ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Федор Достоевский 1812 - 1881

 

РОМАН «ИДИОТ»

 

Проблема положительного героя была одной из важнейших в русской литературе 60-70-х годов XIX ст. Поиски идеала в жизни и путей его художественного воплощения волновали писателей, принадлежавших к различным течениям общественной мысли. К этой проблеме обращались И. Тургенев, М. Некрасов, М. Чернышевский, М. Лесков, связывая ее с созданием образов «нового человека», «героя-деятеля», «праведника». Другой акцент мало описания положительной личности в творчестве Л. Толстого, который наделил своих персонажей (Андрея Болконского, Пьера Безухова, Константина Левина) способностью к неутомимого и напряженного поиска истины, смысла жизни, заострив «воспитательный», «педагогический» аспект проблемы.

Ф. Достоевский дал свою и, как всегда, вполне своеобразный ответ на общий вопрос, вступив в полемику не только с представителями революционной демократии, которые иногда оказывали проблеме вузькопрактичного, слишком «заземленного» характера, но и с теми писателями, которые трактовали образ «идеального» героя в абстрактно-моралістичному духе. В письме к поэту А. Майкова от 12 января 1868 г. Достоевский сообщал о своем новом замысле и трудности его воплощения: «Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из нее сделать роман, потому что мысль слишком трудная... Идея эта - изобразить вполне прекрасного человека. Сложнее это, по-моему, быть ничего не может, особенно в наше время...» Сложность заключалась в изображении идеального типа реальной личности, в раскрытии высокого духовного настроения, святости и праведности в человеке, которая существует в условиях повседневных столкновений с найпрозаїчнішими, порой уродливыми жизненными обстоятельствами. В романе «Идиот» создание образа «вполне прекрасного человека» приобрело первостепенное значение.

Необъятным потоком входит в роман российская действительность конца 60-х годов XIX ст. Достоевский основательно исследует многочисленные негативные явления общественной жизни: зажерливе ростовщичество, циничную власть денег, рост уголовной преступности, расцвет сомнительных акционерных компаний, бюрократизацию всех звеньев власти, распространение прагматических настроений среди молодежи. Однако главным остается убеждение автора в том, что Россия переживает не столько экономический и политический, сколько моральный кризис. Именно в этической, философско-нравственном аспекте изображены герои романа, показана жизнь нескольких русских семей: Єпанчиних, Іволгіних, Лебедевых, Рогожиних.

Nota bene. Как и в каждом из романов «великого пятикнижия», Достоевский сочетает в «Идиоте» анализ социальной ситуации в России, изображения персонажей с проблемой преступления, считая, что именно он предельно обнажает, разоблачает скрытые разрушительные силы, которые действуют в обществе. При этом детективный сюжет, не теряя своей остроты и динамизма, по сути, отходит на второй план, ведь в исследовании проблемы преступления основным оказывается психологическая и этико-философский смысл явлений и характеров. Однако действие концентрируется вокруг «горячих» криминальных точек сюжета: покушение Рогожина на князя Мышкина и убийство Настасьи Филипповны Рогожиным.

Центральный герой романа, который является отражением моралістичної авторской концепции, - князь Лев Николаевич Мышкин. Он находится в эпицентре всех событий, происходящих в романе. Именно через отношения с ним раскрываются характеры других действующих лиц.

Свой идеал нравственной чистоты и духовной красоты Достоевский воплотил в образе нездорового человека. С первых же страниц романа читатель узнает о том, что Мышкин возвращается в Россию из далекой Швейцарии после четырехлетнего лечения от тяжелого психического заболевания. На болезнь героя намекает и название произведения. Многозначность названия помогает избежать узкого его толкования, глубже понять авторский замысел и сущность образа главного героя. В заголовке романа содержится целый ряд значений. Автору важно было подчеркнуть, что «идиот» - не только нездорово, но и через это обстоятельство отделена от общества, «отдельная», «одинокий» человек, не такая, как все. Один из персонажей говорит о князе: «Я не согласен, и даже в негодовании, когда вас - ну, там кто-то, - называют идиотом; вы слишком умны для такого названия; но вы и настолько чудны, чтобы не быть как все люди... »

