ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» - ФИЛОСОФСКИЙ ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН
Сюжет
Роман «Преступление и наказание» начинается изображением безвыходного положения, в которое попали практически все его персонажи. Мы сразу узнаем, что главный герой - захудалый студент Родион Раскольников, которому пришлось бросить учебу в университете. Ощущение постоянного голода и унижения заставляет его искать выход из этой ситуации. Низкий потолок его ячейки как будто постоянно сжимает ему душу («- А знаешь ли, Соня, - говорит Родион, - что низкие потолки и тесные кічнати душу и ум гнетут! О, как ненавидел я эту конуру!»). Затем мы знакомимся с Мармеладовими, которые нанимают на большую семью только одну комнатку - на больше не хватает денег. В этом же доме квартировал Лебезятников, у которого останавливался Лужин. Соня имеет «желтый билет», а потому снимает отдельную комнату с желтыми обоями, там за перегородкой живет Свидригайлов. Когда в Петербург приезжают мать и сестра Рас - кольникова, скряга Лужин помещает их в тесную самый дешевый номер. Все эти детали накапливаются, создавая особую гнетущую атмосферу произведения, отсутствие уюта в домах как будто символизирует незатишність в душах героев, а также враждебность к ним всего мира.
Nota bene
Исследователи считают, что выражение «трясущееся существо» (в оригинале - «тварь дрожа - текущая») происходит из Корана и стихов А. Пушкина «Подражания Корану»:
Мужайся ж, презирай обман,
Стезей правды бодрее
следуй, Люби сирот и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй...
Недаром Раскольников, оправдывая свое преступление, воскликнул: «О, как я понимаю "пророка " с саблей, на коне: велит Аллах, и повинуйся, “дрожащее существо"! Прав, прав "пророк", когда ставит где - нибудь поперек улицы к-о-обрячу батарею и гвоздя в правого и виноватого, не удостаивая даже и объяснения! Повинуйся, трясущееся существо, и-не желай, потому - не твое это дело!..»
Все персонажи романа живут в постоянном нервном напряжении. Больная чахоткой Катерина Ивановна Мармеладова требовала лечения и хорошего питания, однако она уже и надежду потеряла увидеть когда-нибудь мужа трезвым и с деньгами. Мармеладови опустились до того, что не стесняются ни жить за деньги, заработанные Соней отвратительным ремеслом, ни ссориться на людях. Так же Раскольников не стесняется афишировать свой конфликт с Лужиним. В романе подчеркнута «злость всех на всех». Даже гнилой петербургский климат, о котором писал М. Гоголь в повести «Шинель», подавляет души героев. Духота и толкотня, пыль и летний запах, такой знакомый петербуржцам, негативно влияли на розладнані нервы Раскольникова, вызывая у него чувство глубокого отвращения. У читателя складывается впечатление, что и весь изображенный в романе мир «отвратительный и грустный».
Главные герои романа - не только носители определенных идей, они воплощают их в жизнь. Каждый делает это по-своему, но большинство из них совершают злочини. их судьбы, взгляды и жизненные позиции будто перекликаются, поэтому можно выделить парных персонажей, так называемых «двойников». Достоевскому важно показать состояние эпохи, сломанной и расколотой, ведь в 1861 г. было отменено крепостное право, к которому привыкла русская сознание. Этот шаг был непростым для самодержавия и народа, но долгожданный указ не уничтожил всех проблем общественной жизни.
До последнего момента Родион колеблется, «сможет ли он это сделать?», и идет на преступление, как ему кажется, ради «проверки» идеи «преступления по совести». Он заявляет, что все люди делятся на две группы: «твари дрожащие» и «те, кто право имеет». «Те, кто право имеет» - это сильные люди, которые устанавливают и нарушают законы по собственному усмотрению, они, на болезненную мнению бывшего студента, имеют право проливать кровь «по совести». Зато «дрожащие твари» обречены на безусловное выполнение законов, установленных для них кем-то. То есть Раскольников совершил преступление, чтобы узнать, кем он является: «дрожащим тварям» или «тем, кто право имеет».
Ad Fontes
В глубине и тонкости психологического анализа, в той несхибній яснозорості в сфере самых секретных глубин человеческой души лежит бессмертная стоимость тех писателей (Ф. Достоевского и Л. Толстого).
И. Франко
Однако Родион не учел свою суть и угрызения совести: «Я это должен был знать, - думал он с горькой усмешкой, - и как я смел, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кривавитись. Я должен был заранее знать... Е! и я же заранее и знал!..»
Федор Достоевский убежден, что одним только разумом и логикой, без совести и совести прожить нельзя, как нельзя воплощать любые идеи путем кровопролития. Преступление «выходит из-под контроля», он разрастается, словно снежный ком: Родион задумал убийство одного человека, а убил фактически троих (старуху-процентщицу и ее беременную сестру Лизавету). Кроме того, в убийстве обвиняют невиновного рабочего Колю, поэтому он тоже стал жертвой его преступления. Родион знает, что совесть победит, и чувствует страшное одиночество - его будто ножницами отрезали от всех и всего.
Федор Достоевский был прекрасным психологом, недаром и по сей день роман «Преступление и наказание» изучают на юридических факультетах не как художественное произведение, а как пособие мастерства для следователей. Так, Раскольников возвращается на место преступления (такая закономерность поведения преступников для следователей является аксиомой), он с наслаждением слушает неприятное дребезжание звонка в квартире убитой процентщицы.
С одной стороны, в нем пробуждается совесть, с другой - злость, и он спрашивает себя: «Ну что теперь делать?» Ответ знает только Соня: ему надо принять страдания: «Новая жизнь не зря же ему достанется, что его еще надо дорого купить, заплатить за него великим будущим подвигом...» Очищение через страдание - один из краеугольных камней авторской концепции Достоевского.
Родион Раскольников не выдерживает угрызений совести - он признается, что совершил преступление. Через роман красной нитью проходит христианская идея «Не убий!», а также библейская притча о Лазаре, который, казалось бы, уже превратился в прах, но его воскресил Иисус Христос. Так же произошло и с Родионом - в конце романа он ожил для новой жизни: «Под подушкой у него лежало Евангелие».