ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

7КЛАСС

 

АЛЕКСАНДР ПУШКИН

 

ПЕСНЯ О ВІЩОГО1 ОЛЕГА

 

Собирается вещий Олег-воитель

С хазарами вновь воевать:

За нападение - мечам и пожарам обрек

Он нивы хазарские и дома.

С войском своим, в царгородській брони,

Князь едет полями верным на лошади.

Из темного леса старый волшебник

Выходит навстречу медленно,

Перунові2 только покорный старый,

Предсказатель он человеческой судьбы.

В мольбах, в ворожбе всю жизнь он провел

И князь у него коня остановил.

«Поведай, любимцу наших богов,

Скоро я покину землю?

Скоро, на радость моих врагов,

Меня положат в гроб?

Не бойся, будь честен в своей ворожбе -

Резвого коня подарю тебе».

«Волхви3 не боятся крепких властелинов,

Волхвам - за пророческое их слово -

1 Вещий - здесь: мудрый.

2 Перун - в древнеславянской мифологии бог грозы (грома).

3 Волхвы - у древних славян: чародеи, прорицатели, жрецы языческих богов.

Не надо богатых княжеских даров, -

Правдивая и свободная их язык.

Хоть будущие годы таятся во мгле...

И вижу я судьбу твою на главе.

Послушай, что скажет тебе ворожбит:

Ты славный своими боями,

И твой врагами не преодолен щит

Царьграда украшает брами1;

И волны, и землю покорил ты в бою,

И недруги завидуют на судьбу твою.

И моря бурного предательский вал

Твои не повредил вітрила2,

Тебя не ранил лукавый кинжал,

Вражеская стрела не поразила...

Не ведаешь ран ты в гроВНОй брони,

Потому что есть охранник у тебя в борьбе.

Твой конь боевых не пугается дел,

Он, лановій воле покорный,

То смирный стоит под тучами стрел,

То скачет, товарищ твой верный.

Его не пугает жестокая схватка;

Но от своего ты погибнешь коня3».

Олег усмехнулся; однако чело

Прорезала дума журлыва.

Он, опершись рукой на бранное седло,

Слезает с коня молчаливо.

И верного друга княжеская рука

Нежит и ласкает, прощальная и легкая.

 

1 В древнерусских летописях есть рассказ о том, как князь Олег, уйдя-войной на греков в 907 году, взял в осаду могучий город Царьград (древнерусское название Константинополя, столицы Византийской империи) и одержал победу. В знак победы Олег прибил свой щит на воротах Царьграда.

2Відомо, что в Древней Руси было развито кораблестроение и Олег осунив знаменитый поход на Византию Черным морем.

3Цікаво, что на Руси конь считался символом добра и доброжелательного отношения к человеку.

 

«С тобой, мой друг, мой верный слуга,

Прошел я большие походы;

В стремя твое уже не ступит нога,

Нам время расстаться навеки.

Прощай, утешайся в луге ежедневно!

Вы, отроки-друзья, возьмите-ка коня.

В луг одведіть, где трава душистая,

Попоной спину укрывайте,

Отборного другу дайте зерна,

Водой из источников поите».

И отроки мигом с конем отошли,

И князю нового коня подвели.

Гуляет с женой князь-воитель

На славной славянской могиле.

С ним гости и друзья - как утренний снег

Сегодня их кудри белые...

Дружинники вспоминают юность свою,

Когда рубились с врагами в бою.

«И где же мой товарищ, где конь мой лихой?

Проговорил Олег своим слугам, -

Скажите, здоровый, легкий

Роскошным он бегает щелочью? »

И слышит слова: на крутом холме

Давно отдых нашел он себе.

И голову буйную Олег опустил

И думает: «Что же чародейство?

Если бы не послушал лживых слов я,

Отбросил глупое предсказание,

Носил меня бы конь до последнего дня!»

И хочет он видит останки коня.

Вот едет могучий Олег к реке,

С ним гости его поседевшие,

И видит: лошадь благородные кости

Лежат на днепровском склоне;

Их моет непогода, их прах вкрива,

Над ними шумує шелковая трава.

И тихо ступив на череп немой,

Князь молвил: «Спи,друг одинокий!

Тебя пережил твой хозяин старый,

И вот как закончу свои годы,-

Не ты на траву душистую упадешь

И кровью мою там омоешь труну1!»

И сказал Олег тогда друзьям своим:

« Кость страшна мне тленный? »

Из желтого черепа тихо между тем

Гадюка2 ползла домовинна;

Круг ног его черным кольцом обвилась,

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Склоняются гости над телом в печали,

В бокалах пенящиеся вина;

Князь Игорь и Ольга сидят на горбі3;

Хмельная бенкетує4 жена.

Дружинники вспоминают юность свою,

Когда рубились с врагами в бою.

Перевод Ю. Камского

Комментарий

О. С. Пушкин, чье имя неразрывно связано с золотым веком русской литературы, был мастером произведений раВНОобраВНОй тематики, принадлежавших к разным литературным жанрам. Он писал сказки, баллады, лирические произведения, повести, поэмы, романы.

 

1 Олег имеет в виду обряд погребения. Вместе с умершим князем хоронили его коня, полагая, что так князю будет легче добраться до рая. Очевидно, Олег хотел быть похороненным именно с этим верным боевым конем.

2 Образ змеи, а также образ змея (в других мифологиях: дракона) в славянской дохристианской мифологии является воплощением злой силы, угрозы для человека и всего мира. Вспомните украинские народные сказки (например, «Кирилл Кожемяка» и другие) и древнерусские былины.

3 Летописи свидетельствуют, что над могилой вельмож делали высокая земляная насыпь, котором производили своеобразные поминки, тризну. Здесь же проводили различные игрыи на тризнах по князьях - и военные бои. Считали, что душа умершего еще находится рядом с живыми и радуется играм. Древние славяне сжигали умерших или хоронили в землю. Наши предки верили, что во время сожжения душа быстрее отделяется от тела и ей легче попасть на тот свет.

4 Язычники-русичи считали, что во время тризны нельзя грустить, надо радоваться за умершего, который попал на тот свет.

 

В поисках интересных тем и сюжетов, писатель часто обращался к фольклору. Заимствуя народный язык, сюжеты, изображал жизнь простых людей, обращался к истории.

В балладе «Песнь о вещем Олеге» Пушкин изобразил реальную историческую личность - киевского князя Олега (X в.), легенду о смерти которого он отыскал в исторической летописи - «Повести временных лет». И летопись, и баллада Пушкина имеют мистический характер, что очень привлекало поэта, который сам верил в разные пророчества, гадания, талисманы.

Герой баллады - князь Олег - встретился со старым волшебником и пожелал узнать время своей смерти. Пророчество показалось Олегу странным: смерть ему суждено принять от верного коня. Князь решил не испытывать судьбу и подобрать себе другого коня. С тех пор, вроде бы, ничто не угрожало его жизни. Было еще много битв, походов, пока Олег не вспомнил про своего любимца и не узнал, что тот умер. Теперь уже князь разозлился на предсказателя и на себя, что так легковерно поступил. И все-таки верх получает мистика. Получилось так, что князь действительно принял смерть от коня: гадюка, что пряталась в черепе погибшего животного, ужалила Олега, от чего он и умер. Возможно, последней в его сознании была мысль о том, что пророчество свершилось.