ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ДЖ. ФАУЛЗ. «МАГ» («ВОЛХВ»). ИСТИННОСТЬ МАГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ИСКУССТВА

 

План

• Замысел романа, художественные варианты, интерпретация названия.

• Николас д'Ерфе - типичный представитель английской молодежи поколения 60-х годов.

3. «Психологический эксперимент» Кончіса как попытка различить истинное и фальшивое в душе главного героя.

4. Финал произведения как сущность душевных поисков каждого человека.

 

Задания для подготовительного периода

(1) Раскройте значение понятий «волхв», «маг». Подумайте, в какой из предложенных названий больше всего воплощен замысел произведения.

(2) Обратите внимание на эпиграфы к каждой из частей произведения. Кому они принадлежали? Можно ли их считать соотносимыми с событиями, которые разворачивались на страницах романа?

 

Литература

1) Козюр О. В. Идейные и обраВНО-стилевые средства постмодернистского романа: на примере творчества Джона Фаулза // Зарубежная литература. - 2004. - № 4. - С. 23-26.

2) Павлычко С. Интеллектуальная проза Джона Фаулза // Вселенная. - 1989. - № 5. - С. 117-120.

3) Сачик О. Искусство игры (проза Джона Фаулза) // Слово и время. - 1997. - № 8. - С. 68-69.

 

Инструктивно-методические материалы

«Маг» («Волхв») - «девятый вал» писателя.

Это произведение, который «обрушился на Европу в 1966 году и возвестил о рождении новой литературной звезды. Роман «Волхв» получил неоднозначные отзывы среди ценителей современного искусства слова: «истинный пир для ценителей талантливых повествований»; «великое произведение искусства, которое не отпускает читателя еще долго после того, как перевернута последняя страница».

Главный герой романа - Николас д'Ерфе родился в семье бригадного генерала. После кратковременной службы в армии в 1948 году поступил в Оксфорд, а через год его родители погибли в автокатастрофе. Однако время залечивал любые раны. Имея небольшой доход, Николас продолжил обучение, его привлекла литературное творчество. Он считал себя поэтом, увлекся книгами французских экзистенциалистов, «принимая метафорическое описание сложных мировоззренческих систем за самоучитель правильного поведения... не понимая, что любимые герои-антигерои действовали на строфіках литературных произведений, а не в реальности».

После окончания университета герой смог получить лишь место учителя в маленькой школе на востоке Англии. Проработав всего год, он обратился к Британской совета с просьбой помочь ему получить работу за рубежом. В результате Николас оказался в Греции, устроившись преподавателем английского языка в школе лорда Байрона на Фраксосі, небольшом острове, расположенном на расстоянии 80 км. от Афин.

Перед отъездом в Грецию он познакомился с Элисон, девушкой из Австралии, которая жила с ним по сусідству. ей исполнилось 23 года, а ему было 25. Молодые люди полюбили друг друга, однако вскоре вынуждены были расстаться: Николас уехал в Афины, Элисон получила работу стюардессы.

Остров Фраксос был прекрасным, но пустынным. Николас не сошелся близко ни с кем из местных жителей. Он часами бродил в одиночестве райской местности, наслаждаясь еще малоизвестной ему красотой греческого пейзажа, писал стихи, размышлял о жизни. Именно на этой земле каким-то странным образом ему стала ясна истинная мера вещей. Герой вдруг понял, что никакой он не поэт, стихи его слишком чопорные, и вообще что-то в его жизни складывалось не так, как надо. Эти размышления вызвали депрессию и едва не привели к самоубийству.

Наступил май, а с ним - и период см. Николас заинтересовался соседним поселком и стал собирать сведения о владельце виллы Буране, господина Конхіса. Тот жил уединенно, ни с кем не общался, местные жители почти ничего о нем сказать не могли. Атмосфера таинственности, противоречий, окутавший человека заинтересовала Николаса, и он решил познакомиться с владельцем виллы.

