ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
ДЖ. СЭЛИНДЖЕР. «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ». ДУХОВНАЯ ОППОЗИЦИЯ ХОЛДЕНА КОЛФРІДА КАК СЛЕДСТВИЕ ПРОТЕСТА ПРОТИВ «ВЗРОСЛЫХ» ПРАВИЛ ИГРЫ
План
• «Над пропастью во ржи» - авторская концепция жизни молодежи XX вв. Символичность названия и жанровая специфика романа:
• монологическая форма повествования;
• исповедальный характер произведения;
• непринужденный стиль;
• разговорная речь и т.д. Тематика и проблематика произведения.
• Голден Колфилд и Америка - два мира романа.
• Многогранная система образов, их характеры и роль в произведении.
• Богатство и сложность символов.
Задания для подготовительного периода
• Дайте определение понятиям «роман» и «повесть». Определите жанр произведения Дж. Сэлинджера.
• Подумайте и скажите, кто же на самом деле Голден Колфилд: одиночка, бунтарь, эгоист или совести молодого представителя американской нации.
• Объясните символическую деталь портрета Холдена - «чуб с проседью», «с одной стороны, с правой, у меня миллион седых волос».
Литература
• Братко В. Писатель, которого всегда будут читать. // Зарубежная литература в средних учебных заведениях. - 2002. - № 1. - С. 11.
• Дудка Н. Отражение нонконформистского мироощущение. Внеклассное чтение по творчеству Дж. Сэлинджера. // Зарубежная литература. - 2006. - № 8. - С. 11-16.
• Еременко О. В. Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», материалы вариативного изучения. // Всемирная литература в средних учебных заведениях. - 2000. - № 4. - С. 56-58.
• Козленко Г. О. «Где они деваются зимой?». Материалы к изучению романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи». // Всемирная литература и культура. - 2004. - №9, -С. 37-40.
• Красуцька И. Крутой обрыв действительности. // Окно в мир. - 1999. - № 6. - С. 163-167.'
• Марченко М. П., Савчук Г. П. Смысл просветления. Постмодернистские размышления о романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»// Всемирная литература и культура. - 2001. - № 5. - С. 52.
• Мулярчик. Современный реалистический роман США. - М., 1988.
• Селинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи. - Львов: Вища шк., 1987.
9. Скобельская О. И. Вызов над бездной: роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» // Всемирная литература и культура. - 2004. - № 9. - С. 33-37.
«Над пропастью во ржи» - исповедь главного героя, который пережил момент внутреннего перехода, кризис обретения себя самого, и, не таясь, рассказал читателям о своих ощущения и мысли в момент «инициации» - трагического и мучительного роста, сознательного вхождения мыслящей индивидуальности в общество, где задолго до нее установлены правила игры и распределены роли. В частной клинике накануне Рождества герой вспоминал то, что произошло с ним ровно год назад.
Из жизни Холдена Колфилда выхвачено события, что происходили с ним в течение трех трагических дней: это время взлома и испытаний юноши. Через нетерпимость ко лжи он не мог прижиться ни в одной из школ. Учась уже в четвертой по перечню школе, снова оказался выключенным, потому что много чего не принимал и не понимал как в учителях, учениках, так и в существующих в школе порядках. Глядя в будущее, Колфилд не видел ничего, кроме серой обыденности. Ему казалось, что для него в жизни не отведено места, ведь его не интересовала ни одна профессия. Оказавшись в Нью-Йорке, герой пробовал такое жизнь, которое при нормальных условиях подростку запрещено: ночной отель, бары, кафе, дансинги, спектакли, Нью-Йорк богемный. Все впечатления, приключения, разговоры, столкновение с внешним миром суммировались одним - понятием лицемерия и неискренности. «Добродетель, порядочность, равенство - все, что провозглашается обществом как добродетели, на которые оно опирается, оказывается лицемерием и ложью».
Америка середины XX в. не показалась Голдена уютной. Больше всего его угнетали не личные обстоятельства (исключение из школы, конфликт со школьной фехтувальною командой, капитаном которой он был, сложные взаимоотношения с товарищами), а дух всеобщего обмана и недоверия между людьми, которые царили в США. Юноши возмущало отсутствие элементарной человечности, вокруг он видел лишь бездуховность, душевную пустоту, порожденную миром наживы и бизнеса. Его глазами читатель наблюдал за окружающим урбанистическим миром, где все было протиприроднім. Следовательно Голден и Америка - два мира романа, полностью несовместимые: герой «выпадал» из системы, зараженной наглостью, бездушностью и лицемерием. Он олицетворял чистоту и искренность «мира детства». Больше всего в жизни Колфилд боялся стать таким, как все взрослые.
