ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Лев Толстой 1828 - 1910

 

ВЕХИ ЖИЗНИ ВЕХИ ТВОРЧЕСТВА

 

В поисках смысла бытия

 

Л. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 p. в имении Ясная Поляна, недалеко от Москвы. По происхождению он принадлежал к родовой русской аристократии. Среди предков Толстого - князья Волконские, Трубецкие, Одоєвські, Голицыны. Генеалогическая ветвь рода Толстых связана с семьями Пушкина и Тургенева. Будущий писатель рано осиротел: в два года потерял мать, а в девять лет - отца. Взяв на себя заботы о мальчике, трех его братьев и сестру, тетя Т. Єргольська воспитала детей в традициях семейной любви, дружбы и уважения.

1844 p., решив стать дипломатом, Толстой поступает в Казанский университет на восточное отделение, затем переходит на юридический факультет. Вскоре, недовольный казенной системой преподавания, он оставляет университет и продолжает образование самостоятельно, расширяя знания в области литературы, истории, географии, музыки, живописи, философии, экономики, педагогики. Впоследствии современники признают Льва Николаевича одним из самых эрудированных людей своей эпохи.

Первый напечатанный произведение Толстого - повесть «Детство» (1852) - принесший автору заслуженный успех. Затем было опубликовано «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857), которые вошли в знаменитой автобиографической трилогии.

Подробности. Рассказ о жизни главного героя трилогии Ніколеньки Иртеньева, десятилетнего мальчика, а затем юноши, представлено как историю «становления души», самовоспитания и самосовершенствования; постепенного возмужания характера на ранних этапах жизни, что определяют судьбу человека и, по Толстому, является не только самым светлым, найодухотворе - нішим и счастливым, но и самым важным периодом человеческого бытия, его основой.

Еще до создания первой части трилогии, 1851 г., Лев Николаевич покинул родовое имение Ясная Поляна и по совету брата отправился на Кавказ, где поступил на военную службу в артиллерию. Эти годы оставили заметный след в его жизни и творческой биографии. Кавказские впечатления - военные столкновения, знакомство с жизнью и фольклором народов Кавказа - багатоголосою эхом отразились в творчестве Толстого. Вторым «южным» периодом жизни писателя стало участие в Крымской войне (1853-1856). Толстой был участником Севастопольской обороны, воевал на опаснейшем участке фронта - четвертом бастионе. За отвагу он был награжден орденом Анны четвертой степени и двумя медалями.

До произведений, написанных в этот период, принадлежат очерки «Набег», «Рубка леса», «Севастопольские рассказы» (1855-1856). Личность, человек раскрываются в них уже не в обыденных жизненных ситуациях, а в экстремальных военных условиях. Моральный угол зрения в разговоре о храбрость, патриотизм, доблесть, анализ психологии и поведения человека на войне определили специфику и неповторимый характер «военной» прозы Толстого. В изображении трагизма войны писатель достиг вершин реалистического описания.

В своей пылкой статьи-рецензии, посвященной «Детству», «Отроцтву» и «военным» рассказу Толстого, М. Чернышевский выделил две определяющие черты творческой манеры писателя: «чистоту нравственного чувства» и мастерство психологического анализа - умение художника передавать тончайшие нюансы переживаний, описывать переход одного чувства в другое, средствами художественного слова «воспроизводить» ход психического процесса. Такой метод психологического анализа, который сформировался уже в раннем творчестве писателя, критик назвал «диалектикой души».

Тогда же, в 50-60-х годах XIX ст., состоит художественно-этическая система Толстого, что будет в следующие периоды его творчества. Хотя и не лишенная внутренних противоречий, система взглядов художника отличалась последовательностью и оригинальностью. Бросается в глаза наличие в ней постоянного центра тяжести всех философских, эстетических, этических размышлений автора. Этот центр - идея духовного роста человеческой личности, нравственного совершенствования отдельного человека и общества в целом. Слово «самосовершенствование» можно считать своеобразным нравственным девизом как самого писателя, так и главных героев его произведений.

Nota bene правдивость, храбрость, героизм, доброта, искренность, открытость, и об их антиподы - ложь, фальшь, трусость, эгоизм, праздность, тщеславие. Учение о «добродетели» одно из древнейших. Оно прослеживается в философии античных авторов-Аристотеля, Платона, Епіктета, Сенеки, Марка Аврелия, в мировоззренческих системах французских мыслителей Паскаля, Монтеня, просветителей Дидро, Руссо, Вольтера, в восточной философии Лао Цзы и Конфуция. В течение всей своей жизни Толстой изучал творческое наследие названных (и многих других) представителей мировой философской мысли, которые стали постоянными спутниками его духовной биографии.

Идейные искания писателя приобрели реальное воплощение в его педагогической деятельности. В Ясной Поляне и окрестных селах Толстой открывает более двадцати школ, учительствует, издает педагогический журнал «Ясная Поляна», выполняет обязанности мирового посредника. Именно в эти кризисные для России годы Лев Николаевич много размышляет над вопросами социальной перестройки России, создает проект передачи помещичьей земли крестьянам и делает попытки осуществить этот план в собственном имении, но терпит неудачу.

