3 КЛАСС
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ...
Урок 11
Тема. Литературная сказка. О. Шентао «Чучело»
Цель: ознакомить учащихся со сказкой китайского писателя О. Шентао, учить выразительно читать текст, определять последовательность событий в произведении; обогащать словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, навыки выборочного чтения, исследовательско-поисковой деятельности; учить оценивать поступки персонажей и определять мотивы их поведения; воспитывать сочувствие, желание помочь, понять других.
Оборудование: карта Европы; прямоугольники Лезера; карточки для игры «Назовите все числа»; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
И. Эмоциональный настрой на урок
- Разъедините слова и прочитайте стихотворение.
Казкавгостізавітала,
Мудростіусіхнавчала.
Відкриласекрети, показаладива.
Розвеселиланасіповела
Стежкамибарвистими,
Якимнемаєзабу добычу.
- О чем в нем говорится?
- Итак, мы сегодня продолжим знакомство с литературной сказкой.
II. Актуализация опорных знаний
1. Языковая разминка
- Прочитайте пословицы.
2. Игра «Чему учит сказка?»
- Каждая сказка чему-то нас учит. Я зачитаю главную мысль из прочитанных сказок, а вы отгадайте, из какой это сказки.
• «Эта сказка рассказывает нам о борьбе со злыми колдовскими силами. Показывает, что добро всегда победит зло». («Карлик Нос»)
• «Ведущей является мысль, что добро вечно, оно не умирает. Герой делал только добрые поступки, помогал больным и немощным». («Счастливый Принц»)
• «Своим умом, упорным трудом можно добиться осуществления заветной мечты». («Пингвиненыш без фрака»)
III. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня мы познакомимся с творчеством китайского сказочника А. Шентао и будем работать над сказкой
пуОлода
Ученики расшифровывают название сказки.
IV. Изучение нового материала
1. Ролевая игра «Интервью с писателем»
Дети объединяются в пары так, как сидят за партами, один ученик выполняет роль корреспондента, другой - китайского сказочника. Представители корреспондентов ставят вопрос напарникам по парте, чтобы получить информацию о биографии О. Шентао. Информацию берут из статьи учебника (с. 188).
- Можно узнать Ваше настоящее имя? (Настоящее имя О. Шаоцзюнь)
- Расскажите, пожалуйста, про вашу профессию. (Трудовую деятельность начал с преподавания, очень любил преподавать своим ученикам литературу.)
- Сколько Вам было лет, когда Вы написали свое первое произведение? (Произведения начал писать двадцатилетним юношей.)
- Как называются Ваши сборника рассказов? (Самые значительные публикации - сборники рассказов «Отчуждение», «Пожар», «В городе».)
- Каковы Ваши произведения больше всего любят читать дети Китая? (Очень популярными в Китае есть мои произведения о жизни школьников - повесть «Дружба» и сборник «Десяти заметок».)
2. Подготовка к чтению. Упражнения для расширения угла зрения
• Работа с прямоугольниками Лезера
Прямоугольник 20x40 см делят на 50 ячеек. Вписывают произвольные числа от 1 до 50. Время работы - 50 с.
1 |
28 |
18 |
29 |
9 |
16 |
35 |
40 |
12 |
22 |
39 |
7 |
30 |
17 |
6 |
21 |
41 |
2 |
15 |
34 |
6 |
38 |
10 |
49 |
11 |
20 |
33 |
43 |
25 |
27 |
14 |
26 |
37 |
3 |
24 |
47 |
8 |
48 |
32 |
45 |
36 |
42 |
13 |
46 |
50 |
4 |
31 |
23 |
44 |
5 |
• Игра «Назовите все числа»
- Глядя в центр фигуры, назовите все числа от 1 до 9.
3. Самостоятельное напівголосне чтение учащимися сказки «Чучело»
- Мы подготовили глаза к самостоятельному быстрого чтения. Прочитайте сказку и поделитесь мнениями: какие чувства вызвала у вас прочитанная история?
4. Словарная работа
- Прочитайте представленные слова «Дождиком» (каждый ученик читает слова вполголоса в своем темпе).
Питье |
неопровержимый |
торчат |
костяк |
бамбуковых |
хміліють |
веер |
лотосовим |
западают |
наводнение |
подолгу |
розрізниш |
корню |
неуемной |
видзьобують |
изобилие |
мерцающих |
яскряться |
- Запомните значение представленных слов.
Уставиться глазами - смотреть.
Костяк - основа туловища.
Бежать куда глаза глядят - идти куда-нибудь.
5. Выразительное чтение учащимися сказки по частям и анализ прочитанного
1) Чтение от слов «Чучело стоит там, где его поставили, и следит за полем» до слов «Радостно становится на душе в Чучела, когда оно представляет себе, как будет улыбаться хозяйка, бедная старая женщина, собирая богатый урожай».
- Что рассказал нам Чучело о поле?
- Почему оно радуется тому, что имеет быть, хороший урожай?
2) Чтение от слов «Это - Чучело» до слов «Нет у него и неуемного любопытства, как у пса, что готов в любой момент бежать куда глаза глядят».
- Каким вы представили героя сказки? Понравился ли он вам?
6. Выборочное чтение
- Как автор относится к своему герою? Обосновывая свое мнение, используйте строки из текста.
7. Игра «Соавтор»
- Представьте, что Чучело может двигаться и говорить. Какие приключения с ним могли произойти? Придумайте продолжение произведения.
- Какая концовка будет в вашей сказке - веселая или грустная?
V. Обобщение и систематизация знаний
1 . Установление последовательности событий сказки
- В каком порядке эти предложения расположены в произведении? Обозначьте цифрами.
[ ] Соломенную человека, то есть Чучело смастерили крестьянские руки.
[ ] Поэты воспевали в стихах озаренные солнцем поля.
[ ] Но этим летом хлеба выросли буйные и обещали богатый урожай.
[ ] Чучело стоит там, где его поставили, и следит за полем.
[ ] Эта улыбка ему дороже всего, ведь оно любит и уважает свою хозяйку.
2. Творческая работа (развитие монологического вещания)
- Сравните героев сказок «Пугало» и «Счастливый Принц».
- Чем отличается судьба Принца от судьбы Чучела? Напишите свое мнение.
VI. Итог урока
- Чему учит нас эта сказка?
- Какой была бы концовка сказки, если бы Чучело могло ходить?
- Что нового вы открыли для себя, прочитав эту сказку?
- Нарисуйте иллюстрацию к сказке.
Задача для тех, кто любит читать
- Прочитайте полный вариант сказки. Узнайте, которую она имеет концовку - веселую или грустную?