Лейтмотив книги - строка из стихотворения Роберта Бернса, вынесенный в заголовок, строка, Голден, не услышав это, истолковал себе как детскую песенку о невиновности среди природы, которую надо уберечь от падения в пропасть взрослости. Недаром своим единственным призванием в этом мире он считал фантастическую роль ловца, человека, которая оберегала маленьких детей, что играли на огромном поле, во ржи, от падения в пропасть. Главная проблема заключалась в сохранении детской чистоты и искренности: не дать «миру взрослых» погубить невинное детство... Именно об этом и мечтал Холден Колфилд.
Герою были свойственны чуткая душа, развитое воображение, изрядный культурный уровень. Его впечатлительная, эмоциональная натура болезненно и порой предвзято реагировала на проблемы в обществе, на отношения между людьми, взрослыми и подростками, на всевозможные конфликты и споры, что привело юношу разочарований и стресса. Он категорически не принимал любой фальши, глубоко внутренне протестовал против всего надуманного, покаВНОго в окружающем мире. Холдена раздражали общепринятая пошлость, банальность, ставшие нормой поведения. Ему гадкие и сладенькая реклама школы Пэнси, и фальшь директора Хааса, и благотворительность «похоронного» дельца Оссенбергера, и непорядочность Стредлейтера.
«Не люблю», «терпеть не могу», «ненавижу» - вот слова - рефрены, которые часто употреблял Голден. На формирование его характера больше всего повлиял возраст героя - шестнадцать лет. Он словно оказался между двумя мирами, «детским» и «взрослым», но полностью не принадлежал ни одному из них. Порой герой более беспомощен, чем ребенок, порой умнее, чем старые, а чаще - все вместе. Он находился в становлении, в поиске, он формировался.
Холдена Колфилда нельзя назвать благородным молодым джентльменом, потому что он мог быть лживым, ленивым, эгоистичным, непоследовательным. Однако его искренность и откровенность, с которой он рассказывал о себе, бесспорно компенсировали много недостатков его еще несостоявшихся характера и сознания.
Чуткая натура шестнадцатилетнего юношу имела такое свойство, что все люди, с которыми ему приходилось встречаться, будто стали частью его самого, никогда не оставляли его равнодушным:
Образ Холдена Колфилда тесно связан с основными мотивами:
Красная охотничья шапка с большим козырьком и наушниками символизировала вызов, который бросил Колфилд всем ровесникам, взрослым, жизни; стала для него спасительной соломинкой, за которую он хватался в трудную минуту.
Утки - символ отношение героя ко всему живому в целом, а не только людей или общества. Он понимал, что Вселенная выстроена из мелочей.
Спортивные игры, которыми увлекались в школах, стали для героя символом разделения общества на сильных и слабых «игроков».
«Ловец во ржи» появился тогда, когда в душе Холдена воцарилась неустойчивая, но драгоценная гармония. Это цель его жизни - заниматься детской игрой на полях жизни, которые обрывались бездной; то есть жить для кого-то, а не для себя.
Мотив Рождества, когда герой переживал духовное возрождение, воскресение. Призвание Голдена - нести в жестокий, недобрый мир добро, гармонию, радость, искренность детства.
Герой будто действительно «переходил» из детства в взрослую жизнь, и этот переход дался ему тяжело. Завершился роман его возвращением домой. В заключение Колфилд сказал, что не знает, что будет дальше. Но очевидно, что одна из крупнейших кризисов в жизни подростка состоялась. В детство вернуться невозможно, необходимо взрослеть.
ГОЛДЕН КОЛФИЛД
- не воспринимал мир и правила игры, которые тот навязывал каждому;
- замкнутый в себе
- спаситель детей от пропасти взросления; - его мечта - поля ржи
ИМЯ | СИМВОЛИКА | РОЛЬ В ЖИЗНИ ХОЛДЕНА |
Фиби | «Сияющая» | Просвітлював настроение Холдена, давал ему подлинное счастье, удерживал его от необдуманных поступков |
Салли Гайс | «Обманный туман» | Голден скромничал под ее взглядом, она затуманювала его сознание |
Фейс Кавендіщ | «Подслащенный жевательный табак» | Вера Холдена в том, что он мог выглядеть взрослее |
Джеймс Касл | «Высокие идеалы» | Смерть Касла вызвала параллель с постепенным падением здоровья Голдена |
Экли | «Возгласы отвращения» | На его примере Голден указывал на фальшь, что царила в Пэнси |
Карл Льюс | «Свет» | Голден восхищался Карлом через его высокий интеллект |
Вард Стредлейтер | «Широко расставлять ноги» | Характеризовала его нрав, наглость, самоуверенность
|
|