Наконец, знакомство состоялось. Кончіс (так он просил называть себя) показал Николасу свой дом, который произвел на молодого человека большое впечатление: огромная библиотека, оригиналы Модильяни и Боннара, старинные клавикорды, древние скульптуры и росписи на вазах. После чаепития Кончіс сказал Николасу, что считает себя «очень богатым человеком» и «тем, кто видит духов».

Николас поражен: таких людей, как Кончіс, он раньше не встречал. Отныне он по-настоящему жил только выходными днями, когда проводил время на вилле Буране, а в будни механически отрабатывал свои часы в школе, которая ему уже надоела. Молодого человека не покидало отчаянное, странное, античное чувство, что он продвигался сказочным лабиринтом, что ему на долю выпали неземные щедроты». Кончіс рассказывал ему истории из собственной жизни, и герои этих рассказов материализовались: однажды в поселке Николас встретил старого иностранца, который представился ему где Дюканом (если верить Кончісу, в 30-е годы от Дюкана где он получил в наследство старинные клавикорды и свое огромное состояние). Как-то к ужину пришел призрак Лилии, которая умерла в 1916 году и когда-то была невестой Кончіса. Впоследствии оказалось, что это живая девушка. Она призналась, что ее зовут Жюли Холмс, у нее была сестра-двойняшки Джун и что они - молодые английские актрисы, которые приехали сюда по контракту на съемки фильма, но вместо съемок им пришлось принимать участие в «спектаклях» Кончіса.

Перед героем появлялись «живые картины», изображавшие погоню сатира за нимфой под звуки рога, в который играл Аполлон, или призрак Роберта Фулкса, автора книги «Назидание грешникам. Предсмертная исповедь Роберта Фулкса, убийцы», написанная в 1679 году (эту книгу Кончіс дал прочитать Николасу перед сном).

Николас почти потерял ощущение реальности. Он уже не отличал правды от вымысла, однако прекратить эту непонятную игру был не в состоянии.

Непостижимым для себя образом Николас влюбился в привлекательную Жюли-Лилию и, когда пришла телеграмма от Элисон, которая планировала приехать на выходные в Афины, отказался от девушки, которую когда-то любил. Однако Кончіс так мастерски «выстроил обстоятельства», что Николас все же встретился с Элисон в Афинах. Молодые люди поднялись на гору Парнас и среди величественной греческой природы стали любовниками. Николас, вдруг почувствовав, что у него не было человека более близкого, чем Элисон, рассказал ей все, о чем раньше говорить не хотел, - о вилле Буране, о Жюли, как на исповеди, не отделив ее от себя и не думая о том, как она все это восприняла. Элисон сделала единственно возможный для себя вывод - Николас ее не любил. Она впала в истерику, не желала его больше видеть и утром, попрощавшись с ним, уехала из отеля.

Николас вернулся на остров Фраксос. Он мечтал встретиться с Жюли, однако когда пришел на виллу, то перед его глазами предстал пустой дом - все исчезли. Вернувшись ночью до поселка, он стал зрителем и участником еще одного спектакля: его схватила группа немецких карателей образца 1943 года. Избитый, с раненой рукой, он страдал не только от физической боли, сколько из-за отсутствия вестей от Жюли. Наконец получил от нее письмо, нежного и вкусного, а вместе с ним - и весть о том, что Элисон покончила жизнь самоубийством.

Николас, не теряя времени, отправился на виллу, но там находился на тот момент только Кончіс, который сухо сообщил ему, что он плохо справился со своей ролью и уже завтра должен покинуть его дом, а сегодня на прощание сможет услышать последнюю главу его жизни. Как объяснение Кончіс выдвинул идею глобального метатеатру: «Все мы здесь актеры, дружище. Каждый разыгрывает свою роль».

Николас боялся спросить о том, что мучило его: зачем они разыгрывают свои роли? И никак не мог понять, что это вопрос уже не важно, гораздо важнее пробиться сквозь угрызения самолюбия до истины, которая была «безжалостным, как улыбка Кончіса», и до своего истинного «я», которое отставало от его самосознания, как маска для лица, - а роль Кончіса в этом, его цели и методы, по сути, не были такими уж и важными.

