ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС
ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕИ «ЕСТЕСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ ВОЛЬТЕРА «ПРОСТОДУШНЫЙ»
План
1. «Простодушный»- философская повесть Вольтера (история создания, тема, идея, построение, название произведения).
2. Характеристика главного героя Простодушного (Гурон), особенности его мировоззрения.
3. Проблема любви в повести. Образ Сентов.
4. Проблема религии и разоблачение церковной реакции в произведении.
Задания для подготовительного периода
1. Выписать цитаты для характеристики главного героя.
2. Выписать философские мысли из произведения.
Литература
1. Еременко О. В. Поборник естественных прав человека. Материалы к изучению повести Вольтера «Простак». 9 кл. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999.-№ 6. - С. 39 - 40.
2. Лимборский И. В. Вольтер и Украина // Зарубежная литература в учебных заведениях. - 1999. -№ З, -С. 48-50.
3. Шалагінов Б. «Все к лучшему в этом лучшем из миров»? // Зарубежная литература. - 2000. - № 15 (175). - С. 1 - 2.
Инструктивно-методические материалы
Действие повести «Простодушный» (XVII 67) полностью разворачивалась во Франции, хотя главный герой - индеец из племени гуронів, который по стечению обстоятельств оказался на территории Европы.
Несмотря на довольно примитивную композиционное построение и сдержанный изложение мыслей, в течение произведения насквозь-прослеживалась его сатирическая направленность.
В философских повестях Вольтера зря искал психологизм, погружение в душевный мир персонажей, достоверное изображение человеческих характеров или правдоподобный сюжет. Главное в них - обостренное сатирическое изображение социального зла, жестокости и бессмысленности существующих общественных институтов и отношений. Этой суровой реальностью проверялись настоящая ценность философских витлумачень мира.
Обращение к действительности, к ее острых общественных и духовных конфликтов пронизавшей все творчество Вольтера - его философию, публицистику, поэзию, прозу, драматургию. При всей своей злободневности она глубоко проникала в сущность общечеловеческих проблем, которые далеко выходили за пределы той эпохи, когда жил и работал сам писатель.
• Повесть построена в форме «адаптации» «естественного человека», не испорченного цивилизацией, в условиях тогдашней действительности, другими словами - это процесс преобразования Простодушного на обычного человека.
• «Естественный человек» - «искусственная» человек (продукт цивилизации) - главное противоречие произведения.
• В повести «Вольтер» полемизировал с Ж.-Ж. Руссо - создателем теории о «естественном человеке» и пагубном влиянии цивилизации на ней.
Главный герой «философской повести» принадлежал к «нецивилизованного» индейского племени гуронів и попал во Францию случайно. Все, что привычное для «цивилизованных» французов, вызвало у юноши простодушное удивление (это подчеркнуто именем героя).
В центре внимания те черты французской жизни, которые, по мнению писателя, противоречили здравому смыслу, естественному естеству человека: «Его ум, не искаженный ошибками, сохранил всю свою природную прямизну. Он видел вещи такими, какими они в действительности являются, между тем как мы, под влиянием усвоенных в детстве взглядов, видим их везде и всегда такими, какими они никогда не бывают». Природный ум выше здравого смысла, приобретенного в условиях цивилизации, ибо последняя насквозь отравлена предрассудками. В основе комического в произведении лежала именно несоответствие суждений природного ума и общераспространенных общественных нравов (предрассудков).
Вольтер поднял вопрос о роли церковной жизни для нравственного состояния общества, которое освещалось как в плане отдельного человека, так и всего государства, руководящего аппарата., юстиции.
Главная сюжетная линия - история любви Простака и юной красивой Сент-Ив. Сначала события происходили в Нижней Бретани, в пріораті Горной богоматери. Своими наивными, но меткими суждениями Гурон, сам того не зная, обличал различные общественные предрассудки и глупости, в частности поведение людей, основанная на буквальном понимании религиозных предписаний.
Во второй половине произведения Простак, отличившись в битве с англичанами, что напали на побережье, отправился в Париж за заслуженной наградой, а заодно за разрешением жениться на любимой Сент-Ив. Однако «естественный разум» не мог найти общего языка ни с «государственным умом», ни с «конфессиональным умом». Все чиновники, к которым обращался Простак, а за ним и Сент-Ив, - это духовные лица; люди, которые окружали героев, говорили почти исключительно на религиозные темы и смотрели на мир сквозь призму конфессиональности. Все общество разделено на враждующие религиозные группы. Здесь религиоВНОсть возникла скорее не как суеверие, а как прагматичный, эгоистическая позиция, что вела к личному обогащению. Вольтер стремился показать, что религиоВНОсть не предоставляет французскому обществу никакого строя, не делает его моральнее и счастливее. Произведение отразил атмосферу тех лет, когда в большинстве католических монархий начали запрещать деятельность иезуитов, пока решением папы Климента XIV орден не был распущен совсем (XVII 73).
Снисходительнее Вольтер относился к янсеністів, к которым относится в повести ученый заключенный Гордон. Иронично звучало то, что именно в тюрьме, вдали от научных центров цивилизации, под руководством опального еретика, гурон получил свои основательные знания о мире. Сочувственно вспоминали Вольтер и о гугенотов. Луи XIV, разорвав «Нантский эдикт», обрек на изгнание тысячи трудолюбивых и умных людей, «уйму рук, которые могли бы служить ему». Поскольку по убеждению писателя, природный разум должен победить, в конце произведения янсеніст Гордон «отказался от своих строгих убеждений и стал настоящим человеком».
Повесть закончилась трагически для ее героев. Маленький человек оказалась совершенно беззащитной перед произволом власть имущих. Все ее «естественные чувства» - добропорядочность, сердечность, вера в справедливость - безжалостно растоптаны государственной машиной.
Позиция английских моралистов - Шефтсбери, Ричардсона, Дефо и других - не выдержала проверки сарказмом Вольтера.