И. Глазунов. Иллюстрация к роману «Идиот»

 

Nota bene. «Странность» князя подчеркивается и тем, что его часто называют «чудаком», «смешным», «дурачком». Философский смысл образа прослеживается уже в заголовке через сопоставление героя с юродивыми, которым в житиях, притчах, легендах отводилась роль ясновидящих, пророков. Достоевский учитывал и такие уважаемые в народе черты «дурачков», как кротость, покорность, незлобливість, близость к Богу. Постоянно говорится о «детскость» Мышкина, его наивность. Каждый из персонажей романа видит эти особенности характера князя и по-своему определяет. Настасья Филипповна называет Мышкина «младенцем». Рогожин с грубоватой простотой упрекает Гане, защищая князя: «Такую овцу обидел».

И в биографии Мышкина акцентированные моменты нетипичности, прежде всего сиротство, одинокое детство. Лев Николаевич Мышкин по происхождению дворянин, имеет княжеский титул, но по образу жизни является ріВНОчинцем и именно так воспринимается окружающими. Он русский, но воспитывался за границей. Во время первого «петербургского» визита в гостиной Єпанчиних Мышкин сообщает о себе как о родственнике генерала, но сразу удивляет лакея своей демократичностью, простотой, щиросердістю, не требуя чинопочитания, не придерживаясь принципа сословной иерархичности.

В подготовительных материалах к роману трижды встречается запись «Князь Христос». И хотя черты персонажей произведений Сервантеса, Пушкина, Диккенса, Гюго (как, кстати, и других авторов) в определенной мере воплощены в личности князя Мышкина, определяющей во время создания «идеального героя» стала ориентация Достоевского на евангельский образ Христа. Именно с таким высшим моральным образцом сопоставлена «положительно прекрасный человек» - князь Мышкин в романе «Идиот».

Мышкин не просто «положительно прекрасный» - он воплощает духовную красоту и благородство в их максимальном проявлении. «Князь, вы благородные, как идеал! Что перед вами другие?» - говорит генерал Иволгин. Как «идеальный» герой, Мышкин способен на самопожертвование и абсолютное отречение от собственных эгоистических устремлений. Он хочет отдать свое «я», всего себя «целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно». Не случайно персонажи романа отличают князя из своей среды по «уровню человечности». «Прощай, князь, в первый раз человека видела!» - взволнованно говорит Настасья Филипповна. Мизантроп Ипполит Терентьев перед попыткой самоубийства вспоминает именно об Мышкина: «Я с Человеком прощусь».

Подробности. Бурно протестуя против смертной казни, Мышкин отстаивает право любого человека, даже преступника, на жизнь. В этом наиболее полно раскрывается дар всепрощения, которым наделен князь, его способность к сочувствию и пониманию того, что поступки людей не всегда поддаются однозначному толкованию, ведь нередко можно проанализировать лишь их внешние причины. Достоевскому важно было подчеркнуть, что Мышкину открыты скрытые стимулы человеческого поведения, его проникновение во внутренний мир Другого безмерно глубокое.

Мышкин как «всерозуміючий мудрец» и одновременно как чрезвычайно чувствительна «ребенок» чувствует то положительное, что есть в человеке и чего она иногда не видит в самой себе. Показательна сцена скандала в доме Іволгіних, когда совершенно неожиданная реакция Мышкина, оскорбленного Ганей, поразила всех присутствующих: «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» Князь жалеет человека, который жестоко хулил его, предполагая в ней и совестливость, и чувство стыда. Трогательно относится главный герой и к тяжелобольного Ипполита. Князь знает, что молодой человек его недолюбливает, однако чувствует и то, что он как никто нуждается в понимании и сострадании. Не обращая внимания на раздражение и колкие замечания Ипполита, Мышкин продолжает ухаживать. В Рогожині князь видит человека не только неистовой страсти, но и болезненной уязвимости. Именно такая «логика» характеров дала автору возможность во время описания отношений Мышкина и Рогожина «ослабить» ситуацию соперничества и ввести мотив побратимства.

