ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС
ДАННЫЕ ЭЛЬ ДЕФО «РОБИНЗОН КРУЗО». ПРОСЛАВЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ И ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ЧУЖОГО ЭКЗОТИЧЕСКОГО СРЕДЫ
ПЛАН
1. История написания произведения.
2. Жанровое своеобразие произведения.
3. Просветительская концепция человека и образ Робинзона Крузо.
4. Тема труда и ее воплощение в романе.
5. Понятие «робинзонады».
Задания для подготовительного периода
1. Проследите этапы развития человечества, которые пережил Робинзон Крузо на необитаемом острове.
2. Подберите материал, который лег в основу создания произведения.
3. Подберите цитатний материал для характеристики героев.
4. Составьте логические схемы, кроссворды ...
Литература
1. Аникст А. Д. Дефо - М., 1957.
2. Даниэль Дефо. «Приключения Робинзона Крузо». - К., 1989.
3. Снежко А. Отец Робинзонады // Зарубежная литература в учебных заведениях. - 2003, - № 1. - С. 12-16.
4. Урнов Д. Робинзон и Гулливер. -М., 1973.
Инструктивно-методические материалы
Наибольшей славы Даниэлю Дефо принес роман «Робинзон Крузо».
По мнению исследователей творчества писателя, непосредственным толчком к написанию романа стал эпизод с корабельного дневника капитана Вудса Роджерса, опубликованного под названием «Путешествие вокруг света от XVII 08 до ХVІІІІ года». Впоследствии по материалам этого дневника известный журналист Столь напечатал статью о приключениях шотландского матроса, который, как считают, в определенной степени был прототипом Робинзона Крузо.
Существует предположение, что в отеле «Ландогер Трау» состоялась встреча Д. Дефо с Александром Селькірком - штурманом судна «Пять портов», который за неповиновение капитану был высажен на необитаемый остров Хуан - Фернандес у берегов Чили. Там он прожил 4 года.
Д. Дефо перенес место пребывания своего героя к бассейну Атлантического океана, а время действия отнес примерно на 50 лет в прошлое, тем самым увеличив срок пребывания своего героя на необитаемом острове в 7 раз.
Отдавая дань тогдашней литературе, писатель дал такое название произведения, что было созвучно его фабуле: «Жизнь и необычайные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове вблизи американского побережья, недалеко от устья великой реки Ориноко, оказавшись на берегу после кораблекрушения, во время которого погиб весь экипаж, кроме него, с приложением рассказа о не менее удивительный способ, каким его в конце концов освободили пираты. Написано им самим.».
Характерные черты просветительского романа «Робинзон Крузо»
• утверждение мысли, что ум и труд - главные движущие силы прогресса человечества.
• правдоподобность произведения предоставила реальная история, положенная в основу сюжета.
• достоверность повествования способствовала форма дневника.
• введение повествования от первого лица, от имени самого героя, давала возможность автору показать мир глазами обычного человека и одновременно раскрыть ее характер, чувства, нравственные качества.
• образ Робинзона Крузо подан в развитии.
• в центре внимания не только экзотика необитаемого острова и захватывающие приключения, сколько человек, его переживания, чувства, когда она оставалась один на один с природой.
• Робинзон - действенная и активная человек, настоящий сын своего времени, он ищет различных средств выявления собственных способностей и практицизма.
• Робинзон - новый герой. Это не выдающаяся или исключительная личность, не исторический деятель, не мифический образ, а обычный человек, наделенный душой и разумом. Автор воспевает активность простого человека в преобразовании окружающей действительности.
• Образ главного героя имеет большое воспитательное значение;
• Экстремальная ситуация становится критерием определения не только физической силы, а прежде всего человеческих качеств героя.
• Художественное достижение романа - решение писателя заставить своего героя анализировать не только то, что он видит вокруг, но и то, что происходит в его душе.
• Природа для Робинзона - мудрый учитель и проводник в его деятельности. Она - замечательный объект для преобразования, для выявления возможностей и способностей человека. В английской духовной культуре XVIII века значительную роль играло учение Дж. Локка, который провозгласил приоритет опыта в умственной деятельности. Опыт проверяет правильность умственных предположений, способствует познанию истины. А человек приобретает опыт с помощью своих чувств. Эти мысли философа нашли художественное воплощение в романе Дефо.
• Природа дала толчок для развития моральных качеств героя. Благодаря ее постоянному влиянию, Робинзона будто проходят социальные проблемы, интриги и конфликты. Ему не нужно быть лицемерным, жадным, лживым. Пребывание на лоне природы и в согласии с ней вызвало к жизни только лучшие черты натуры - искренность, трудолюбие и способность быть естественным.
• Особенность романа - сочетание конкретики с широкими социальными и моральными обобщениями (Робинзон и людоеды; Робинзон и Пятница - это в понимании просветителей будто смоделирована в миниатюре социальная история человечества).
• Главная идея произведения - прославление активности, трудовой энергии, ума и высоких моральных качеств человека, которые помогают ему осваивать мир, а также утверждения большого значения природы для духовного развития человечества.
• «Робинзон Крузо» - образец реалистического романа эпохи Просвещения.
Сюжет «Робинзон Крузо» был обусловлен, прежде всего, интересом английского общества до географических открытий и путешествий.
Новой в тогдашней литературе эта тема не была. Еще до Д. Дефо появлялись произведения, в которых рассказывалось о судьбе несчастных путешественников, заброшенных к нецивилизованного мира. в 1674 году в Англии опубликовали перевод книги арабского писателя XII века Ибн Туфайля о приключения Хаджи Бен Йокдане, который достиг великой мудрости, живя на острове совсем одиноко.
После появления романа Дефо литературоведческая наука обогатилась новым понятием - «робинзонада», что означает традиционный в литературе сюжет, построенный на изображении жизни и испытаний персонажа, попавшего в экстремальные условия, по определенным причинам был лишен человеческого общества.
Роман - робинзонада - отличительная черта литературы не только XVIII века, но и последующих этапов в развитии мировой литературы. Образцами романов - робинзонады являются следующие произведения: «Остров Фельзенбург». Шнабеля (XVII 51), «Новый Робинзон». Кампе (XVII 79), «Швейцарский Робинзон» Висса (XVIII 12, XVIII, 27), «Отшельник Тихого океана» Пси слое (XVIII, 24), «Маугли» Киплинга (XVIII 94 - XVIII 95), «Русский Робинзон» С. Турбина (XVIII 79).
Современные писатели тоже создают робинзонады. Так, российская писательница Л. Петрушевская в произведении «Новые робинзоны» изображает ощущение современного человека, которая вынуждена бежать от абсурдного и чудовищного мира на лоно природы, чтобы спастись морально и физически.