Федор Достоевский 1812 - 1881
Открытая книга
РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
«За» и «против»: Соня Мармеладова и Родион Раскольников
Достоевский не упрощает процесс «восстановления человека» в Раскольникові, показывая, что даже после суда и приговора, в Сибири, в тюрьме и на каторге герой не видит в своем прошлом «особой страшной вины» и утешается мыслью о том, что через восемь лет ему будет только тридцать два. Только постепенно, анализируя свои поступки, мысли, размышляя над ужасным и пророческим сном про «мировую язву-мор», вызванную «микробами» произвола и пренебрежением гуманистических культурных традиций, Раскольников чувствует в себе способность к возрождению. «Чудо» обновление личности Раскольникова (в романе показан только первый его этап) происходит под благотворным влиянием любви Сони Мармеладової, в сиянии и тепле ее жертвенной любви и всепонимания.
Образы Сони Мармеладової и Родиона Раскольникова объединенные по принципу контраста, который является определяющим для философского романа Достоевского. Сопоставляются две жизненные позиции: «за» и «против». Анархо-индивидуалистском бунта Раскольникова, эгоистичной сущности его теории противопоставлено христианский гуманизм, альтруизм Сони. С точки зрения жанровой структуры, двусторонний «диалог Сони и Раскольникова входит в «большого диалога» всего романа по закону поліфонізму («многоголосие»). Под «полифонией» М. Бахтин, виднейший исследователь творчества Достоевского, понимал «множественность и незлиття голосов и сознаний», философское многоголосие, полилог. В полифоническом романе, которым считается роман Достоевского, «голосам» персонажей свойственна самостоятельность, они звучат якобы «рядом» друг с другом и «рядом» с голосом автора, который не является доминирующим.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»
Подробности. Соня, так же как и Раскольников, «переступила», но не через другого человека, не за христианскую мораль, а через себя, пожертвовав собой, а не кем-то другим. Мотивы, по которым Соня стала на путь греха, продиктованы святым стремлением спасти маленьких сестер, брата, больную мачеху. Екатерина Ивановна, получив от Сони деньги, всю ночь молится за ней, оплакивая ее «падения». Как подвиг самоотречения расценивает жизнь Сони Раскольников: «Я не тебе поклонился, я всему стражданню человеческому поклонился», - говорит он, целуя девушке ноги. Ее жертвенный подвиг основывается на безмерной преданности людям, сострадании. Похожа на ребенка в своей беззащитности и чистоте, «тихая» Солнышка противопоставляет антигуманному бунта Раскольникова свое понимание идеи преобразования мира - обновление его за доброту, смирение, кротость, жертвенность.