ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ДЖ. СЭЛИНДЖЕР. «НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ». ДУХОВНАЯ ОППОЗИЦИЯ ХОЛДЕНА КОЛФРІДА КАК СЛЕДСТВИЕ ПРОТЕСТА ПРОТИВ «ВЗРОСЛЫХ» ПРАВИЛ ИГРЫ

 

План

• «Над пропастью во ржи» - авторская концепция жизни молодежи XX вв. Символичность названия и жанровая специфика романа:

• монологическая форма повествования;

• исповедальный характер произведения;

• непринужденный стиль;

• разговорная речь и т.д. Тематика и проблематика произведения.

• Голден Колфилд и Америка - два мира романа.

• Многогранная система образов, их характеры и роль в произведении.

• Богатство и сложность символов.

 

Задания для подготовительного периода

• Дайте определение понятиям «роман» и «повесть». Определите жанр произведения Дж. Сэлинджера.

• Подумайте и скажите, кто же на самом деле Голден Колфилд: одиночка, бунтарь, эгоист или совести молодого представителя американской нации.

• Объясните символическую деталь портрета Холдена - «чуб с проседью», «с одной стороны, с правой, у меня миллион седых волос».

 

Литература

• Братко В. Писатель, которого всегда будут читать. // Зарубежная литература в средних учебных заведениях. - 2002. - № 1. - С. 11.

• Дудка Н. Отражение нонконформистского мироощущение. Внеклассное чтение по творчеству Дж. Сэлинджера. // Зарубежная литература. - 2006. - № 8. - С. 11-16.

• Еременко О. В. Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», материалы вариативного изучения. // Всемирная литература в средних учебных заведениях. - 2000. - № 4. - С. 56-58.

• Козленко Г. О. «Где они деваются зимой?». Материалы к изучению романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи». // Всемирная литература и культура. - 2004. - №9, -С. 37-40.

• Красуцька И. Крутой обрыв действительности. // Окно в мир. - 1999. - № 6. - С. 163-167.'

• Марченко М. П., Савчук Г. П. Смысл просветления. Постмодернистские размышления о романе Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»// Всемирная литература и культура. - 2001. - № 5. - С. 52.

• Мулярчик. Современный реалистический роман США. - М., 1988.

• Селинджер Дж. Д. Над пропастью во ржи. - Львов: Вища шк., 1987.

9. Скобельская О. И. Вызов над бездной: роман Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» // Всемирная литература и культура. - 2004. - № 9. - С. 33-37.

«Над пропастью во ржи» - исповедь главного героя, который пережил момент внутреннего перехода, кризис обретения себя самого, и, не таясь, рассказал читателям о своих ощущения и мысли в момент «инициации» - трагического и мучительного роста, сознательного вхождения мыслящей индивидуальности в общество, где задолго до нее установлены правила игры и распределены роли. В частной клинике накануне Рождества герой вспоминал то, что произошло с ним ровно год назад.

Из жизни Холдена Колфилда выхвачено события, что происходили с ним в течение трех трагических дней: это время взлома и испытаний юноши. Через нетерпимость ко лжи он не мог прижиться ни в одной из школ. Учась уже в четвертой по перечню школе, снова оказался выключенным, потому что много чего не принимал и не понимал как в учителях, учениках, так и в существующих в школе порядках. Глядя в будущее, Колфилд не видел ничего, кроме серой обыденности. Ему казалось, что для него в жизни не отведено места, ведь его не интересовала ни одна профессия. Оказавшись в Нью-Йорке, герой пробовал такое жизнь, которое при нормальных условиях подростку запрещено: ночной отель, бары, кафе, дансинги, спектакли, Нью-Йорк богемный. Все впечатления, приключения, разговоры, столкновение с внешним миром суммировались одним - понятием лицемерия и неискренности. «Добродетель, порядочность, равенство - все, что провозглашается обществом как добродетели, на которые оно опирается, оказывается лицемерием и ложью».

Америка середины XX в. не показалась Голдена уютной. Больше всего его угнетали не личные обстоятельства (исключение из школы, конфликт со школьной фехтувальною командой, капитаном которой он был, сложные взаимоотношения с товарищами), а дух всеобщего обмана и недоверия между людьми, которые царили в США. Юноши возмущало отсутствие элементарной человечности, вокруг он видел лишь бездуховность, душевную пустоту, порожденную миром наживы и бизнеса. Его глазами читатель наблюдал за окружающим урбанистическим миром, где все было протиприроднім. Следовательно Голден и Америка - два мира романа, полностью несовместимые: герой «выпадал» из системы, зараженной наглостью, бездушностью и лицемерием. Он олицетворял чистоту и искренность «мира детства». Больше всего в жизни Колфилд боялся стать таким, как все взрослые.

