял, что «гораздо легче думать, чем быть и действовать. Попытки найти себя в этой жизни - это топтание в кругу, центр которого - повсюду, а окружность - нигде».

Горацио чувствовал себя полностью одиноким. Он не смог разобраться в отношениях с женщинами - француженкой Наледи и уругвайкою Магой. Узнав о том, что Пола больна (у нее рак груди), он порвал с ней всякие отношения и сделал свой выбор. Мага хочет стать певицей и берет уроки музыки. Своего маленького сына Рокамадура она оставила в сельской местности у кормилицы. Для экономии средств Мага и Орасио решили поселиться вместе. «Мы не были влюблены вторую вторая, просто предавались любви с отстраненностью и критической изощренностью», - будет вспоминать Орасио. Время от времени Мага даже раздражала героя, поскольку она была не такая образованная, не достаточно начитанный, он не находит в ней утонченной духовности, к которой стремится.

Орасио имел компанию друзей, куда входили художники Этьен и Перімо, писатели Вонг, Ги Моно, Осип Грегоровиус, музыкант Рональд, керамист Бепс. Свою интеллектуальную группу они называли Клубом Змеи и каждую неделю собирались в мансарде Рональда и Бепс в Латинском квартале, где курили, выпивали, при свете зеленых свечей слушали джаз со старых потертых пластинок. Они часами разговаривали о искусство, литературу, философию, но их общение скорее напоминало не разговоры друзей, а спор снобов. Но даже общаясь со своими друзьями и единомышленниками, Орасио не чувствовал глубокой привязанности к тем, с кем «чисто случайно перенесся во времени и пространстве».

Когда Рокамадур заболел, Мага забрала ребенка и ухаживала за ней. Горацио не мог преодолеть разочарование и недовольство. Не проявил никаких эмоций герой даже тогда, когда мальчик умер. Мага покинула Орасио, а герой, оставшись одиноким, только теперь понял, что любил девушку, а, потеряв ее, потерял жизненный стержень.

Оказавшись по-настоящему одиноким, герой искал утешения среди нищих. Он попал в полицию, в результате чего его ждала депортация.

И вот через много лет отсутствия Орасио снова оказался в Буэнос-Айресе. Прибыв сюда, герой поддерживал отношения со своим давним товарищем Тревелером и его женой Талітою, которые работали в цирке. Талита чем-то напоминала ему Магу, и герой чувствовал влечение к ней. Мужчина заметил знаки внимания к жене сбоку Орасио, но не мог разорвать старой дружбы. Хотя со временем Горацио чуть не разбил семейных отношений его друзей.

Однажды хозяин цирка Феррагуто купил психиатрическую клинику, и трое героев устроились туда работать. В непривычной обстановке им приходилось трудно, а в Орасио все чаще становятся заметными проявления психического заболевания. В его голове несколько раз появлялись мысли о самоубийстве. Однажды, закрывшись в комнатке, он рассуждал: «Ужасно сладостный миг, когда лучше всего чуть наклониться вниз и дать себе уйти - хлоп! И конец!».

Но он знал, что его ждут друзья - Тревелер и Талита.

Финал романа Кортасар сделал открытым. Сделал Орасио свой последний шаг в пустоту или передумал - это придется решать читателям. Но, кажется, что, почувствовав всю подлинность человеческих отношений, Орасио согласился с тем, что «единственно возможный способ уйти от территории - это влезть в нее по самую макушку».