ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ...

 

Урок 10

Тема. Литературная сказка. Сильвио Д'Арцо «Пингвиненыш без фрака»

 

Цель: ознакомить учащихся с итальянской литературной сказкой; проанализировать волшебные превращения, происходящие в сказке; учить определять последовательность событий, высказывать свое мнение относительно прочитанного; развивать навыки выразительного чтения и краткого пересказа сказки; на примере героя сказки показать детям, что своим умом, упорным трудом можно добиться осуществления заветной мри.

Оборудование: карта Европы; раздаточный материал к играм «Дешифрувальник», «Морской бой»; таблица к игре «Хорошо - плохо»; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой на урок

В волшебную страну

Отправимся вместе.

Преграды все пройдем,

Кто не хочет работать,

С собой не возьмем.

- Догадались ли вы, что это за страна? Нет? Вот вам и первое препятствие. Преодолеть ее, то есть отгадать название волшебной страны, вам поможет «Мобильный телефон». Поиграем в игру «Дешифрувальник»!

 

II. Мотивация учебной деятельности

1. Игра «Дешифрувальник»

 

 

- Буквы в нашем мобильном телефоне расположены под цифрами на кнопках. Каждой цифре соответствует несколько букв. Чтобы отгадать зашифрованное слово, надо выбрать только одну букву. Итак, будьте внимательны, номер: 471540.

Ответ:

4

7

1

5

4

0

И

т

а

л

и

я

- Молодцы! Отгадали! Препятствие преодолели! Это страна Италия.

- Покажите на карте Европы, где находится эта страна.

2. Игра «Морской бой»

- Название сказки вы узнаете, если преодолеете второе препятствие.

- Расшифруйте название сказки и объявите ее.

Код:

Б-7, Е-4, А-6, Д-7, Е-5, Б-4, Д-6, е-5,-10, Е-4, Е-9.

Ж-2, И-5, И-10

Б-3, Ж-6, Е-6, Д-4, Е-6.

Ответ: «Пингвиненыш без фрака».

 

 

III. Сообщение темы и задач урока

- Сегодня мы познакомимся со сказкой итальянского писателя Сильвио Д'Арцо «Пингвиненыш без фрака».

Мы будем учиться выразительно читать текст, анализировать поступки и характер действующих лиц, высказывать свое мнение относительно прочитанного.

 

IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с биографией писателя

- Сильвио Д'Арцо - итальянский писатель. Литературное творчество начал чрезвычайно рано. Его сборник рассказов «Маски» и книг и стихов «Свет и полутень» увидели свет, когда автору было всего 15 лет. Наибольшим успехом пользовался роман «Чужой дом». Уже после смерти Д'Арцо было издано немалое сборник его произведений, что, кроме стихов, рассказов и повести, содержит также его литературные сказки.

2. Выразительное чтение текста учителем

3. Словарная работа

Гроша ломаного - не было ни копейки.

Вожак - руководитель группы.

Зыркнул - посмотрел.

4. Чтение и анализ сказки учениками

1) Выразительное чтение отрывка сказки от слов «Когда раскалывается яйцо...» до слов «Не могли им никак налюбоваться».

- Расскажите о рождении маленького пингвиненка. Чем интересен начало сказки?

2) Выразительное чтение отрывка сказки от слов «Мы забыли дать сыну имя...» до слов «Лімпо, имя это, собственно, ничего не означает».

- Почему Пінгвіниха-мама не позволила Пингвину-папе назвать сына красивым именем Лимпопо? Что беспокоило родителей малыша?

3) Выразительное чтение отрывка сказки от слов «вдруг, за каких-то полчаса, пингвиненыш вернулось» до слов «Не хотелось бы заставлять одноклассников и учителя ждать меня».

- Почему Лімпо вернулся из школы? Как вы считаете, справедливым было отношение к пингвиненка учителя и учеников?

- Как вы считаете, почему на его вопросы родители не дали ответа?

5. Игра «Хорошо - плохо»

- Рассмотрите отношение автора сказки до героя с разных точек зрения: назовите плохие и хорошие черты.

Что автор одобряет, а что осуждает в сказке?

 

Хорошо

Плохо

 

 

 

Ученики заполняют таблицу, делятся мнениями.

- Подумайте, как автор относится к своему герою.

 

V. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа над пословицами

- Выберите из представленных пословиц том, какое, по вашему мнению, соответствует содержанию сказки.

• Каков род, таков и плод.

• Без труда нет и плода.

• Чего лев не сможет, то сделает лис.

• Сильный победит десятерых, а сообразительный - всех.

2. Устное произведение

- Пофантазируйте, изменится пингвин, получив великолепный фрак.

3. Сообщение эрудитов

Подготовленные ученики рассказывают о пингвинах.

- Белые грудь, черный фрак и смешная походка - это симпатичные пингвины. Сейчас на Земле живет до 18 видов этих птиц. Рост самых маленьких - 40 см, масса - 50 кг, рост крупнейших - 120 см, масса - 145 кг.

Пингвины живут колониями. В некоторых гніздівках - сотни, тысячи и даже миллионы птиц.

Императорский и королевский пингвины - единственные в мире птицы, которые высиживают на своих лапах кладку с одного-однісінького яйца. Сначала птенцы прячутся в складке на животе, а потом собираются в общую группу - детский сад. Тогда папа и мама могут спокойно отправляться в море за едой, ведь аппетит у птенца растет ежедневно. А как же пингвины-родители отыскивают свое дитятко среди шумной толпы пінгвінят? Оказывается, по голосу. Все малыши на вид одинаковые, а голоса у них разные.

 

VI. Итог урока

- Что именно вам понравилось в сказке?

- Что не понравилось? Почему?

- Чему учит нас эта сказка? (Своим умом, упорным трудом можно достичь осуществления мечты.)

Задания для конкурса эрудитов

- Сопоставьте начало сказок разных народов. Что удивительного вы открыли?

- Прочитайте полный вариант сказки. Придумайте свою концовку.