Лев Толстой 1828 - 1910
Открытая книга
РОМАН «АННА КАРЕНИНА»
Без романа «Анна Каренина» невозможно представить мировую социально-психологическую прозу второй половины XIX века. «Я считаю это произведение весьма высоким и просто словно таким, что делает эпоху в романе», - подчеркивал М. Лесков, отмечая новаторскую сущность произведения, который проложил новые пути в искусстве слова и в развитии романистики.
Тематика и жанр произведения
Толстой намеревался написать историческую повесть о временах Петра i, но довольно неожиданно оставил этот замысел и обратился к проблемам современности. Кризис семейных отношений, характерная для России 1860-1870-х годов, воспринималась как один из самых очевидных симптомов морального упадка, уныния и знак неизбежных изменений в моральном, экономическом и общественной жизни страны. Именно в этот период в русской литературе появляются повести и романы, в которых так или иначе речь идет о распаде устоявшихся семейных связей. Драматическое эхо в трактовке этой проблемы ощущается в «Обрыве» Гончарова, «Панах Головльових» Салтыкова-Щедрина, «Подростке», «Братьях Карамазовых» Достоевского.
Nota bene. Кроме общей причины, обратиться к этой теме Толстого побудили и собственные, глубоко личные и творческие, рассуждения, что входили в круг типичных для него этико-философских размышлений о «должное» и «сущее». Вдумчивое чтение «Мыслей» Паскаля, «Опытов» Монтеня, «Характеров» Лабрюйєра привело писателя к полемике о «страсти тела», их эгоистическую сущность и альтруистические «страсти души». Толстой писал: «Стремление души - добро других», и поэтому эти стремления несут в себе оправдание. Тема семейной жизни всегда привлекала внимание художника, убежденного в том, что семья раньше другие общественные институты реагирует на настроения эпохи и ярче их воплощает, поскольку есть найприродні - шей формой объединения людей и одновременно самым органичным средой для проявления «страстей и характеров.
В «Анне Карениной» изображены различные варианты семейных отношений, преимущественно кризисных. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» - начало романа, первая фраза первого тома (в произведении их восемь), которая затем «оживает» в многочисленных сюжетных ситуациях. В романе изображен семейную драму Анны Карениной и ее мужа, сановного чиновника Алексея Александровича; сложные взаимоотношения Анны с молодым графом Вронским; семью Облонских, что фактически распалась, хотя внешне и была сохранена жизнь деградирующих семейств высшего мира. Счастливыми можно назвать супруги Кити и Левина, однако покоя и умиротворения нет и в этой семье. Кстати, о идеальный образец - благополучную крестьянскую семью Парменових - в произведении сказано крайне сжато. По словам современного исследователя, «Анна Каренина» - это роман о «всемирное развод», общий распад личных и общественных связей.
Впрочем, ограничивать проблематику романа изображением кризисных семейных обстоятельств никак не стоит. Произведение Толстого поражает широтой социального и культурного фона, большим количеством тонких философских умозаключений. «Роман широкого свободного дыхания», которым, по определению автора, есть «Анна Каренина», ориентированный на энциклопедическое охвата различных явлений: социальных, религиозных, моральных.
Подробности. В отличие от «Войны и мира», в «Анне Карениной» нет переломных для нации событий, отсутствуют образы исторических лиц, но живая действительность - обыденна и прозаична - отражена писателем под знаком истории. Историческая жизнь России 70-х годов XIX в. вторгается в судьбу героев, сквозит в многочисленных разговорах, размышлениях персонажей, в беседах Константина Левина с братом Николаем, крестьянами, предводителем дворянства. Духовный уровень этого исторического периода представлено в романе Толстого чрезвычайно полно. Здесь спорят по поводу философии Канта, Гегеля, Шопенгауэра, говорят о музыке Вагнера и историческую школу в живописи, вспоминают Тинторетто, Рафаэля и Микеланджело, обращаются к именам Платона, Шекспира, Гете, высказывают мнения относительно научных открытий Дарвина, Сеченова, рассуждают о французский экспериментальный роман Золя.
Своеобразными приметами времени в романе выступают и реалии действительности: голод в Поволжье, война в Сербии, бурное строительство железных дорог, заключение концессий, разрушение крестьянской общины, религиозный скептицизм, а в моральном плане то, что Толстой назвал «потерей красоты» в жизни, потерей ориентира в вопросах «добра» и «зла». А. Чехов отметил, что в романе Толстого хотя и не решено ни одного вопроса (поскольку это и не входит в задачи художника), но (и это главное), «все вопросы затронуты и нарушены «правильно». В этом смысле «Анну Каренину» можно рассматривать как социально-психологический, «общественный» (по терминологии Салтыкова - Щедрина) роман, который принципиально отличается от «любовно-семейного» романа в его западноевропейском варианте.
Следовательно, ограничивать содержание произведения темой разрыва Анны с семьей, ее трагической любовью и самоубийством неправомерно, но нельзя обойти и того факта, что роман назван именем героини. Это свидетельствует о определенную поэтику сюжетотворення, где все линии повествования взысканы до единого центра - образа главного действующего лица, через которую в наибольшей степени раскрывается авторская идея.