ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Романтизм и реализм в XIX ст.

 

Рассматривая эти направления, нельзя утверждать, что, мол, когда закончился романтизм, то начался реализм. Это совсем не так, так как романтизм, так и реализм развивались в первой половине XIX в. в общей для них исторической и эстетической ситуации. Иногда их развитие шел последовательно, иногда - параллельно, а иногда они переплетались. Не забываем, что «европейский романтизм первой половины XIX в. во многом формировался как направление в пределах обще-романтического потока» (Д. Затонский). Поэтому и не удивительно, что сначала эти направления довольно «мирно сосуществовали», взаємозбагачуючись художественными открытиями и достижениями. Да и сам термин «реализм» возник в 1850-х годах, тогда как первые реалистические произведения появились двумя десятилетиями ранее (например, первая редакция реалистической повести О. де Бальзака «Гобсек», которая тогда называлась «Опасности распущенности», увидела свет еще в 1830 г.).

Во многих произведениях писателей-реалистов (Г. Гоголь, Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Диккенс) очевиден ощутимое влияние романтизма. Вспомним, например, что в реалистической повести М. Гоголя «Шинель» присутствует яркий романтично-фантастический элемент - появление призрака Акакия Акакійовича Башмачкин. А в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» образ старого бандита Фейгина является своеобразным олицетворением загадочных потусторонних сил зла или даже самого сатаны (например, «уродливое морщинистое лицо его приобретает поистине сатанинское выражение», а «хитрый, жадный выражение его лица было достоверно будто у дьявола»).

Подобную манеру персонификации мистических сил английский писатель-реалист унаследовал непосредственно от романтиков. И в дополнение реалисты не смогли бы так убедительно и точно описывать время и место действия своих произведений, если бы не позаимствовали у романтиков разработки историзма и воспроизведения местного колорита. Ведь для реалистов, как и для романтиков, принципиально важными остались, с одной стороны, правдоподобность и точность деталей, а с другой - достоверность «лицо эпохи» в целом. Реалисты уделяли большое внимание исследованию роли природно-исторической среды и наследственности в формировании и развитии человека и общества.

Поэтому в реалистическом произведении характер, поступки да и, в конце концов, судьба персонажа были четко мотивированы, обусловленные (ученые говорят «детерминированные») его происхождением, образованием, профессией, вокруг друзей, условиями жизни и, что очень важно, - конкретной исторической ситуацией, в которой он живет. И здесь писателям-реалистам понадобился художественный опыт романтиков относительно воспроизведения колорита конкретных наций или эпох (вспомним мастерство В. Скотта в изображении колорита средневековой Англии в историческом романе «Айвенго»),

Вместе с тем историзм реалистов существенно отличался от романтического. У романтиков он был в значительной степени будто «антикварно-декоративным». Вместе с тем историзм реалистических произведений был «более прагматичным», науковішим, поскольку он должен был способствовать глубокому исследованию исторических корней и первоисточников определенных общественных явлений. Где-то с середины XIX в. реалисты начали все активнее заявлять о своих раВНОгласиях с традициями романтизма. Однако вопреки тому реализм никогда полностью не отвергал задел романтизма. Например, если писателей-реалистов не устраивала романтическая идеализация художественного образа или наличия в произведениях романтиков «двух миров» (вспомним мир обывателей введено и мир энтузиастов у Гофмана), то любимое романтиками изображение постоянной изменяемости мира реализм не только позаимствовал, а и существенно углубил.

Прежде всего, если романтизм абсолютизировал творческое воображение писателя, то реализм делал акцент на исследовании и объяснении явлений реальной жизни. Как и в эпоху Просвещения, возрастает удельный вес не эстетической или гедонистические, а познавательной (когнитивной) и воспитательной (дидактической) функций искусства. Писатели-реалисты стремились к «художественного анализа современного общества, раскрытие тех невидимых основ его, которые от него же самого скрыты привычке и неосознанностью» (В. Белинский). Психологизм литературного произведения - это изображение писателем внутреннего мира героев : полное, проникновенное и скрупулеВНОе изображение их чувств, эмоций, мыслей и переживаний, акцентирование внимания на тонком анализе психологии человека. Психологизм в раВНОй степени присущий произведениям разных эпох, но в эпоху реализма он имел свои особенности.

Так, Стендаль, изображая конфликт непокорного героя с общественным порядком, смело углубляется в «жизни страстей» своего персонажа. Именно Стендаль сделал психологический анализ своеобраВНОй «нормой» литературного творчества писателей-реалистов. В То Же Время Бальзак мотивирует психологию своих героев преимущественно воздействием общественных законов и морали. Ближе к эпохе раннего модернизма психологизм литературных произведений немного меняется: психология героя мотивируется преимущественно не социальными обстоятельствами, а иррационально-физиологическими факторами (романы братьев Гонкур, Э. Золя).

В частности, в реалистических произведениях решают острые социальные проблемы, скажем, критикуют политика правительства Великобритании в отношении содержания бедных сирот в ужасных условиях работных домов (Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста») или невозможность талантливого плебея сделать карьеру и реализовать себя в строго регламентированном клановом французском обществе эпохи Реставрации (Стендаль «Красное и черное»).

Так, главный герой упомянутого произведения Жульен Сорель смело бросает своим судьям обвинения в том, что они судят его совсем не за выстрелы в госпожу де Реналь, а за то, что он, плебей-выскочка, решился «выкарабкаться вверх», пробиться к высшему миру. Итак, художественная литература стала социальной, а особое внимание писатели-реалисты уделяли изображению человека в обществе: среда «лепит характер человека», как скульптор свое творение из глины или гипса. Однако есть здесь и обратная связь, так и человек, в свою очередь, создает это общество. Она способна брать сознательное участие в его изменениях.

Писатели-реалисты (как и романтики) стремились воссоздать внутренний мир персонажа. Ведь без исследования скрытых «пружин», которые заставляют человека действовать именно так, а не иначе, его поступки невозможно ни мотивировать, ни объяснить, а реалисты как раз и стремились к этого. С одной стороны, в человеческую душу якобы и не заглянешь, а с другой - без знание его сокровенных глубин и уголков невозможно мотивировать поступки, характер и судьбу персонажа.

Реалисты и пытались изображать внутренний мир своих героев, «осветить их души, всесторонне их исследовать, проникнуть во все их тайники, рассмотреть их под микроскопом» (Кнут Гамсун), прояснить их души изнутри будто «волшебной лампой» (И. Франко), для чего они имели сами будто «перевоплощаться» в своих персонажей. Именно в этом стремлении литературы реализма к «жизнеспособности» кроются истоки ее знаменитого психологизма, который существенно отличается от романтического. Дар проникновения писателей-реалистов в психику персонажей иногда граничит с ясновидением.

Здесь были использованы открытия и находки романтизма относительно воспроизведения тончайших порывов души героя, в частности ее раВНОгласий, которые так манили романтиков с их тягой к «поэтики контрастов». Однако реалисты сделали в этом направлении новый существенный шаг, хотя им иногда и упрекали, что их психологизм был очень «умственным», рационалистическим («раціоцентричним»). Этот специфический психологизм реалистической литературы заключается в качественно новом уровне изображения внутреннего мира человека и мастерству психологического анализа, в глубоком раскрытии сложности и непредсказуемости человеческих реакций на действительность, мотивов и причин человеческой поведения.