3 КЛАСС
СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ...
Урок 8
Тема. Литературная сказка. Василий Жуковский «Сказка про Ивана-царевича и серого волка»
Цель: ознакомить учащихся с русской литературной сказкой; проанализировать волшебные превращения, происходящие в сказке; познакомить со стихотворным интерпретацией фольклорных мотивов; учить детей утверждать добро и справедливость над злом, жестокостью; формировать навыки выразительного чтения стихотворного текста; воспитывать доброжелательность, сочувствие в отношении к другим.
Оборудование: карта Европы; рисунки к русским сказкам; карточки для развития навыков скорочтения; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой на урок
Встаньте, дети, все скорее,
Улыбнитесь всем милее.
Привітайтесь: «Добрый день!»
Прозвенел звонок: «Дзелень!»
II. Актуализация опорных знаний
>> Упражнения на развитие навыков скорочтения
• Готовим глаза и внимание к чтению.
Перед каждым учеником - карточка с буквами.
- Найдите и посчитайте в таблице буквы а.
- Найдите и посчитайте в таблице буквы в.
- Найдите и посчитайте в таблице буквы м.
- Найдите и посчитайте в таблице буквы с.
• Теперь подготовим к чтению свой ум. Прочитайте самостоятельно склады из таблицы и составьте с ними слова.
апр |
ре |
на |
это |
ма |
к |
тэп |
го |
где |
ло |
га |
во |
сон |
да |
ра |
ты |
вэс |
ро |
ма |
ва |
(Цветы, мама, дерево, дорога, солнце, весна, тепло, вода, весло, гора)
III. Мотивация учебной деятельности
На доске размещены рисунки сказочных героев (Буратино, Незнайка, Горбунок, Петушок из сказки «О царе Салтане»).
- Кого вы видите на доске?
- Откуда вы их знаете?
- Кто вам читал эти сказки, когда вы были маленькие?
- Кто знает авторов этих сказок?
- Сегодня мы будем путешествовать путями литературной сказки русского писателя Василия Жуковского.
IV. Сообщение темы и задач занятия
- Мы прочитаем волшебную литературную сказку Василия Жуковского «Сказка про Ивана-царевича и серого волка», будем анализировать волшебные превращения, которые происходят в сказке, учиться определять последовательность событий в произведении, выразительно читать стихотворный текст.
V. Изучение нового материала
1. Ознакомление с жизненным и творческим путем поэта
- Василий Андреевич Жуковский - русский поэт-романтик, известный переводчик. 25 лет был при дворе российского императора Николая И. Сначала работал учителем русского языка, а впоследствии его назначили наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Василий Андреевич был человеком большой силы воли, приятным доброжелательным собеседником, настоящим другом многих литераторов. Будучи человеком почтенным и влиятельным, он помогал многим известным людям. Так, например, принимал участие в выкупе из крепостной неволи Тараса Шевченко. Благодарный поэт посвятил Жуковскому свою поэму «Катерина».
Много внимания Василий Андреевич уделял педагогической деятельности. Горячо любил своих детей - дочь Александру и сына Павла. Жуковским была создана, как он сам называл, «педагогическая поэма» - книга, в которую входили азбука и арифметика, а также собственные стихи, посвященные своим детям.
Известный В. А. Жуковский и как автор литературных сказок. На основе произведения Жуковского создан фильм «Варвара-краса - длинная коса».
2. Выразительное чтение текста сказки по схеме «учитель + ученики»
3. Словарная работа
Караулить - стеречь;
ограда - забор;
отступлю - отдам.
4. Беседа по содержанию прочитанного
- Почему только Ивану-царевичу удалось поймать жар-птицу, которая рвала золотые яблоки в царском саду?
- Каким в этом произведении изображен волка? В каких других сказках вы его встречали, чем он отличается от тех персонажей?
5. Выборочное чтение
- Найдите и прочитайте эпизоды, сюжеты которых изображены на рисунках.
- Прочитайте, как царевич Иван с волком добыли жар-птицу, коня и прекрасную царевну.
6. Работа в парах
- О чем бы вам хотелось поговорить с Иваном царевичем? Пофантазируйте.
Составьте с товарищем диалог разговора и разыграйте его.
- Представьте, что вы встретились с очаровательным волком. О чем бы вы его спросили?
VI. Обобщение и систематизация знаний
1. Беседа
- Как бы вы повели себя в описанных в сказке ситуациях - как Клим-царевич, Петр-царевич, Иван-царевич?
- Какие ошибки допустили царевичи?
- Чему учит нас эта сказка? (Утверждает добро и справедливость над злом и жестокостью.)
2. Работа в тетради
- Узнайте, какие признаки народной имеет эта сказка.
VII. Итог урока
- С какой сказкой мы познакомились сегодня на уроке и кто ее написал?
- Покажите на карте страну, в которой жил и работал Василий Жуковский.
- Какие признаки свидетельствуют о том, что эта сказка волшебная?
Задача для тех, кто любит читать
- Прочитайте полный вариант сказки.