ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

РОМАН - ИСПОВЕДЬ ДЕНИ ДИДРО «МОНАХИНЯ» - РАСКРЫТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЦЕРКВИ

 

План

1. Жанровая специфика произведения, его идейно-тематический анализ.

2. Три плана романа.

3. Место главной героини Сюзанны Сімонен в семье и в обществе.

4. Затхлый монастырский мир и его представители.

 

Задания для подготовительного периода

1. Подумайте и раскройте понятие «естественного человека» на примере главной героини романа.

2. Можем ли мы сказать, что автор применил прием - судить современную ему систему (цивилизацию) судом наивного человека? Докажите свое мнение.

 

Литература

1. Акимова А. А. Дидро. - М., 1963.

2. . Андреев Л., Козлова Н. История французской литературы. - М., 1987.

3. Барская Т. Дени Дидро. - Л.-М., 1962.

4. Длугач Т. Б. Дени Дидро. - М., 1975.

5. Жирмунский В. М. История западноевропейской литературы. - Л., 1981.

6. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. 3. Ы. Плавскина. - М., 1991.

7. Штейн А. Л., Черневич М. /7., Яхонтова М .А. История французской литературы. - М„ 1988.

 

Инструктивно-методические материалы

Дени Дидро оценивал человека с точки зрения определенного духовного эталона. Основа эталонной человека - нравственный разум. Образ такого человека он создал в романе «Монахиня» (XVII 60). Это драматически напряженная история жизни в монастырях молодой девушки Сюзанны Сімонен, которая была запроторена туда против собственной воли родителями, что стеснялись ее как внебрачного ребенка.

Монахиня Сюзанна противостояла среде, не хотела ссориться с ним, отстоять свою индивидуальность.

Монастырь в изображении Дидро в миниатюрной форме представлял все пороки общества: безумие, безнравственность, разврат и извращенность, лицемерие. Все из-за того, что в монастыре проводилась насилие над естественной человеческой сущностью. Человек рождался, чтобы жить в обществе, поступать по своему призванию, развивать, а не подавлять свой разум, чтобы наслаждаться жизнью плоти, а не подавлять ее, - считает Дидро.

Писатель наделил Сюзанну высокими природными качествами. Природа предоставила человеку высшие свойства, которые способны были выдержать любое насилие со стороны общества. Сюжет строился так, чтобы продемонстрировать эти высшие духовные качества: природный ум, природная нравственность, а также естественное право. В романе «Монахиня» (XVII 60) все внимание автора было сосредоточено на образе главной героини Сюзанны Сімонен. В этом произведении пересеклись три плана, который помог писателю выявить сущность человеческой природы.

Это общественный план, который определял место главной героини в семье и обществе: незаконная дочь и нелюбимая сестра, она подверглась преследованиям семьи и стала существом отверженным в глазах общества. Содержание романа заключался в опоре Сюзанны членам своей семьи и обществу, которые стремятся ее изолировать. Второй план - это план религиозный: монастырь стал основным местом, где происходили события романа. Третий план - план природы с ее законами. Через соотнесенность с природой проявились несоразмерность и неразумность законов социальных и религиозных.

Повесть имела открытый финал. Хотя Сюзанны сбежала из монастыря, она оказалась в аналогичном среде - социальном.