Лейтмотив книги - строка из стихотворения Роберта Бернса, вынесенный в заголовок, строка, Голден, не услышав это, истолковал себе как детскую песенку о невиновности среди природы, которую надо уберечь от падения в пропасть взрослости. Недаром своим единственным призванием в этом мире он считал фантастическую роль ловца, человека, которая оберегала маленьких детей, что играли на огромном поле, во ржи, от падения в пропасть. Главная проблема заключалась в сохранении детской чистоты и искренности: не дать «миру взрослых» погубить невинное детство... Именно об этом и мечтал Холден Колфилд.

Герою были свойственны чуткая душа, развитое воображение, изрядный культурный уровень. Его впечатлительная, эмоциональная натура болезненно и порой предвзято реагировала на проблемы в обществе, на отношения между людьми, взрослыми и подростками, на всевозможные конфликты и споры, что привело юношу разочарований и стресса. Он категорически не принимал любой фальши, глубоко внутренне протестовал против всего надуманного, покаВНОго в окружающем мире. Холдена раздражали общепринятая пошлость, банальность, ставшие нормой поведения. Ему гадкие и сладенькая реклама школы Пэнси, и фальшь директора Хааса, и благотворительность «похоронного» дельца Оссенбергера, и непорядочность Стредлейтера.

«Не люблю», «терпеть не могу», «ненавижу» - вот слова - рефрены, которые часто употреблял Голден. На формирование его характера больше всего повлиял возраст героя - шестнадцать лет. Он словно оказался между двумя мирами, «детским» и «взрослым», но полностью не принадлежал ни одному из них. Порой герой более беспомощен, чем ребенок, порой умнее, чем старые, а чаще - все вместе. Он находился в становлении, в поиске, он формировался.

Холдена Колфилда нельзя назвать благородным молодым джентльменом, потому что он мог быть лживым, ленивым, эгоистичным, непоследовательным. Однако его искренность и откровенность, с которой он рассказывал о себе, бесспорно компенсировали много недостатков его еще несостоявшихся характера и сознания.

Чуткая натура шестнадцатилетнего юношу имела такое свойство, что все люди, с которыми ему приходилось встречаться, будто стали частью его самого, никогда не оставляли его равнодушным:

Образ Холдена Колфилда тесно связан с основными мотивами:

Красная охотничья шапка с большим козырьком и наушниками символизировала вызов, который бросил Колфилд всем ровесникам, взрослым, жизни; стала для него спасительной соломинкой, за которую он хватался в трудную минуту.

Утки - символ отношение героя ко всему живому в целом, а не только людей или общества. Он понимал, что Вселенная выстроена из мелочей.

Спортивные игры, которыми увлекались в школах, стали для героя символом разделения общества на сильных и слабых «игроков».

«Ловец во ржи» появился тогда, когда в душе Холдена воцарилась неустойчивая, но драгоценная гармония. Это цель его жизни - заниматься детской игрой на полях жизни, которые обрывались бездной; то есть жить для кого-то, а не для себя.

Мотив Рождества, когда герой переживал духовное возрождение, воскресение. Призвание Голдена - нести в жестокий, недобрый мир добро, гармонию, радость, искренность детства.

Герой будто действительно «переходил» из детства в взрослую жизнь, и этот переход дался ему тяжело. Завершился роман его возвращением домой. В заключение Колфилд сказал, что не знает, что будет дальше. Но очевидно, что одна из крупнейших кризисов в жизни подростка состоялась. В детство вернуться невозможно, необходимо взрослеть.

ГОЛДЕН КОЛФИЛД

- не воспринимал мир и правила игры, которые тот навязывал каждому;

- замкнутый в себе

- спаситель детей от пропасти взросления; - его мечта - поля ржи

ИМЯ

СИМВОЛИКА

РОЛЬ В ЖИЗНИ ХОЛДЕНА

Фиби

«Сияющая»

Просвітлював настроение Холдена, давал ему подлинное счастье, удерживал его от необдуманных поступков

Салли Гайс

«Обманный туман»

Голден скромничал под ее взглядом, она затуманювала его сознание

Фейс Кавендіщ

«Подслащенный жевательный табак»

Вера Холдена в том, что он мог выглядеть взрослее

Джеймс Касл

«Высокие идеалы»

Смерть Касла вызвала параллель с постепенным падением здоровья Голдена

Экли

«Возгласы отвращения»

На его примере Голден указывал на фальшь, что царила в Пэнси

Карл Льюс

«Свет»

Голден восхищался Карлом через его высокий интеллект

Вард Стредлейтер

«Широко расставлять ноги»

Характеризовала его нрав, наглость, самоуверенность