ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Романтические и реалистические тенденции в русской литературе первой трети XIX вв.

 

Для литературы первой половины XIX в. присуща быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения.

В начале века в Европе и в России формируется романтизм - течение в литературе и искусстве, для которого характерен особый интерес к неординарной личности, одинокого героя, который противопоставляет себя, мир своей души окружающему миру. Для романтиков в творчестве главной задачей является не столько точное воспроизведение реальности, сколько создание «идеала», черты которого обычно предоставлены главному действующему лицу и отбивают отношение автора к действительности.

Иначе как романтическими нельзя назвать ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837) и Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841).

Пушкин принадлежит к тем писателям, чей творческий путь был отмечен обращением к различных художественных направлений. Как уже было сказано, ранний Пушкин - романтик, в его произведениях можно обнаружить даже некоторое влияние сентиментализма. В то же время его считают родоначальником русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» В. Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни». На первый взгляд напоминает Онегин любимый тип романтического героя - разочаровавшийся в жизни, уставший от великосветского общества молодой человек, который стремится уединения в сельской глуши. Однако, внимательно вглядевшись в его образ, нетрудно заметить, что сам автор отнюдь не считает затворничество Онегина благородным и поэтическим и не пытается убедить в этом читателя. Это не романтический «идеал». Пушкина рисует реалистичный портрет человека, который «играет» для самой себя одинокого романтического героя. «Заигравшись», Онегин не смог оценить истинного чувства в совсем не соответствующей романтическим канонам, не «таинственной», не «роковой» сельской барышне Татьяне. Для Онегина дороже оказывается его хорошая поза, за что он и расплачивается в итоге. Кроме «Онегина», выдающимися образцами реализма в творчества А. С. Пушкина являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский».

Традиции Пушкина в литературе продолжил его младший современник М. Ю. Лермонтов. Ранние произведения Лермонтова - это в основном любовная лирика. Однако впоследствии в его поэзию наряду с темой трагического, несчастной любви входит гражданская тематика. Как и его великий предшественник, Г. Ю. Лермонтов в своем творчестве соединил романтизм и реализм. Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в поэмах «Мцыри» и «Демон». Вершиной лермонтовское реализма считается роман «Герой нашего времени».

Анализ романа «Герой нашего времени» с точки зрения романтизма и реализма показывает прежде всего схематизм и условность самого принципа разделения авторов и их произведений на романтические и реалистические. Кроме того, можно сказать, что романтизм и реализм являются не просто двумя периодами в истории литературы, а вечными способами изображения мира и человека, причем крупнейших художественных вершин достигают именно те авторы, которые идут путем их сочетания и создают философско-психологические произведения с социальной проблематикой. Таким и является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», который показывает, что реализм рождается не как отрицание романтизма, а как сохранение и развитие его достоинств. Такие произведения всегда отличаются некоторой нерозгаданістю и глубиной. Полное разъяснения авторами поступков и чувств героев, однозначность авторских выводов всегда снижает интерес к чтению, превращает художественное произведение на дидактический. А объединение двух творческих методов позволяет произведению жить вечно, заставляя каждое новое поколение читателей не просто обсуждать его по-новому, но надеяться на новые открытия и в художественном мире произведения, и в себе самих.

Дальнейшее развитие литературы был связан с укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе была творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). Его считают первым писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, то есть той течения, которую впоследствии стали именовать «критическим реализмом». Наследие М. Гоголя раВНОобразная. Это и колоритные зарисовки быта помещиков в повестях «Миргород», и наполнены фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера на хуторе близ Диканьки», и мистические «Петербургские повести», в которых гротеск, фантастика («Нос») сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни зажатого обстоятельствами «маленького человека» («Шинель»), В 1835 г. Гоголь закончил комедию «Ревизор», сюжет которой подсказал ему Пушкин. Комедия без положительного героя, в образах вороватых провинциальных чиновников она демонстрировала портрет всей чиновно-самодержавной Российской империи. Не случайно фраза городовика в финальной сцене: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь» воспринималась как адресована в зал для зрителей. Своеобразным сочетанием сатиры и лирики, реализма и гротеска является незавершенный произведение М. Гоголя «Мертвые души», названный самим писателем поэмой.