По своей сути все рассказы Кончіса - об одном и том же: они рассказывали об умении различать истинное и ложное, о верности самому себе, своем природном и человеческом начале, о правде жизни с такими его понятиям, как верность долгу, любимой женщине. И перед тем, как покинуть остров, Кончіс сообщил Николасу, что тот недостоин свободы.

Кончіс исчез, а Николаса на острове ждала Жюли. Вечером к нему пришла ее сестра Джун, которая объяснила Николасу, что все то, что с ним происходило, было «психологическим экспериментом». Кончіс якобы был бывшим профессором психиатрии, светочем медицины. Финал и апофеоз эксперимента - процедура суда: сначала «психологи» описывали своими сроками личность Николаса, а затем он должен был вынести свой вердикт участникам эксперимента, - они же были актерами метатеатру.

Придя в себя после «суда», Николас понял, что находился в Монемвасії, откуда ему до Фраксосу приходилось добираться морем. У себя дома среди других писем он нашел благодарность матери Элисон за выявление соболеВНОвания по поводу смерти ее дочери.

Со школы Николаса уволили, вилла Буране была никому не нужна, ее окна забиты досками. Начинался летний сезон, на остров съезжались курортники, и Николас перебрался в Афины, продолжая расследование того, что и как с ним произошло в действительности. В Афинах он выяснил, что настоящий Кончіс умер четыре года назад, и даже посетил его могилу. Того же дня перед ним предстала Элисон. Облегчение от осознания того, что она жива, смешалось в Николаса с гневом - получается, что она также принимала участие в мятеже против него.

Чувствуя себя, как и ранее, объектом эксперимента, Николас вернулся в Лондон, одержимый единственным желанием - увидеть Элисон. Ждать на нее стало его единственной целью в жизни. После некоторого времени очень много в его душе прояснилось и он понял простую вещь: Элисон нужна ему потому, что он не мог без нее жить, а не для того, чтобы разгадать загадки Кончіса.

И наконец настал момент, когда Николас понял, что его окружала реальная жизнь, а не эксперимент Кончіса. Жестокость эксперимента была его собственной жестокостью по отношению к близким, что предстала перед ним, как в зеркале. После такого прозрения в его жизни снова появилась Элисон.

Роман был завершен таким латинским изречением: «Завтра познает любовь не любивший ни разу, и тот, кто уже отлюбил, завтра познает любовь».

Популярность произведений Дж. Фаулза - одна из загадок современной литературы. Можно сказать, что его творчество вполне соответствовала мироощущению современного человека, писатель отнюдь не пристраивался под читателя, відкривавши перед ним правду о жизни, розширювавши представления об искусстве. Почти в таком же русле воспринимался и роман «Волхв», в котором был подан истинный образ «героя нашего времени» - англичанина образца второй половины XX в., котором удивительный «маг», незаурядный человек, демонстрировал с помощью раВНОобразных игровых ситуаций - тестов его эгоизм, тривиальность, неспособность любить и т.д.

По сути «Волхв» стал типичным современным «романом воспитания», однако решенной при помощи весьма оригинального способа. Для повествования был характерен острый динамичный сюжет с неожиданными поворотами, элементами детектива и фантастики. И этот неожиданный сюжет подчинен одной идее - показать путь самопознания героя, осознание себя как личности, которая пробивалась к истинам бытия. Писатель удачно соединил в романе культуру оккультных учений, силу выдумки и жестокий реализм, особенно в описании эротических сцен, которые представляли собой, возможно, лучшее, что было написано о похітливе любви во второй половине XX в.

Наверное, справедливыми были комментарии, помещенные в газете «Сэнди Телеграф», что отметили роман «Волхв» как «великое произведение, в котором напряжение постоянно растет, а человеческий разум оказывается в роли подопытной свинки. Фаулз экспериментирует со сложной темой - попадает точно в цель».

Известно, что каждый новый прорыв в области прозы лишь добавлял авторитета романа как жанра литературы. Джон Фаулз сумел осуществить такой прорыв, доказав тем самым неисчерпаемость художественного мышления, которое питается реализмом, совмещенным с необычайной силой изображения.