3 КЛАСС
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ...
Урок 10
Тема. Литературная сказка. Сильвио Д'Арцо «Пингвиненыш без фрака»
Цель: ознакомить учащихся с итальянской литературной сказкой; проанализировать волшебные превращения, происходящие в сказке; учить определять последовательность событий, высказывать свое мнение относительно прочитанного; развивать навыки выразительного чтения и краткого пересказа сказки; на примере героя сказки показать детям, что своим умом, упорным трудом можно добиться осуществления заветной мри.
Оборудование: карта Европы; раздаточный материал к играм «Дешифрувальник», «Морской бой»; таблица к игре «Хорошо - плохо»; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой на урок
В волшебную страну
Отправимся вместе.
Преграды все пройдем,
Кто не хочет работать,
С собой не возьмем.
- Догадались ли вы, что это за страна? Нет? Вот вам и первое препятствие. Преодолеть ее, то есть отгадать название волшебной страны, вам поможет «Мобильный телефон». Поиграем в игру «Дешифрувальник»!
II. Мотивация учебной деятельности
1. Игра «Дешифрувальник»
- Буквы в нашем мобильном телефоне расположены под цифрами на кнопках. Каждой цифре соответствует несколько букв. Чтобы отгадать зашифрованное слово, надо выбрать только одну букву. Итак, будьте внимательны, номер: 471540.
Ответ:
- Молодцы! Отгадали! Препятствие преодолели! Это страна Италия.
- Покажите на карте Европы, где находится эта страна.
2. Игра «Морской бой»
- Название сказки вы узнаете, если преодолеете второе препятствие.
- Расшифруйте название сказки и объявите ее.
Код:
Б-7, Е-4, А-6, Д-7, Е-5, Б-4, Д-6, е-5,-10, Е-4, Е-9.
Ж-2, И-5, И-10
Б-3, Ж-6, Е-6, Д-4, Е-6.
Ответ: «Пингвиненыш без фрака».
III. Сообщение темы и задач урока
- Сегодня мы познакомимся со сказкой итальянского писателя Сильвио Д'Арцо «Пингвиненыш без фрака».
Мы будем учиться выразительно читать текст, анализировать поступки и характер действующих лиц, высказывать свое мнение относительно прочитанного.
IV. Изучение нового материала
1. Ознакомление с биографией писателя
- Сильвио Д'Арцо - итальянский писатель. Литературное творчество начал чрезвычайно рано. Его сборник рассказов «Маски» и книг и стихов «Свет и полутень» увидели свет, когда автору было всего 15 лет. Наибольшим успехом пользовался роман «Чужой дом». Уже после смерти Д'Арцо было издано немалое сборник его произведений, что, кроме стихов, рассказов и повести, содержит также его литературные сказки.
2. Выразительное чтение текста учителем
3. Словарная работа
Гроша ломаного - не было ни копейки.
Вожак - руководитель группы.
Зыркнул - посмотрел.
4. Чтение и анализ сказки учениками
1) Выразительное чтение отрывка сказки от слов «Когда раскалывается яйцо...» до слов «Не могли им никак налюбоваться».
- Расскажите о рождении маленького пингвиненка. Чем интересен начало сказки?
2) Выразительное чтение отрывка сказки от слов «Мы забыли дать сыну имя...» до слов «Лімпо, имя это, собственно, ничего не означает».
- Почему Пінгвіниха-мама не позволила Пингвину-папе назвать сына красивым именем Лимпопо? Что беспокоило родителей малыша?
3) Выразительное чтение отрывка сказки от слов «вдруг, за каких-то полчаса, пингвиненыш вернулось» до слов «Не хотелось бы заставлять одноклассников и учителя ждать меня».
- Почему Лімпо вернулся из школы? Как вы считаете, справедливым было отношение к пингвиненка учителя и учеников?
- Как вы считаете, почему на его вопросы родители не дали ответа?
5. Игра «Хорошо - плохо»
- Рассмотрите отношение автора сказки до героя с разных точек зрения: назовите плохие и хорошие черты.
Что автор одобряет, а что осуждает в сказке?
Ученики заполняют таблицу, делятся мнениями.
- Подумайте, как автор относится к своему герою.
V. Обобщение и систематизация знаний
1. Работа над пословицами
- Выберите из представленных пословиц том, какое, по вашему мнению, соответствует содержанию сказки.
• Каков род, таков и плод.
• Без труда нет и плода.
• Чего лев не сможет, то сделает лис.
• Сильный победит десятерых, а сообразительный - всех.
2. Устное произведение
- Пофантазируйте, изменится пингвин, получив великолепный фрак.
3. Сообщение эрудитов
Подготовленные ученики рассказывают о пингвинах.
- Белые грудь, черный фрак и смешная походка - это симпатичные пингвины. Сейчас на Земле живет до 18 видов этих птиц. Рост самых маленьких - 40 см, масса - 50 кг, рост крупнейших - 120 см, масса - 145 кг.
Пингвины живут колониями. В некоторых гніздівках - сотни, тысячи и даже миллионы птиц.
Императорский и королевский пингвины - единственные в мире птицы, которые высиживают на своих лапах кладку с одного-однісінького яйца. Сначала птенцы прячутся в складке на животе, а потом собираются в общую группу - детский сад. Тогда папа и мама могут спокойно отправляться в море за едой, ведь аппетит у птенца растет ежедневно. А как же пингвины-родители отыскивают свое дитятко среди шумной толпы пінгвінят? Оказывается, по голосу. Все малыши на вид одинаковые, а голоса у них разные.
VI. Итог урока
- Что именно вам понравилось в сказке?
- Что не понравилось? Почему?
- Чему учит нас эта сказка? (Своим умом, упорным трудом можно достичь осуществления мечты.)
Задания для конкурса эрудитов
- Сопоставьте начало сказок разных народов. Что удивительного вы открыли?
- Прочитайте полный вариант сказки. Придумайте свою концовку.