XIX ВЕКА
Романтические и реалистические тенденции в
русской литературе первой трети XIX вв.
Для литературы первой половины XIX
в. присуща быстрая смена художественных направлений. Господствующие эстетические принципы
успевали несколько раз трансформироваться в течение жизни одного поколения.
В начале века в Европе и в России
формируется романтизм - течение в литературе и искусстве, для которого характерен
особый интерес к неординарной личности, одинокого героя, который противопоставляет
себя, мир своей души окружающему миру. Для романтиков в творчестве
главной задачей является не столько точное воспроизведение реальности, сколько создание
«идеала», черты которого обычно предоставлены главному действующему лицу и отбивают
отношение автора к действительности.
Иначе как романтическими нельзя
назвать ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837) и Михаила
Юрьевича Лермонтова (1814-1841).
Пушкин принадлежит к тем писателям,
чей творческий путь был отмечен обращением к различных художественных направлений. Как уже
было сказано, ранний Пушкин - романтик, в его произведениях можно обнаружить даже
некоторое влияние сентиментализма. В то же время его считают родоначальником
русского реализма. Его роман в стихах «Евгений Онегин» В. Г. Белинский
назвал «энциклопедией русской жизни». На первый взгляд напоминает Онегин
любимый тип романтического героя - разочаровавшийся в жизни, уставший от
великосветского общества молодой человек, который стремится уединения в сельской
глуши. Однако, внимательно вглядевшись в его образ, нетрудно заметить, что сам
автор отнюдь не считает затворничество Онегина благородным и поэтическим и не пытается
убедить в этом читателя. Это не романтический «идеал». Пушкина рисует
реалистичный портрет человека, который «играет» для самой себя одинокого романтического
героя. «Заигравшись», Онегин не смог оценить истинного чувства в совсем не
соответствующей романтическим канонам, не «таинственной», не «роковой» сельской
барышне Татьяне. Для Онегина дороже оказывается его хорошая поза, за что он и
расплачивается в итоге. Кроме «Онегина», выдающимися образцами реализма в
творчества А. С. Пушкина являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская
дочка», «Дубровский».
Традиции Пушкина в литературе
продолжил его младший современник М. Ю. Лермонтов. Ранние произведения Лермонтова - это
в основном любовная лирика. Однако впоследствии в его поэзию наряду с темой трагического,
несчастной любви входит гражданская тематика. Как и его великий
предшественник, Г. Ю. Лермонтов в своем творчестве соединил романтизм и реализм.
Поэзия романтического одиночества и противостояния миру нашла отражение в
поэмах «Мцыри» и «Демон». Вершиной лермонтовское реализма считается роман
«Герой нашего времени».
Анализ романа «Герой нашего времени» с
точки зрения романтизма и реализма показывает прежде всего схематизм и условность самого
принципа разделения авторов и их произведений на романтические и реалистические. Кроме того,
можно сказать, что романтизм и реализм являются не просто двумя периодами в истории
литературы, а вечными способами изображения мира и человека, причем крупнейших
художественных вершин достигают именно те авторы, которые идут путем их сочетания и
создают философско-психологические произведения с социальной проблематикой. Таким и является
роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», который показывает, что реализм
рождается не как отрицание романтизма, а как сохранение и развитие его
достоинств. Такие произведения всегда отличаются некоторой нерозгаданістю и глубиной. Полное
разъяснения авторами поступков и чувств героев, однозначность авторских
выводов всегда снижает интерес к чтению, превращает художественное произведение на
дидактический. А объединение двух творческих методов позволяет произведению жить вечно, заставляя
каждое новое поколение читателей не просто обсуждать его по-новому, но
надеяться на новые открытия и в художественном мире произведения, и в себе самих.
Дальнейшее развитие литературы был
связан с укреплением позиций реализма. Важной вехой в этом процессе была
творчество Николая Васильевича Гоголя (1809-1852). Его считают первым
писателем так называемой «натуральной школы» в русской литературе, то есть той
течения, которую впоследствии стали именовать «критическим реализмом». Наследие М. Гоголя
раВНОобразная. Это и колоритные зарисовки быта помещиков в повестях «Миргород»,
и наполнены фантастическими и сказочными мотивами украинского фольклора «Вечера
на хуторе близ Диканьки», и мистические «Петербургские повести», в которых гротеск,
фантастика («Нос») сочетаются с пронзительно реалистичным изображением жизни
зажатого обстоятельствами «маленького человека» («Шинель»), В 1835 г. Гоголь закончил
комедию «Ревизор», сюжет которой подсказал ему Пушкин. Комедия без положительного
героя, в образах вороватых провинциальных чиновников она демонстрировала
портрет всей чиновно-самодержавной Российской империи. Не случайно фраза
городовика в финальной сцене: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь»
воспринималась как адресована в зал для зрителей. Своеобразным сочетанием сатиры и
лирики, реализма и гротеска является незавершенный произведение М. Гоголя «Мертвые души»,
названный самим писателем поэмой.