ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ...

 

Урок 8

Тема. Литературная сказка. Василий Жуковский «Сказка про Ивана-царевича и серого волка»

 

Цель: ознакомить учащихся с русской литературной сказкой; проанализировать волшебные превращения, происходящие в сказке; познакомить со стихотворным интерпретацией фольклорных мотивов; учить детей утверждать добро и справедливость над злом, жестокостью; формировать навыки выразительного чтения стихотворного текста; воспитывать доброжелательность, сочувствие в отношении к другим.

Оборудование: карта Европы; рисунки к русским сказкам; карточки для развития навыков скорочтения; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой на урок

Встаньте, дети, все скорее,

Улыбнитесь всем милее.

Привітайтесь: «Добрый день!»

Прозвенел звонок: «Дзелень!»

 

II. Актуализация опорных знаний

>> Упражнения на развитие навыков скорочтения

• Готовим глаза и внимание к чтению.

Перед каждым учеником - карточка с буквами.

 

 

- Найдите и посчитайте в таблице буквы а.

- Найдите и посчитайте в таблице буквы в.

- Найдите и посчитайте в таблице буквы м.

- Найдите и посчитайте в таблице буквы с.

• Теперь подготовим к чтению свой ум. Прочитайте самостоятельно склады из таблицы и составьте с ними слова.

 

апр

ре

на

это

ма

к

тэп

го

где

ло

га

во

сон

да

ра

ты

вэс

ро

ма

ва

 

(Цветы, мама, дерево, дорога, солнце, весна, тепло, вода, весло, гора)

 

III. Мотивация учебной деятельности

На доске размещены рисунки сказочных героев (Буратино, Незнайка, Горбунок, Петушок из сказки «О царе Салтане»).

- Кого вы видите на доске?

- Откуда вы их знаете?

- Кто вам читал эти сказки, когда вы были маленькие?

- Кто знает авторов этих сказок?

- Сегодня мы будем путешествовать путями литературной сказки русского писателя Василия Жуковского.

 

IV. Сообщение темы и задач занятия

- Мы прочитаем волшебную литературную сказку Василия Жуковского «Сказка про Ивана-царевича и серого волка», будем анализировать волшебные превращения, которые происходят в сказке, учиться определять последовательность событий в произведении, выразительно читать стихотворный текст.

 

V. Изучение нового материала

1. Ознакомление с жизненным и творческим путем поэта

- Василий Андреевич Жуковский - русский поэт-романтик, известный переводчик. 25 лет был при дворе российского императора Николая И. Сначала работал учителем русского языка, а впоследствии его назначили наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Василий Андреевич был человеком большой силы воли, приятным доброжелательным собеседником, настоящим другом многих литераторов. Будучи человеком почтенным и влиятельным, он помогал многим известным людям. Так, например, принимал участие в выкупе из крепостной неволи Тараса Шевченко. Благодарный поэт посвятил Жуковскому свою поэму «Катерина».

Много внимания Василий Андреевич уделял педагогической деятельности. Горячо любил своих детей - дочь Александру и сына Павла. Жуковским была создана, как он сам называл, «педагогическая поэма» - книга, в которую входили азбука и арифметика, а также собственные стихи, посвященные своим детям.

Известный В. А. Жуковский и как автор литературных сказок. На основе произведения Жуковского создан фильм «Варвара-краса - длинная коса».

2. Выразительное чтение текста сказки по схеме «учитель + ученики»

3. Словарная работа

Караулить - стеречь;

ограда - забор;

отступлю - отдам.

4. Беседа по содержанию прочитанного

- Почему только Ивану-царевичу удалось поймать жар-птицу, которая рвала золотые яблоки в царском саду?

- Каким в этом произведении изображен волка? В каких других сказках вы его встречали, чем он отличается от тех персонажей?

5. Выборочное чтение

- Найдите и прочитайте эпизоды, сюжеты которых изображены на рисунках.

- Прочитайте, как царевич Иван с волком добыли жар-птицу, коня и прекрасную царевну.

6. Работа в парах

- О чем бы вам хотелось поговорить с Иваном царевичем? Пофантазируйте.

Составьте с товарищем диалог разговора и разыграйте его.

- Представьте, что вы встретились с очаровательным волком. О чем бы вы его спросили?

 

VI. Обобщение и систематизация знаний

1. Беседа

- Как бы вы повели себя в описанных в сказке ситуациях - как Клим-царевич, Петр-царевич, Иван-царевич?

- Какие ошибки допустили царевичи?

- Чему учит нас эта сказка? (Утверждает добро и справедливость над злом и жестокостью.)

2. Работа в тетради

- Узнайте, какие признаки народной имеет эта сказка.

 

VII. Итог урока

- С какой сказкой мы познакомились сегодня на уроке и кто ее написал?

- Покажите на карте страну, в которой жил и работал Василий Жуковский.

- Какие признаки свидетельствуют о том, что эта сказка волшебная?

Задача для тех, кто любит читать

- Прочитайте полный вариант сказки.