ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)
МАРМЕЛАДОВИ И ДРУГИЕ ПЕРСОНАЖИ РОМАНА
Соня Мармеладова
Одной из ведущих тем творчества Достоевского есть описание тяжелой судьбы и страданий «поруганных и обиженных». Показывая судьбу семьи Мармеладных, Раскольникова, безвестных бедняков и «п'яненьких», которых так много на улицах Петербурга, писатель изображает мир человеческого страдания, разоблачает аномальность и безнравственность общества, где люди обречены на презрение и ежедневные образы. В раскрытии этой темы главным является образ Сони Мармеладової.
Впервые читатель узнает о Соне из рассказа ее отца, пьяницы Семена Мармеладова, в трактире: «Дочка моя, от первого брака, чего только не натерпелась от мачехи своей, о том я и говорить не буду. Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздражительная». Ситуация напоминает сказочную - конфликт сироты Сони и мачехи Екатерины Ивановны, у которой есть свои дети, которые хотят кушать, а отец (отчим) все пропивает. Эта безысходность и ужасные условия жизни заставляют героев задуматься, как жить дальше.
О том, чтобы Соня смогла зарабатывать честным путем, в этой ситуации речь не шла. Мармеладов говорит: «много может бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день не заработает, да и то рук не покладая будет работать! А тут детки голодные...» Поэтому не выдержав угрызений оскорбленной па весь мир Екатерины Ивановны, Соня вынуждена была пойти по пути безнравственности и стать проституткой: «Сонечка встала, натянула платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча положила. И словечка при этом не сказала, хотя бы взглянула, а легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают... А... потом Катерина Ивановна, так же и слова не сказав, подошла к Сонеччиного постельке и весь вечер в ногах у нее на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, и так обе и заснули вместе, обнявшись... обе... обе... да... а я... лежал пьяненький». Здесь подчеркнута жертвенность Сони, ее готовность помочь ближнему хотя бы и ценой собственной пренебрежения.
А уже непосредственно с самой героиней впервые читатель встречается во время сцены прощания семьи с Мармеладовим, который погиб. «Из-под надетого по-молодецкому набекрень шляпки выглядело худое, бліденьке и свое испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была мала ростом, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами». Достоевский постоянно подчеркивает ее молодость (не шляпа, а шляпка, не лицо, а «личико»), а также то, что она похожа на ребенка: «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того и еще что-то такое особенное, характерное только для нее: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти девочкой, много моложе своих лет, совсем почти ребенком».
У настоящего художника, такого мастера, как Ф. Достоевский, случайных деталей в произведении нет, каждое слово и фраза хорошо продуманы и несут определенную смысловую нагрузку. Соня похожа на ребенка, а по христианскому учению Царство Небесное принадлежит детям: «Дети - образ Христа: “их есть Царствие Божие. - Он велел их чтить и любить, они будущее человечество...”» Кроме того, именно дети являются найбеззахиснішими и чистейшими ,среди всех членов общества, а поэтому несправедливость в отношении к ним воспринимается едва ли не наиболее остро. Итак, Соня Мармеладова, эта «совсем почти ребенок», уже стала жертвой нечеловеческих условий жизни, была вынуждена продавать свое тело ради физического спасения маленьких детей Катерины Ивановны, пока ее родной отец, Семен Мармеладов, день в день «лежал пьяненький».
Д. Шмаринов. Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание». 1935г.
Интересно, что образы Раскольникова и Сони в определенной степени похожи. Ведь они грешники, которые пошли против общественной морали (недаром же девушке запрещено жить с семьей, она снимает себе отдельный уголок). Эту их родство чувствует и Родион, говоря ей: «Пойдем вместе... Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» Он прямо заявляет Сони: «Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить». Вообще в тексте романа слова «преступление» и «преступление» (рус. преступление) являются ключевыми, чрезвычайно важными для понимания авторского замысла.
Однако между ними существует и принципиальное различие, они даже являются антиподами. Если Соня осуществляет свою жертву ради других (неродных ей по крови детей Катерины Ивановны), то Родион, наоборот - приводит жертвы других ради себя, с целью «проверки» своей теории и собственного обогащения.
