ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» - ФИЛОСОФСКИЙ ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН
Полифония в романе
Существует мнение,что «Преступление и наказание» сочетает черты романа и трагедии. И действительно, некоторые его сцены (например, последний монолог Катерины Ивановны Мармеладової, которая умирает) напоминают самые совершенные произведения античного театра. Необходимо назвать еще одну «драматургическую» риса произведения. Как вам уже известно, теоретики классицизма настаивали на соблюдении драматургами «закона трех единств»: действия, места и времени. В соответствии с этим законом, время действия великого романа - всего две недели (а читателю кажется, что едва ли не целый год), место действия тоже ограничен - это Петербург. Сюжетных линий также мало, к тому же все они завязаны в единый узел - преступление, совершенное Родионом Раскольниковим.
Автор изображает своих героев не столько посредством описания внешних проявлений их жизни (как это делали, скажем, Бальзак или Диккенс), сколько с помощью тщательного и скрупулеВНОго анализа тончайших движений их душ, психологических глубин (знаменитый «психологизм Достоевского) в моменты наивысшего напряжения душевных сил, в так называемых «пограничных ситуациях». Если в текстах других романистов часто используются подробные описания (портреты, интерьеры, пейзажи), то в «Преступлении и наказании» значительно больше диалогов и монологов. Собственно авторского «голоса» (что, как вы уже знаете, присущее, например, Диккенсу с его прямыми обращениями к читателю) у Достоевского очень мало. Каждый персонаж имеет свой неповторимый голос, свой тип сознания. Так, самовлюбленный и процветающий Лужин мыслит и разговаривает совсем не так, как умный и усталый наслаждениями жизни циник Свидригайлов. «Голос» энергичного и деятельного Разумихина абсолютно отличается от желчно-скептических интонаций Раскольникова. Поэтому писатель и сталкивает мнения разных героев, создает их диалоги или полілоги, где звучат равноправные голоса.
Видимо, для обеспечения упомянутой равноправия всех участников этого разговора Достоевский и отказывается от позиции всеведение, всезнание (которую часто имели другие писатели), а как будто ищет истину вместе со своими персонажами, что особенно импонирует читателям, увлеченным такой авторской игрой. Кроме того, он активно использует диалог сознаний, который ведут голоса, в чем-то очень похожи, но в чем-то и очень разные. Именно диалог дает возможность оптимально изобразить сознание всех героев со всеми их достоинствами и недостатками, правильными и ошибочными мнениями. Иногда персонажи (прежде всего Раскольников) спорят сами с собой, стараясь убедиться в правильности выбранного пути. Параллельно сосуществует также авторская позиция, «голос писателя», однако она не нивелирует, не отрицает убеждению одного из героев.
Нужно также отметить, что практически каждый из ключевых персонажей является носителем или проповедником какой-то «модной» тогдашней идеи (Раскольников - воинствующего индивидуализма сильной личности, «сверхчеловека»; Лужин - «разумного эгоизма», Лебезятников - социализма и т.п., пусть бы как поверхностно или искажено они понимали эти идеи). Герои постоянно отстаивают «свою» теорию в многочисленных острых дискуссиях и спорах, что ими пронизан весь роман. Вот раВНОобразие то подобным, то противоположных, то асонансних, то дисонансних, то приемлемых, то раздражающих читателя мыслей, идей, теорий и голосов и создает неповторимую симфонию того, что уже с 70-х годов XIX в. называют «полифонией произведений Достоевского» (от греч. poly - много и fonos - голос; есть полифония - это многоголосие). Следовательно, можно сделать вывод, что «Преступление и наказание» - роман многоголосый, полифонический.