Семья Толстых в Ясной Поляне. 1884 г.

 

Этапным в творческом плане для Толстого стала повесть «Казаки» (1863). Основным содержанием этого произведения является переосмысление жизненных ориентиров молодым аристократом Дмитрием Олениным, который в поисках смысла жизни отправляется к далекой казачьей станицы.

На протяжении 1863-1869 гг. Толстой создает роман «Війнаі мир», признан величайшим произведением в истории русской и мировой литературы XIX века. В связи с выходом в Париже перевода этого романа И. Тургенев писал редактору одной из французских газет: «Это великое произведение великого писателя, и это - настоящая Россия». История «настоящей России» вошла в творчество Толстого еще задолго до того, как был написан первый строка гениального произведения. Уже в «военных» рассказах, в повести «Казаки» ощутимое стремление писателя создать широкую панорамную картину народной жизни. Однако именно в «Войне и мире» образ целой страны, нации поставь в монументальном величии и полноте, правда отдельно взятого человека с его размышлениями о судьбе государства, о ходе истории, о прошлом, настоящем и будущем страны слилась с правдой народного мировосприятия. «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль... В “Войне и мире” я любил мысль народную, вследствие войны 12-го года...» - такие слова Л. Толстого записала в дневнике его жена.

В отличие от «Войны и мира» роман «Анна Каренина», написанный протяжении 1873-1877 гг., обращен к современности. Развитие событий в этом произведении сконцентрированы вокруг проблемы семейных отношений, любви и брака, их кризисного состояния в переходную эпоху российской истории.

В конце 70-х - начале 80-х годов в духовном развитии Л. Толстого произошел перелом, который отразился в рассказах-притчах для народа («Чем люди живы?», «Много ли человеку земли нужно?»), в разоблачительной тенденции пьес («Власть тьмы», 1887; «Плоды просвещения», 1891) и других произведениях.

Подробности. Суть изменений в своем мировоззрении Толстой объяснил в ряде публицистических статей, религиоВНО-философских трактатов: «Исповедь» (1879-1882), «В чем моя вера?» (1884), «Так что же нам делать?» (1886). «Со мной произошел переворот, который давно готовился во мне... Жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только надоело мне, но потеряло всякий смысл... Я отрекся от жизни нашего круга», - писал художник. Перейдя на позиции беднейшего крестьянства, он выдвинул религиоВНО-этическое учение «очищенного» от искажений христианства, свою программу обновления личности и общества на почве теории «непротивления злу насилием», философии «опрощення», которая предлагала человеку довольствоваться необходимым, жить только своим трудом, проявлять милосердие и любовь к ближнему, быть ближе к природе, земле, крестьянского быта. Пытаясь подтвердить жизненность своего учения собственным примером, писатель проживал в Ясной Поляне, пахал землю, косил траву, строил печи, колол дрова. Несколько мифологизированный образ Толстого-труженика воплощен на картине И. Репина «Толстой на ниве», которая демонстрировалась на XVI Передвижной выставке 1888 г. и приобрела огромную популярность среди поклонников таланта писателя.

Последние годы жизни Л. Толстого - это титаническая работа духа, неутомимые поиски новых форм в искусстве, активная публицистическая и общественная деятельность. Центральным произведением «позднего» периода творчества писателя стал роман «Воскресение» (1899). Евангельское «воскресение» раскрывает сущность авторской концепции «обновления» не только отдельного человека, но и всего народа, всей страны и, наконец, всего мира на почве социальной справедливости и христианской нравственности. Жизненный эпизод, который был положен в основу романному сюжету, автор почерпнул из судебной хроники.

Подробности. Начале произведения, первым его фразам, по которым, словно по камертону, настраивается все произведение, Толстой придавал особого значения. Роман начинается картиной весны - явления, которое ежегодно повторяется и всегда является новым в кругооберті жизни. Так в повествование входит тема «воскресения», «обновление». Строки о природе, просыпается после долгого зимнего сна, звучат прелюдией к рассказу о воскресении человеческой личности. Однако этот замечательный весенний пейзаж, исполненный чувством пробуждения и тяги всего живого к свету и солнцу, резко контрастирует с изображением человеческих действий, противоречащих законам природы: люди калечат, уродуют землю, дымят каменным углем и нефтью, выгоняют из городов животных и птиц.

Один из шедевров толстовской прозы, любимое произведение самого автора, повесть «Хаджи-Мурат» (1904) было создано в значительной степени под влиянием кавказских впечатлений. Главный герой повести - Хаджи - Мурат - историческое лицо, участник религиоВНО-национального движения «газават», правая рука предводителя горцев Шамиля. Содержание произведения - это трагическая история Хаджи-Мурата, который мечтал о личную свободу и свободу для своего народа.

В состоянии душевной тревоги, потерянности, разлада с окружающими Толстой на восемьдесят третьем году жизни покидает Ясную Поляну. Писатель намеревался ехать на юг, затем, вероятно, за границу. Простудившись по дороге, он умер на станции Астапово 7 (20) ноября 1910 г.