ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

ОТРАЖЕНИЕ ПОЛЕМИКИ МЕЖДУ ФИЛОСОФСКИМИ КОНЦЕПЦИЯМИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ПОВЕСТЯХ ВОЛЬТЕРА «КАНДИД, ИЛИ ОПТИМИЗМ» И «ПРОСТОДУШНЫЙ»

 

План

1. Философская повесть «Кандид». Тема, жанр, композиция произведения.

2. Образ Кандида, его характеристика.

3. Панглос - философ - оптимист.

4. Другие герои повести (Кунигунда, Мартен, Жирофле и др.). Отношение к ним автора.

 

Задания для подготовительного периода

1. Подумайте, почему произведение имеет такое название.

2. Выпишите из толкового словаря определение слова «оптимизм». Какое определение этому термину дает Кандид?

3. Выпишите из текста интересные философские размышления героев.

4. Составьте логические схемы, кроссворды, ребусы, тесты...

 

Литература

1. Клочкова Л. А. «Все к лучшему в этом лучшем из миров». Два урока по повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм». 9 кл. // Зарубежная литература в учебных заведениях. - 2004. - № 12. - С. 23 - 24.

2. Лимборский И. В. Вольтер и Украина // Зарубежная литература в учебных заведениях. - 1999. -№ З, -С. 48-50.

3. Писатели Франции. - М., 1964.

 

Инструктивно-методические материалы

Перу Вольтера предстояло полтора десятка повестей, которые назвали «философскими». Они требовали усиленного внимания к философских взглядов самого автора, которые тот выражал не абстрактно, а в конкретных персонах и жизненных ситуациях. На повествовательной манере отразилось то обстоятельство, что Вольтер вслух читал в своем салоне разделы произведений по мере их написания.

Автор построил повествование в виде стремительных событий. Его задача - поскорее привести событие до точки, в которой окажется и станет наглядной «какая-то нелепость окружающей жизни». Использовал и свіфтівську иронию, когда бессмысленность демонстрировался как для всех приемлемое явление. Проза Вольтера насквозь ироничная и комическая.

В лучших «философских повестей», писатель принадлежала повесть «Кандид». Здесь в комично-пародийной форме описаны странствия главного героя Кандида в поисках утраченной возлюбленной - Кунигунды. Судьба забросила персонажей в разные уголки мира, в том числе и в Америку. Кандид - воплощение наивного здравого смысла и нравственной чистоты, которыми одарила его природа. Он путешествовал в сопровождении учителя - философа Панглоса. Если для Кандида мир полон поразительных неожиданностей, загадок и чудес, то для Панглоса уже заранее на все был ответ: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».

Герои каждый раз проверяли истину Панглоса на себе, точнее на своем теле: их били, вешали, сжигали на костре, насиловали, прокалывали шпагами, они тонули в океане, страдали от землетрясения и т.п. Окончательно запутавшись, кому следует доверять, - привлекательной идеи учителя о вечную гармонию или собственным ощущениям, которые свидетельствовали совсем о другом, судьба наконец вернула ему Кунігунду.

Перед читателем произведения предстали не характеры, а своеобразные маски. Герои олицетворяли различные философские системы. Панглос выражал систему немецкого философа Г. Ф. В. Лейбница, согласно которой человек с колыбели имела в сознании так называемые «врожденные идеи» относительно разумности и гармоничности всего сущего вокруг. Ему противопоставлено философию англичанина Дж. Локка: доверять надо не заранее данным представлениям о реальности, а самой реальности, которая свидетельствовала о себе через органы чувств.

Кандид готов поверить в возвышенный идеализм Панглоса, но его личный опыт, опыт его многострадального тела свидетельствует о совершенно противоположном.

Вольтер открыто смеялся над философского утверждение Лейбница о том, что в мире царит «заранее устоявшаяся гармония», то есть все, что бы не происходило - происходит во благо.

По утверждению Шефтсбери, сама природа будто помогала человеку принимать морально безупречные решения. Вольтер критиковал эту мысль, и в повести Кандид страдал именно от своей моральной незіпсованості и наивности.

Сюжет повести подчинены единой логике - логике маятника: от везения к невезение и наоборот.

Финал произведения не ставит точки в философском споре. Герои поселяются где-то в Турции в небольшом садике. С точки зрения идеализма, сад - это рай в миниатюре, волшебный уголок, мечта поэта; с точки зрения практической философии - жалкий кусок земли, неспособный прокормить толпу утомленных жизнью героев. Соответствующий критерий можно было применить и для любимой женщины Кандида - Кунигунды. С точки зрения немецкого идеализма, герой нашел свой идеал красоты и любви, его мечта осуществилась; с точки зрения же английского практицизма - Кунигунда постарела, потеряла свою красоту, ее много раз насиловали, она стала раздражительной, голос - хриплым, руки - красными и жилистыми.

Вольтеру в общем не удалось ни опровергнуть идеализм Лейбница и Шефтсбери, ни защитить преимущества Локкового практицизма. Противоречия между этими двумя истинами является вечной движущей силой самой жизни.

Одним писатель не стремился ставить перед собой оригинальных художественных задач. Он использовал художественные достижения современников и предшественников. При этом преследовал вполне конкретную цель - пропагандировать свои философские, социальные, антиклерикальные идеи.

Так, в «Кандіді» автор комично переосмыслил сюжетную схему древнегреческого (в определенной степени и средневекового рыцарского) романа: судьба разлучает юных, горячо влюбленных героев, они скитаются в чужих краях; девушку принуждают к браку, даже продают в публичный дом, однако она сохраняет целомудрие и верность любимому. Юноша пережил многочисленные приключения, которые закалили его дух. Он даже имел отношения с другими женщинами, но его сердце принадлежало только избранницы. Наконец, разлученные встретились и поженились - так в античных романах. У Вольтера находим травестійне варьирование этой традиционной схемы.

В наиболее значительной повести Вольтера отчетливо выступал философский перелом, произошедший в сознании писателя после возвращения из Пруссии и землетрясения в Лиссабоне. Оптимистическая идея Лейбница о «предусмотренной взвешенной гармонии добра и зла», относительно причинно-следственных связей, которые царило «в лучшем из миров», последовательно отвергались событиями из жизни главного героя - скромного и благотворительного юноши Кандид.

В повести «Кандид» Вольтер использовал структурные приемы так называемого «плутовського» романа, заставляя героя странствовать из страны в страну, знакомиться с представителями разных общественных слоев - от коронованных особ до дорожных бандитов и никчемных женщин.

Повествование была построена как пародия на авантюрный роман - герои переживают необычные жизненные перевороты, приключения, которые происходят в потрясающем темпе.