Лучшие страницы романа посвящены живописанию истории драматического любовь Мышкина и Настасьи Филипповны, Мышкина и Аглаи. Страстной любви Настасьи Филипповны и земной любви Аглаи противопоставлено «братское» чувство князя, прежде всего его милосердное отношение к женщине, понимание любви как спасения и жертвенности. С Анастасией Филипповной Мышкина связывает «любовь-жалость», с Аглаей - «любовь-восхищение».

В четвертой части романа автор описывает поражение гуманистической миссии «всепрощения» и всемирной, всеобщей любви главного героя. Беззаветная, лишенная каких-либо сословных, возрастных, религиозных, психологических - ограничений, любовь Мышкина до всех и до каждого не приносит спасения от зла мира, не дает счастья. Погибает от руки Рогожина Нас - тасія Филипповна: князь не спас ее, в какой-то степени он сам стал причиной ее гибели. Будет приговорен к пятнадцатилетней каторге Рогожина. Не примирившись с жестокостью мира и несправедливостью судьбы, умирает талантливый юноша Ипполит. Драматичная и печальная история Аглаи, обманутой польским графом-эмигрантом. Заканчивает безумием князь Мышкин. Впрочем, эти глубоко трагические повороты судьбы героев одного из самых светлых произведений русской классической литературы XIX в. не терпят прямолинейного прочтения. И возникает вопрос: действительно ли при всей своей катастрофичности и трагичности подвижническая деятельность Мышкина, его «донкихотство», его «фантастическая мечтательность» не имеют смысла?

В отличие от персонажей романов «Преступление и наказание» (Раскольников), «Бесы» (Ставрогін), «Братья Карамазовы» (Иван, Зосима), которые выступают героями-идеологами, носителями определенной философской теории и действуют в духе своего «учения», князь Мышкин не столько философ, сколько деятель. Он делает добро без «теоретической подсказки», естественно и органично. Идея «единичного добра», которое, направленное от человека к человеку, должна охватить все общество, была очень дорогой для Достоевского. Свет этой идеи, излучаемое Мышкиным, привлекает людей к личности князя как к недостижимому идеалу.

Подробности. Всепрощение, способность понять меру страданий любого человека, вера в светлое начало личности является тем реальным добром, которое главный герой дарит людям. Под влиянием всепрощающей натуры Мышкина меняются, иногда даже перерождаются личности персонажей романа. Так, после ссоры с князем Ганя «вдруг с решимостью» извиняется: «Князь, я сделал подло, простите меня, голубчик». Варя Иволгина отмечает, что слова князя оказали чрезвычайное влияние на Настасью Филипповну: «Вы ей сказали, что ей стыдно, и она вдруг вся изменилась...».

Действие притягательной силы таких натур, как главный герой романа «Идиот», определяет нравственное здоровье человечества. По Достоевскому, облагороджуючий влияние истинной любви, доброты, благородства, нравственного максимализма, всепрощения и духовного подвижничества - всего того, что могут дать личности, подобные князя Мышкина, как раз и является доказательством жизненности типа «положительно прекрасного человека» и необходимости ее для нормального развития общества.

Достоевский писал о том, что в его романе, «кроме героя, есть и героиня, а значит два героя». Образ Настасїі Филипповны - один из лучших женских образов в творчестве писателя. Он имеет вполне самостоятельное значение и может считаться вторым центром романа. Однако без сопоставления с комплексом идей, которые окружают образ князя Мышкина, полное понимание характера героини невозможно.

На первый взгляд кажется, что герой и героиня изображены исключительно как контрастные личности: христианской кротости князя, его светлой янгольській противопоставляется натуре буйный нрав, страстная губительная сила характера Настасьи Филипповны. Однако внутренняя связь прочно соединяет два центральных образы и делает героя и героиню духовными спутниками, раскрывая не столько контраст, сколько их родство натур. Замечено, что Настасья Филипповна появляется только в тех эпизодах романа, в которых действует (или незримо присутствовать в разговорах) князь.

