ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» - ФИЛОСОФСКИЙ ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН
«Двойники»в романе
Еще одной особенностью системы образов является наличие парных персонажей. Так, «двойниками» традиционно считаются Раскольников и Свидригайлов, который сам говорит Родиону; «Мы одного поля ягоды». Человек с темным прошлым, которую обвиняют в смерти подчиненных, которая якобы причастна к смерти своей жены Марфы Петровны, он вызывает в Соне интуитивный страх. «Это был господин лет пятидесяти, ростом выше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что делало его словно немного сутулим. Был он нарядно и со вкусом одет и имел вид поваженого господина... В руках его была красивая палочка, которой он постукивал, идя по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скуластое лицо было достаточно приятное, не по - петербургском свежее. Волосы его, еще очень густые, были совсем светлые, местами в нем проглядывала седина, а широкая, густая борода, что спадала лопатой, была еще светлее. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще этот мужчина хорошо сохранился и казался гораздо моложе своего возраста».
Свидригайлов хочет рассказать Раскольникову свою «теорию», поделиться своим взглядом на жизнь, поскольку считает, что они похожи. Свидригайлов - атеист, он своеобразная «темная сторона» Раскольникова. Хотя Родион не верит в это, но его тянет к Свидригайлова, они всматриваются друг в друга, словно в зеркало.
Свидригайлов предлагает сделку; Раскольников должен убедить Дуню остаться с ним. За это помещик даст студенту деньги, на которые тот поедет в Америку. Свидригайлов безнравственный, он не имеет совести, ему нравится делать зло и, в отличие от своего двойника Родиона, он смог совершить преступление. Стоит также заметить, что, несмотря на свои отрицательные черты, он искренне любит Дуню - свою последнюю надежду на спасение. Недаром он предлагает ей сделку, шантажируя тем, что знает о преступлении Родиона, а потому может выдать его следствию. И вот парадокс; аморальный Свидригайлов сделал столько добрых дел, сколько не сделал никто из персонажей романа: он дал деньги Сони, пристроил осиротевших детей Катерины Ивановны, обеспечил материально свою невесту. В конце концов, эта незаурядная, но циничный человек («пропащая сила» общества?) заканчивает жизнь самоубийством. Раскольников тоже был близок к этому, но его спасло покаяние.
И. Глазунов. Раскольников. 1970-е годы
Еще одна пара «двойников» - Раскольников и следователь Порфирий Петрович. Родиона неодолимо привлекает Порфирий Петрович, хотя это смертельно опасно. Возможно, и это традиционно для Достоевского, больше всего тянет преступника к следователю именно игра со смертельной опасностью? Может, он получает «адреналиновое наслаждение» от того, что рискует своей жизнью? Опытный Порфирий Петрович давно знает, что Раскольников к нему придет. Достоевский интересно изображает портрет следователя, у которого острый ум сочетается с напускной внешней вайлуватістю и даже «женственностью»: «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных пантофлях. Выглядел он лет на тридцать пять, ростом был чуть ниже среднего, полный и даже с брюшком, бритый, без усов и без бакенбард, с коротко стрижеными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпуклой на затылке. Пухлое, круглое и немного кирпате лицо его было цвета больного, темножовтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушным, если бы не выражение глаз, с каким-то водянистым блеском, прикрытых почти белыми ресницами, что раз кліпали, как будто он кому-то подмигивал. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, в которой было что-то даже бабье, и имел он в себе что-то серьезнее, чем можно было ожидать, глядя на эту фигуру».
Первый диалог этих «двойников» посвящен проблеме, которая интересовала самого Достоевского (которого, как вы уже знаете, был приговорен к смертной казни): почему люди совершают преступления? Порфирий Петрович считает, что социальные мотивы здесь не являются решающими. Он понимает теорию Раскольникова, ведь сам когда-то «болел» на подобные теории и тоже разделял людей на две категории: следователи и преступники. Порфирий Петрович для Раскольникова - бис, Раскольников для следователя - преступник. Следователь понимает, что поскольку Раскольников верит в Бога (беседа о Новый Иерусалим), то он рано или поздно сам признается в убийстве. Поэтому Порфирий Петрович не выдает преступника. В целом его можно считать неким идеалом следователя. Если в Артура Конан Дойля его Шерлок Холмс достигал успеха благодаря уму и наблюдательности, иногда демонстрируя определенные физические качества (силу, ловкость, выносливость), то Порфирий Петрович, прежде всего, тонкий и проницательный психолог.
Еще одним «двойником» Раскольникова являются Лужин, которого Родион ненавидит. Этот «новый русский» готов оправдать модной политэкономической теорией любую подлость. Однако Родион и сам поражен погибельною «теорией» крайнего эгоизма и индивидуализма, поэтому проникновенно чувствует хищническую, эгоистическую суть этого нового хозяина жизни. За это он резко заявляет Лужину: «Доведите до логического конца то, что вы проповедовали, и выйдет, что людей можно резать...» Конечно, Лужин никого не собирается резать, но ради собственной выгоды он уже давно пренебрег моральными законами. Так, ненависть к Родиону, отсутствие каких-либо моральных ориентиров и ограничений приводят к тому, что он цинично клевещет на Соню и лишь счастливое стечение обстоятельств спасает ее от неприятностей.
Эта хитросплетенная система двійництва дает писателю возможность показать ту самую идею как будто с разных сторон, она своеобраВНО дополняет упомянутую полифонию произведения его «стереоскопією» - то есть взглядом на те же явления одновременно под разными углами зрения.