ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС

ВЫСМЕИВАНИЕ ГОРДЫНИ, ТЩЕСЛАВИЯ И БЕЗОСНОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ НА АРИСТОКРАТИЗМ В КОМЕДИИ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН - ШЛЯХТИЧ»

 

План

1. История написания комедии - балета.

2. Характеристика образа господина Журдена.

3. Характеристика второстепенных образов: графа Доранта, маркизы Дорімени, Клеонта, госпожа Журден. Отношение автора к своим героям.

4. Своеобразие комедии, ее художественное значение.

 

Задания для подготовительного периода

1. Определите лексическое значение слов: «мещанин», «шляхтич».

2. Подберите цитатний материал для характеристики героя.

3. . Подумайте, в чем новаторство Мольера-комедиографа эпохи классицизма.

4. Просмотрите произведения И. Карпенко-Карого «Мартын Боруля» и М. Кулиша «Мина Мазайло». Как в них продолжаются традиции Мольера?

 

Литература

1. Жованик Л. Основные проблемы и конфликты пьесы Мольера «Мещанин - шляхтич» 9 кл. // Зарубежная литература. - 2004. - № 45 (397). - С. 4-7.

2. Николенко О. Король комедии. Система уроков по изучению пьесы Ж. Б. Мольера «Мещанин - шляхтич» в культурологическом контексте // Всемирная литература и культура в учебных заведениях Украины. - 2001. - № 5. - С. 8-19.

3. Шалагінов Б. Б. Жан-Батист Мольер // Всемирная литература и культура в учебных заведениях Украины. - 2004. - № 2. - С. 31-34.

 

Инструктивно-методические материалы

В 1669 году король Людовик XIV принимал в своей резиденции в Версале турецких послов во главе с Солиманом-Агой. Турок заставили долго ждать, а потом приняли их в галерее Нового Дворца, что была убрана чрезвычайно роскошно. Король сидел на Рони, а на наряде короля было бриллиантов не меньше, чем на четырнадцать миллионов ливров. Однако Солиман - Ага никак не выразил своего восхищения. У него было такое выражение лица, будто в Турции все носят костюмы с бриллиантами. Поведение турецкой делегации не понравилось королю, и он приказал придворному композитору и драматургу написать пьесу, которая бы высмеяла турок. Так был создан «Мещанин - шляхтич». Премьера спектакля состоялась 14 октября 1670 года в Шамборі. После окончания пьесы ужас охватил Мольера: король не произнес ни слова. Молчание короля все сразу заметили, и все начали корить пьесу. Об этом писал М.о.булгаков в книге «Жизнь господина де Мольера».

16 октября в Пале - Рояле состоялась вторая спектакль комедии. И снова на ней присутствовал король. Но его реакция уже была более благосклонна: король аплодировал, встал со своего места и приветствовал Мольера. Его слова были примерно такими: «Я ничего не сказал вам после первой премьеры, поскольку еще не успел составить свое впечатление. Однако теперь я скажу. Ваши актеры играют прекрасно. Но я вижу, что вы написали хорошую пьесу, и ни один из ваших предыдущих произведений не производил на меня такого впечатления, как «Мещанин во дворянстве»».

Основной темой комедии является тема тщеславия Господин Журден стремится попасть в высшее общество, стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей, во всем пытается быть похожим на дворян - и в одежде, и в привычках, и в манерах. Смех вызывает не сам процесс обучения - в том, что человек хочет получить образование, нет ничего смешного, - а позорное пресмыкательство, лакейское унижение Журдена перед придворными званиями и титулами, смешное притязания добиться аристократического положения в обществе.

Желание занять более высокое место в обществе - естественное для человека, поэтому комического эффекта в пьесе не возникло бы, если бы автор не показал, в какое именно «приличное общество» хочет попасть Журден.

Поэтому идеей комедии является разоблачение лицемерной морали аристократии.

Вместе с господином Журденом комическими образами становятся граф Дорант и маркиза Дорімени. Автор критически изображает их, поскольку они живут пустой жизнью, все время только развлекаются, стремятся нажиться за чужой счет и, хотя по интеллектуальному уровню не умнее других, гордятся своими титулами, принадлежностью к высшему обществу, придворных кругов.

Разоблачая пресмыкательства Журдена перед аристократией, автор разоблачает всю социальную систему - от верхов до низов. Аристократы живут за счет других, мещане стесняются своего положения и стремятся стать дворянами, портные улеслюють клиентов, чтобы побольше украсть, учителя заботятся не о знании, а о деньгах, а художники считают, что «искренние аплодисменты не накормят желудок».

Мастер комедии Мольер сочетает социальный аспект с любовной интригой.

Согласно законам классицистической комедии, негативным образам пьесы противостоят образы положительные: госпожа Журден - воплощение здравого смысла, Клеонт - олицетворение чести и достоинства, слуги Ков'єль и Николь - воплощение народного юмора, ума, ловкости и изобретательности. В их высказываниях и замечаниях выражается и авторская позиция.

Комедия «Мещанин во дворянстве» имеет большое воспитательное значение: человек должен быть собой, воспитывать в себе чувство собственного достоинства, учиться, но ни перед кем не пресмыкаться. В то же время автор утверждает право честных и добрых людей на счастье.

Мольер начал два вида комедии - комедии характеров и комедии ситуаций. В «мещанин во дворянстве» сочетаются оба жанровых раВНОвидности. С одной стороны, мы имеем здесь яркие типичные характеры (Журден - тип мещанина, воплощение марнолюбства, пресмыкательство перед аристократией; Дорант - лицемерный и циничный дворянин; госпожа Журден - тип умного, но сварливой жены; Ков'єль - умный слуга; Клеонт - идеал рыцаря, для которого превыше всего честь и любовь и др.), а с другой стороны, здесь множество забавных ситуаций, в которые попадают герои.

 

Словарная работа

Буффонада - комедийная манера игры актера, в которой используются средства чрезмерного комизма, окарикатурення персонажей, ситуаций; спектакль, построенная в такой манере исполнения.

Юмор - вид комического отображения смешного в жизненных явлениях и человеческих характерах. Юмор не отрицает объекта высмеивания и этим отличается от сатиры, для которой характерно полное отрицание и резкое висміяння изображаемого. Добродушный юмор подвергает висміянню основном частичные недостатки в целом позитивных явлений, отдельные смешные черты в характере человека.

Ирония - одно из средств создания комического, который выражает насмешливо-критическое отношение художника к предмету изображаемого. Это насмешка замаскированная внешней благопристойным форме.

Комедия - драматическое произведение, в котором средствами юмора и сатиры развенчиваются негативные общественные и бытовые явления, раскрывается смешное в окружающей действительности или в человеке.

Сарказм - едкая, обличительная, особенно едкая насмешка, полна крайней ненависти и гневного презрения. Сарказм не имеет двойного, часто скрытого дна. Как ирония, около которой он стоит, всегда выражается прямо. Объектом сарказма выступают, как правило, вещи опасные, резко негативные и аморальные.

Сатира - особый способ художественного отображения действительности, который заключается в остром осудливому висміянні негативного. В узком смысле - произведение обличительного характера. Сатира направлена против социально вредных явлений, которые тормозят развитие общества, в отличие от юмора, она имеет острый непримиримый характер. Часто объектом сатиры являются антиподы общечеловеческой морали, приспособленцы, лицемеры, ренегаты и предатели, которые не соответствуют эстетическому идеалу.

Фарс - вид народного театра и литературы западноевропейских стран, прежде всего Франции. Отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, свободомыслием. Образы - маски фарса лишенные индивидуального начала, они были первой попыткой создания социальных типов.