Настасья Филипповна - «необычайной красоты женщина», но одновременно и «обиженное сердце». Этот образ построен по принципу создания тайны, что предполагает последовательное ее разгадывание в дальнейшем. Еще до того, как героиня становится непосредственной участницей действия романа, Мышкин узнает о ее жизни из разговора купца Рогожина и чиновника Лебедева: рано осиротев, Настасья Филипповна воспитывалась в доме богатого помещика Тоцкого, а когда девушке исполнилось шестнадцать, «благотворитель» сделал ее своей любовницей.

Намереваясь покинуть Настасью Филипповну ради выгодного брака, Тоцкий фактически «торгует» ею, предлагая «приличный» брак с Ганей Иволгиным. Окружение категорически осуждает героиню. Сама она глубоко переживает свое вынужденное «падение» и отчаянно, даже высокомерно мстит за ущемления, отвергая фальшивые ценности и фальшивые отношения.

Внутреннюю драму, тайну личности Настасьи Филипповны постигает духовно близкий ей человек - князь Мышкин. Любовь князя к героине является, прежде всего, пониманием и всепрощением. Ранимая душа, измученное сердце Настасьи Филипповны открываются Мышкину еще до встречи, когда в гостиной Єпанчиних он случайно видит ее портрет: «Удивительное лицо!

 

И. Глазунов. Иллюстрация к роману «Идиот»

 

ответил князь, - и я уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, но она очень страдала, не так ли? Об этом глаза говорят...» Князь неоднократно обращается к этому портрету. Его привлекает не только редкая, удивительная красота женщины, но и трагическая глубина ее духовного склада, черты благородства, внутреннего достоинства в глазах и выражении лица - то, чего не видят чужие, далекие от нее по мироощущению генеральша Епанчина и другие члены богатой семьи.

Князь Мышкин воспринимает светлую сторону личности Настасьи Филипповны, ее святость, тогда как в отношениях с Рогожиным, Ганей Иволгиным, Аглаей раскрывается демоническая и вместе с тем трагическая природа характера героини, ее фатальная обреченность. Наибольшую символическую содержательность в романе имеет мотив духовного родства «христианского мученика» и «блудницы» - князя Мышкина и Настасьи Филипповны, общий трагический конец их земного существования. Близость двух необычных, «отдельных» людей, соотнесенность двух незаурядных, крайне сложных внутренних миров, созвучность судеб является важным средством раскрытия той грандиоВНОй философской концепции, которая связана с созданием образа идеального, «положительно прекрасного человека».

Nota bene. Образ Настасьи Филипповны изображен Достоевским в аспекте мотива попираемой красоты. В романе поднимается вопрос о значении и роли красоты в жизни общества. Сегодня нередко вспоминают изречение Достоевского о красоте, которой будет спасен мир. Чтобы понять его, следует принять во внимание такой дневниковая запись писателя: «Мир красотой спасется. Два образца красоты». Вопрос о возможности спасения мира через красоту звучит и в тексте романа, в словах Ипполита Терентьева, обращенных к князя Мышкина: «Правда, князь, что вы как-то говорили, что мир спасет “красота”? Господа... князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю что у него оттого такие игривые мысли что он теперь влюблен. Господа, князь влюблен; недавно, как только он вошел, я в этом убедился. Не шарійтеся, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пересказал... Вы истинный христианин? Коля говорит, вы сами себя называете христианином». Почему слова «красота» и «христианин» поставленные рядом? В художественном мире произведения все является важным, следовательно, для автора существенным является связь между понятиями «красота» и «христианство». Причем речь идет не только о красоте физическую, внешнюю, хотя и такая красота - сила, с такой красотой можно мир перевернуть» (слова Аглаи о Настасью Филипповну), - всем содержанием романа автор говорит о том, что мир спасет тот «образец красоты», который является воплощением высшей гармонии, божественного порывы духа.