ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ...

 

Урок 7

Тема. Литературная сказка. Вильгельм Гауф «Карлик Нос»

 

Цель: ознакомить учащихся со сказкой «Карлик Нос» немецкого сказочника Вильгельма Гауфа; показать историю борьбы со злыми колдовскими силами; закреплять знания учащихся об основных признаках волшебной литературной сказки; совершенствовать умение определять части сказки, выразительно читать и пересказывать сказку; обогащать словарный запас; воспитывать у детей веру в победу добра над злом.

Оборудование: карта Европы; портрет Вильгельма Гауфа; выставка книг; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

И. Эмоциональный настрой на урок

Я улыбаюсь солнышку -

Здравствуй, золотое!

Я улыбаюсь цветочке -

Пусть она цветет!

Я улыбаюсь друзьям -

Желаю им добра!

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

- Вспомните, как называется сказка, написанная народом.

- Рассмотрите карту Европы. Покажите на карте. Сказки каких народов Европы и народов Азии вы прочитали?

- Как называются сказки, написанные писателями-сказочниками?

- Литературные сказки, как и любые литературные произведения, имеют автора (или нескольких), поэтому такие сказки называют еще и авторскими.

Литературная, или авторская, сказка имеет много общего с фольклорной: в ней рассказывается о вымышленных событиях и приключениях, действуют фантастические существа и магические предметы, звери приобретают человеческие черты, как и в народной, в ней изображена борьба добра и зла и т.д.

Литературные сказки, в отличие от фольклорных, сначала печатают в книгах, а позже могут быть переведены читателями. Фольклорные же изначально существуют только в устных преданиях, а уже позже, даже через века, могут быть записаны фольклористами.

К жанру литературной сказки обращалось много всемирно известных писателей. Они создавали сказки для детей и взрослых, пытаясь с помощью фантастики обратить внимание читателей на проблемы добра и зла, правды и справедливости.

2. Работа с выставкой сказок

- Рассмотрите выставку книг.

- Назовите авторов и названия сказок.

- Рассмотрите внимательно книги и скажите, из какой страны автор книги и где эта страна находится на карте.

3. Викторина «знаешь Ли ты волшебные сказки?»

- Литературные сказки, как народные, бывают о животных, волшебные, бытовые.

Сегодня мы начинаем более детально изучать волшебную литературную сказку и ее признаки.

- Давайте вспомним, какие волшебные сказки вы уже знаете.

- Из какой сказки эти строки?

• «Жила когда-то в одной деревне девочка, такая хорошенькая, что другой такой не было на свете. Бабушка ее очень любила и подарила ей красную шапочку, которая ей так шла, что девочку повсюду называли...» («Красная Шапочка»)

• «Когда-то жил очень богатый человек. Были у него прекрасные замки и дворцы, множество слуг и золотая и серебряная посуда, редкие ковры, вызолочен кареты и прекрасные лошади. Но к несчастью, тот человек имел синюю бороду...» («Синяя борода»)

• «- Я помогу твоей беде, - сказала фея. - Но помни: домой должен вернуться к полуночи, потому что ровно в полночь кончатся мои чары: карета снова станет тыквой, лошади - мышами, лакеи - ящерицами, кучер - крысой, а твое роскошное платье - плохоньким дранкой...» («Золушка»)

• «Мальчик был очень мал ростом, а когда родился на свет, то был не больше мизинчик, поэтому его и стали называть...» («Мальчик-с-пальчик»)

 

III. Сообщение темы и цели задачи

- Сегодня мы будем изучать сказку «Карлик Нос» известного немецкого сказочника Вильгельма Гауса. Вы узнаете об истории борьбы со злыми колдовскими силами. Но добро всегда побеждает зло.

 

IV. Изучение нового материала

1. Ознакомление с биографией писателя

- Посмотрите на карту Европы. Найдите на ней Германию. Это европейская страна, ее столица Берлин. Именно здесь на протяжении 1802 - 1827 гг. жил и работал Вільгем Гауф.

За два века герои сказок В. Гауфа завоевали сердца многих детей мира, но мало кто знает о короткой и яркой жизни их создателя. Он умер, не дожив до своего двадцатипятилетия, но оставил по себе тридцать шесть томов произведений.

Вильгельм Гауф - немецкий писатель. Его отец был государственным служащим, юристом. Он умер, когда мальчику исполнилось семь лет. После смерти отца Вильгельм с семьей жил в доме деда. Там была большая, прекрасная библиотека, и парень имел возможность много читать. И в школе он усердием не отличался, но увлекался романами о рыцарях и разбойниках, замечательными арабскими сказками из «Тысячи и одной ночи». Он и сам был большим выдумщиком, поэтому придумывал разные истории, которые рассказывал своим сестрам и друзьям.

После окончания университета Вильгельм Гауф работал домашним учителем в семье барона, позже - репортером. Вильгельм имел острый ум, был романтиком, любил детей. Во время прогулок и отдыха рассказывал своим воспитанникам сказки о восточных принцах и принцессах, о волшебные превращения, ужасные истории, великодушные поступки. Сказки так нравились слушателям, что баронесса посоветовала напечатать их.

Писатель объединил их в три сборника, и они были выданы за короткий срок - всего за три года. Сказки очень интересные, ими до сих пор восхищаются все дети мира.

2. Расширение представления о волшебные сказки

- В волшебных сказках главный герой проходит через различные испытания и в конце сказки получает награду, которая полностью меняет его жизнь. Часто ему помогают фантастические добрые существа, которые имеют волшебную силу, но им мешают злые сказочные создания. В этих сказках часто повторяются магические цифры, 7.

В волшебных сказках с героями происходят невероятные превращения.

- Кто вспомнит, как в основном начинаются волшебные сказки?

- А как заканчиваются эти сказки?

3. Выразительное чтение текста учителем сказки

4. Словарная работа

- Правильно прочитайте приведенные слова.

Придание старины и было

бормотание

поварешками

майстереньки

зашмарувала

бархатными

халабуды

герцогский

стромляючи

чисто

пробормотала

приверзлись

немаленький

доступиться

поначалу

побрижений

хромала

привык

хромает

подскользнулся

чрезвычайно

визгливым

шкаралупках

приставляли

ботвиннячко

засуетилась

испытания

кощавими

будешь вспоминать

привидится

5. Чтение учащимися текста сказки и анализ ее содержания

- Найдите описание внешности старой колдуньи. Какие чувства вызвала ее поведение и внешность у Якоба? Заметили ли вы что-то таинственное в ее поведении? Что именно? Дополните свой ответ строчками из текста.

- Сравните умение матери и сына общаться с покупателями. Как, по вашему мнению, нужно было вести себя парню в такой ситуации?

- Расскажите, чем удивило Якоба жилище бабы. Почему он там остался? Какие странные вещи будто приснились парню?

- Представьте себя художниками. Какие иллюстрации вы бы нарисовали к этой части сказки?

- Определите реальное и сказочное в произведении.

- Представьте себя писателями. Какую концовку сказки вы бы составили?

 

V. Обобщение и систематизация знаний

- Какие сказки называют литературными, или авторскими?

- Назовите общие и отличительные признаки фольклорной и литературной сказки.

- В какой стране жил Вильгельм Гауф?

- К какому типу сказок принадлежат произведения этого сказочника?

- Докажите, что прочитанная сказка волшебной.

 

VI. Итог урока

- Понравилась ли вам сказка? Чем именно?

- Какие выводы вы сделали из прочитанного?

Задача для тех, кто любит читать

Прочитайте сказку в полном варианте, чтобы мы могли поделиться впечатлениями об этой удивительной истории.