ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

К. ВОННЕВУТ. «БОЙНЯ НОМЕР ПЯТЬ». БОЛЬ ПИСАТЕЛЯ ЗА СУДЬБУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

План

1. Автобиографические мотивы как источник написания произведения.

2. Название произведения. Особенности ее толкования.

3. Художественное пространство романа. Средства его постижения и осознания.

4. Приемы создания и специфика понимания «воннегутівського» стиля.

 

Задания для подготовительного периода

1. Выяснить значение понятия «антивоенный роман». Проследить за воплощением основных черт этого жанра в романе К. Воннегута «Бойня номер пять».

2. Подумайте, совпадали подходы к изображению войны К. Воннегута с общепринятыми европейской литературой традициями?

 

Литература

1. Аствацатуров А. Молчание абсурда в романе К.Воннегута «Бойня номер пять» / Воннегут К. Бойня номер 5, или Крестовый поход детей - Спб.: Азбука-классика, 2004. - С. 239-254.

2. Мендельсон М. О. Американская сатирическая проза XX века. - М., 1972.

 

Инструктивно-методические материалы

Курт Воннегут принадлежал к плеяде тех самых известных американских писателей, творчество которых была по достоинству оценена как у себя на родине, так и за ее пределами. В литературоведении распространенной стала мысль, что американский романист своим творчеством заявил о рождении нового - «воннегутівського» стиля, который максимум воплотился в романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».

Изображенные в романе события имели непосредственное отношение к жизни Воннегута. В 1945 году часть, в которой он служил, была разбита под Арденнами, а сам будущий писатель оказался в плену и был отправлен в Дрезден. Здесь он стал свидетелем одной из самых страшных катастроф XX века. - бомбардировки союВНОй авиацией Дрездена. После окончания войны К. Воннегут вернулся в США, учился в Чикагском университете, затем работал репортером. Его творческая деятельность началась фактически в начале 1950-х годов. В романах «Механическое пианино» (1952) и «Сирены Титана» (1959) Воннегут уже засвидетельствовал о себе как создатель странных, абсурдных миров, в описании которых ощущение безысходности бытия сочеталось с острой иронией. Известность и славу ему принес роман «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» (1969). Это произведение стало этапным для Воннегута - прежде всего потому, что он являл собой его творческую автобиографию.

Пространство романа - это развернутый символ художественного сознания самого писателя, который пытался осмыслить. В произведении присутствовала фигура автора как самостоятельного персонажа, который рефлектував, стремился проникнуть в глубины своей психики. Кроме того, присутствие автора чувствовалась в образах других героев.

В начале романа автор - рассказчик сообщал о своем желании написать сочинение о бомбардировке Дрездена в 1945 году, свидетелем которого он стал. Эта операция была проведена, с точки зрения военных стратегов, блестяще: разрушительным ударом авиации город противника было уничтожено в течение всего нескольких часов. Было бы вполне логично, если бы Воннегут, который сам лично принимал участие в войне против немцев, воспринял бомбардировки Дрездена как акт справедливой мести за все совершенные ими преступления. Однако автор «Бойни» содрогался от ужаса. Он напоминал читателю, что цветущий и прекрасный город мгновенно превратился в груду камней и пепла, а количество погибших, среди которых преобладали женщины, старики и дети, превышала цифру в сто тысяч. Ни один этический принцип, никакая целеустремленность не в силах оправдать то, что совершили союзники. Бомбардировки Дрездена было абсолютно бессмысленным. Именно эта нелепость представала угрожающе катастрофической.

Еще одним аналогом дрезденской бойни, который нашел отражение в названии произведения, Воннегут назвал «крестовый поход детей», который по историческим источникам начался в 1212 году из проповеди двух одержимых подростков о том, что Бог должен был отдать Святую землю в руки безгрешных детей, и даже море расступилось перед ними. В этом походе приняли участие дети из Франции и Германии. Общепринятой стала мысль, что часть из них погибла во время штормов, но большинство была продана в рабство на Востоке.

Этот пример точно иллюстрировал ситуацию, когда трудно было адекватно и объективно дать оценку определенным историческим событиям. Американский писатель стремился разобраться в том, что произошло, подбирал те слова, которые бы адекватно воспроизводили его отношение к дрезденского бомбардировки. В самом тексте произведения Воннегут отмечал, что работа над романом давалась ему не так уж и легко, книга не писалась. Именно эта творческая неудача, неспособность разобраться в самом главном событии его жизни привела к осознанию мысли о непостижимости бытия. Писатель стремился убедить читателей, что мнение о совершенстве и рациональность мира была ошибочной.

Хотя американский романист открыто заявлял, что в произведении речь шла исключительно о бомбардировке, однако не было расширенных описаний этого события. Даже ее последствия четко не были обозначены. Казалось, писатель умышленно избегал возможности лишний раз углубиться в сущность трагедии. Прежде всего это могло быть объяснено поиском возможных вариантов идеологического осмысления войны и ее последствий. Он подверг сомнению поддержанную большинством мнение о том, что бомбардировки Дрездена было карой за преступления немцев перед человечеством. Закономерно, что подобная мысль, оправдав и объяснив ход истории, провоцировала дальнейшее возникновение такого рода «бійнь». Отсюда именно толкование романов такого типа, как «антивоенных» (направленных против войны) лишено смысла.

Таким образом, в своем романе автор подверг сомнению существование таких понятий, как «героическая война», «герои войны», «героизм» и т.д. На страницах произведения он полемизировал со своими современниками по причине их возникновения и дальнейшего массового использования. Воннегут пытался доказать, что принцип «героизации» войны на самом деле не такой уж безобидный. Искусство такого типа (стоит отметить, что большинство произведений о войне имели именно такой характер) было намного более угрожающе, чем сама война. В этом пыталась убедить автора «Бойни» и Мэри О'Хейр (кстати ей и Герхарду Мюллеру - таксисту - и посвящено это произведение), когда узнала о его желании написать роман о войне: «Вы притворитесь, что вы были вовсе не детьми, а настоящими мужчинами, и вас в кино будут играть всякие Фрэнки Синатры и Джоны Уэйны или еще какие-нибудь знаменитости, скверные старики, которые обожают войну. И война будет показана красиво, и пойдут войны одна за другой. И драться будут дети, вон как то наши дети наверху».

Писатель пытался утвердить мысль об абсурдности возникновения и функционирования такого понятия, как «героизм». Поскольку война как явление абсолютно бессмысленное, то не могло даже и речи идти о том, что участие в ней, смерть, подвиг имели какую-то ценность. Именно поэтому в романе К. Воннегута о войне отсутствовали почти все атрибуты классического военного романа. Писатель лишний раз старался подчеркнуть, что его вины в том как писателя, как мастера своего дела не было. Он владел всеми приемами искусного написания эпического произведения и доказывал это, розкривавши перед читателем то, что должно всегда оставаться за кулисами. Таким образом, внимание читателя из текста произведения переносилась на творческий процесс, который сопровождал его появление, и сам роман повествовал о том, как писался роман, точнее, о том, как он не писался.

К. Воннегуту так и не удалось написать роман. Произведение представляло собой заметки, черновики, отрывочный текст, который нуждался в доработке. Хронология событий была нарушена, иногда читатель не мог логично соотнести пространственно-временные границы произведения. Такими были стиль автора, концепция его творчества. Писатель пытался уверить читателя, что роман создавался в него на глазах, именно это заставило его забыть о существовании прошлого, настоящего и будущего, и убедиться в том, что время остановилось.