ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ФЕДОР ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)

 

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» - ФИЛОСОФСКИЙ ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН

 

Творческая история

 

Роман «Преступление и наказание», как для Произведения такого значительного объема, был написан достаточно быстро - всего за год. Автор начал работу над ним в курортном немецком городе Висбадене, где находился на лечении в 1865 p., а уже через год напечатал в журнале «Вестник». Однако замысел произведения возник гораздо раньше. По воспоминаниям Аполлинарии Сусловой, знакомой Достоевского, в 1863 г. они обедали в туринском отеле, и он обратил внимание на девочку, которую привел туда дедушка на урок музыки. Обращаясь к Сусловой, писатель сказал: «Ну вот, представь себе, такая девочка с стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: “Истребить весь город”. Всегда так было на свете». Этот факт является ярким свидетельством глубинной, не всегда заметной постороннему глазу работы, что происходила в душе писателя. Следовательно, его уже в 1863 г. волновали вопросы о «тех, кто право имеет», и он через три года гениально нарушил их в романе «Преступление и наказание».

 

 

Обложки к роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

 

Как свидетельствуют письма писателя, в этом произведении объединились две самостоятельные сюжетные линии, и обе они были задуманы в 1865 г. Первая касается семьи Мармеладных. Она возникла летом 1865 p., и произведение было бы название «Пьяненькие» (это уменьшительно-ласкательное словечко, щекотливый для читателя, мы неоднократно будем встречать на страницах романа и, в частности, в речи Мармеладова). Автор хотел исследовать в произведении раВНОобразные проблемы, связанные с пьянством как общественным явлением, а также его влияние на судьбы людей, а особенно детей. В этом причина выразительного изображения в романе «Преступление и наказание» трагической судьбы детей Екатерины и Семена Мармеладных, чем суголосної жизни Оливера Твиста и других героев Ч. Диккенса.

Другая сюжетная линия, которую разрабатывал Достоевский, возникла осенью 1865 г. Сначала он решил писать роман как исповедь главного героя (он тогда носил имя не Родион, а Василий) и от первого лица. Потом перенес повествование в прошлое, утіливши ее в форме воспоминаний этого героя во время суда («я под судом и все расскажу»). Однако сюжетная схема образовалась уже тогда: студент, исключенный из университета за неуплату за обучение, решился на убийство, для того чтобы сделать счастливой свою семью, а затем намеревался жить честно. Однако разве это возможно после убийства? Не решаясь назвать убийство преступлением, он прячется за туманный термин «поступок», но такая игра слов не меняет ужасной сути позорного явления. Тогдашний Петербург часто поражали газетные сообщения: то студент Данилов убил ростовщика и его служанку ради денег, то еще какой-то интеллигент организовал банду фальсификатора денег. По свидетельствам современников, Достоевский услышал историю о исключенного из университета студента, который убил на большой дороге почтальона и ограбил почтовую карету. Тогда российская общественность была шокирована как самими этими событиями, так и тем, что преступниками были интеллигенты, «носители духовности». Что-то как будто надломились, «раскололось» (едва ли не одно из толкований происхождения фамилии Раскольников?) в тогдашнем общественном сознании.

Федор Достоевский так и не завершил ни одного из этих рукописей, зато быстро написал роман «Преступление и наказание». В процессе работы над произведением две самостоятельные сюжетные линии переплелись, повесть «одного героя» стала «багатогеройним» романом, который вступил полифонического звучания. Произведение превратилось в фундаментальное социальное, психологическое и философское исследование чрезвычайно сложных и важных не только для тогдашней России, но и для всего человечества на протяжении его истории) проблем. Писатель так сформулировал ключевые вопросы произведения: что такое человек? что толкает ее на преступление? что является настоящим наказанием для преступника? как относиться к воинствующего индивидуализма? что будет потом, то есть каким станет мир, утратив нравственность, с разорванными связями между людьми? где искать выход, если жизнь загнала человека в тупик? «Повесть, что я сейчас пишу, - отмечал художник, - будет, возможно, лучшим из всего, что я написал». И как свидетельствует творческая история этого романа и его влияние на ход мирового литературного процесса и философской мысли, он не ошибся.