Мысль о коренную разницу между самопожертвованием и преступлением воплощается и продолжается еще в одном женском образе - сестры Раскольникова - Дуни, которая тоже жертвует собой ради брата счастью, соглашаясь на брак с отвратительным и нелюбимым ей дельцом Лужиним. А когда Родион упрекнул ее за это, не желая принять такую жертву, она, сама того не подозревая, больно коснулась его роз'ятреної раны - случайно сравнила свое самопожертвование и преступление брата: «Такой брак не является подлостью, как ты это назвал!.. Когда я погублю кого, то только себя саму... Я еще никого не зарезала!.. Чего ты так смотришь на меня? Чего ты так побледнел?» Однако внимательный читатель хорошо знает то, чего еще не знала Дуня, а именно - почему Родион побледнел. Слова Дуни «я еще никого не зарезала» больно задели его совесть - ведь он уже «зарезал» - процентщицу и ее сестру.
Соня наделена ярко выраженными положительными интимнее чертами. Однако, как это свойственно произведениям Достоевского, они не описаны автором прямо, а упомянутые другими героями в момент наивысшего напряжения их душевных сил. Так, когда Лужин возвел клевету на Соню по поводу якобы украденных у него ста рублей, за нее вступилась Екатерина Ивановна, называя черты характера своей падчерице: «Глупые вы, глупые, - кричала она, обращаясь ко всем, - да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка! И она свою последнюю рубашку скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, когда вам надо будет, вот она какая! Она вон и желтый билет взяла за того, что мои же дети с голоду пухли, себя за нас продала!..»
Нужно заметить, что Достоевский является мастером диалога. Так, он специально создает такие ситуации, когда вроде бы случайные фразы, адресованные определенным персонажам, на самом деле затрагивают болезненно ранят или провоцируют других людей и по другим причинам. Это касается не только упомянутой фразы Дуни, после которой Родион побледнел, а и, например, случайно услышанной Раскольниковим разговора студента и офицера в трактире о возможности и даже целесообраВНОсти убийства Алены Ивановны (которая побудила к действию не собеседников, а Родиона, которому она не адресовалась), а также множество других высказываний об убийстве, которые постоянно донимают больному совести Раскольникова.
Соня имеет на Раскольникова наибольшее влияние, она призывает его к покаянию и готова «нести крест» на пути к истине через страдания (главная мысль концепции Достоевского). Проницательный Свидригайлов уверен, что Соня пойдет за Раскольниковим в Сибирь, поэтому и предсказывает два возможных пути для убийцы: «У Родиона Романовича две дороги: или пуля в лоб, или по Владимирці (Владимирский тракт - путь висланців в Сибирь. - Авт.)... Это вы его хорошо учили тогда, чтоб он сам пошел и повинился. Это ему будет много выгоднее. Ну, а как выпадет Владимирка - он по ней, а вы за ним? Ведь так?» Причем читатель ни на миг не сомневается, что так оно и будет: Соня таки пойдет за Раскольниковим «по Владимирці» в Сибирь. Так, как это сделали жены декабристов, с которыми в ссылке Достоевский встречался. Есть в романе «Преступление и наказание» еще одна деталь, которая напоминает биографию писателя, - во время упомянутой встречи с женами декабристов ему подарили Евангелие. Поэтому совсем не случайно Соня лечит отравленную душу Родиона, читая ему притчу о Лазаре, а в конце романа говорится: «Под подушкой у него лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря».
Отметим также, что, по меткому выражению российского филолога Ю. Тынянова, в художественном произведении «все имена говорят». Это наблюдение в полной мере касается и имени София (Соня), которое в переводе с греческого означает «мудрость». И это тоже закономерно, ведь в противостоянии воинствующего индивидуализма (Родион) и христианского самопожертвования и любви к ближнему (Соня) побеждает не его хорошо продуманная теория, а ее настоящая мудрость («софия»). В конце произведения Раскольников подводит итог своих духовных поисков: «Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: “Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?”».