ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
ДЖОВАННИ БОККАЧЧО
(1313-1375)
Как звезды-украшение неба, так жемчужинки острот украшают рассказы.
Дж. Боккаччо
Где родился Джованни Боккаччо, доподлинно неизвестно. Он был сыном богатого флорентийского купца. Его мать, вероятно француженка, умерла рано, поэтому маленького Джованни воспитывал отец. Поскольку мальчик был внебрачным сыном, то на значительную часть наследства рассчитывать не мог. Отец отдал мальчика на обучение в своего делового партнера из Неаполя. Однако Джованни не интересовали торговля и выгода - юноша стремился истинного просвещения. Он начал посещать юридический факультет в Неаполе, чтобы впоследствии стать юристом. И это не было ему по силам. Настоящей наукой для молодого флорентийца, как и для многих его товарищей, стало изучение греческого языка и увлечение античными авторами и современными итальянскими поэтами. Отец, человек в целом достаточно жесткая и даже грубая, снисходительно относился к пристрастия сына и денег для него не жалел. Поэтому не удивительно, что способный юноша вскоре оказался при дворе неаполитанского короля. Там сосуществовали традиции средневековой рыцарской изысканности и веяния Новой эпохи. Такая атмосфера побудила Боккаччо к литературе, и он начал писать.
Однако отец обеднел, поэтому юноше пришлось возвращаться во Флоренцию и самому заботиться о себе. Сначала Боккаччо мечтал найти мецената, но ничего из этого не вышло. Заниматься коммерцией он не имел ни способностей, ни желания, поэтому пошел на государственную службу - стал одним из дипломатов Флорентийской республики.
1348 г. в Европу пришла «черная смерть» - чума, которую многие воспринимали как Божью кару и конец света. Две трети Флоренции (в том числе отца Джованни) «выкосила» ее безжалостная коса. Именно тогда в Боккаччо возник замысел «Декамерона», над которым он работал с 1350 по 1353 г. Это не просто сборник отдельных новелл, а произведение, что имеет сюжетное и композиционное единство, подчеркнутое двойным обрамлением. «Декамерон» начинается и завершается авторским словом, своеобразными предисловием и послесловием. В обрамлении говорится о семи дам и трех кавалеров, которые уединились за пределами Флоренции, чтобы переждать чуму. Ради развлечения они рассказывали по одной истории на определенную тему, которую определял «хозяин» этого дня. Так, каждый вечер в течение десяти дней («Декамерон» - букв. десятидневных) рассказывалось по десять рассказов, всего же их сто.
Через десять дней молодые флорентийцы возвратились в города и распрощались.
В течение первого дня рассказывались истории «о чем кому заблагорассудится»; второго - «о таких, что, всякой беды набравшись, негаданно находят хорошую судьбу»; третьего - «о тех, смекалкой своей его желали добыли или утративших вернули»; четвертого - «о тех, чья любовь имела несчастливое окончание»; пятый - «о том, как после разных печальных и несчастных происшествий влюбленные испытывают наконец счастье»; шестой - «о тех, которые остроумным ответом давали отпор насмешливом слову или бистроумністю и изобретательностью своей от себя вред, опасность или обиду одвертали»; седьмой - «о штуки, которые то ли из любви, то для собственного спасения вытворяют женщины со своими мужчинами»; в восьмой - «о разные штуки, что то и дело люди людям строят: женщины мужчинам, мужчины же инкам или мужчина мужчине»; девятого - «каждый рассказывает по своей уподобі, что кому любэ»; десятого - «о тех, которые совершили нечто доблестное или благородное то в любовных, или в других каких делах».
Парадокс: произведение, которое ныне считается главным в творческом наследии писателя, современниками признан не был. Петрарка, хоть и перевел на латынь последнюю новеллу сборника, говорил, что она скучная, потому что... слишком толстая. Впоследствии «Декамерон» не раз попадал в индекс запрещенных книг, потому что главным его героем является улица, человеческое общество с его верой и предрассудками, благородством и подлостью, образованностью и глупостью, изысканностью и пошлостью, мифами и действительностью. Однако сборка пережила века, и каждый читатель может найти в ней историю, которая тронет его душу...
1350 г. Боккаччо познакомился с Петраркой, и это знакомство переросло в крепкую дружбу. Искренностью и теплотой веет от завещания Петрарки, в котором он отписал товарищу деньги на шубу «для занятий и ночной работы»... В последние десятилетия жизни Боккаччо создал биографии великих соотечественников - Данте и Петрарки. Его восхищение божественным гением Данте дало окончательное название «Комедии» - «Божественная комедия». Именно Боккаччо по поручению флорентийской коммуны, словно спокутуючи грех родного города перед изгнанником Дайте, читал в университете лекции о «Божественной комедии», пробуждая в душах молодых сограждан гордость и за свой город, и за его великих сыновей. Узнав от Петраркио человеке, которому поэт заказал перевод Гомеровых поэм, Боккаччо нашел ее, уговорил переехать к Флоренции и выхлопотал специальную стипендию флорентийского университета для перевода древнегреческих авторов. Так в Европе возникла первая кафедра греческой словесности. И таких примеров бескорыстной просветительской деятельности писателя можно привести множество. Умер Боккаччо 21 декабря 1375 г. Последнее, над чем он работал, - комментарии к «Божественной комедии» Данте.