XIX ВЕКА
Джордж Ноэл Гордон Байрон «Мой дух
как ночь...», «Прометей», «Мазепа»
Джордж Ноэл Гордон Байрон, шестой
барон Байрон (1788-1824) - английский поэт, который стал символом романтизма и
политического либерализма в Европе XIX века. Участник Греческой революции.
Джордж Гордон родился в Лондоне в
старинной, но обедневшей дворянской семье. В десять лет, после смерти
двоюродного дедушку, он унаследовал титул лорда и Ньюстедське аббатство,
старинный особняк в графстве Ноттингемшир (крупном промышленном центре
Англии). Именно здесь Байрон стал свидетелем ужасного эксплуатации пролетариата и выступлений
луддитов. «Часы досуга» (1807) - первая, еще не вполне самостоятельная сборка
стихотворений. Сатирическая поэма «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809)
положила начало теоретической полемике Байрона с реакционным романтизмом, которой он
не прекращал на протяжении всей жизни. Байрон строго осуждал поэтов т. с.
«озерной школы» за измену прогрессивных идей, беспощадно высмеивал влечение к
средневековья, мистики.
Литературную славу и мировое признание
принесли Байрону первые две песни «Паломничества Чайльд-Гарольда» (1812), написанные
под впечатлением путешествия в Португалии, Испании, Албании, Греции, Турции.
Публикация поэтического дневника знаменовала собой рождение революционной
течения в английском романтизме. Именно здесь Байрон впервые заявил о своих
симпатии к национально-освободительной борьбы порабощенных народов и о своей
ненависть к захватнических войн. Для этого он использовал традиционную в то время
форму странствий романтического героя.
Вернувшись в Англию, Байрон берет
активное участие в политической жизни страны, выступает в палате лордов против
закона о смертной казни для луддитов и др. Свое возмущение реакционной политикой
правительства, идею неизбежности народной мести Байрон воплотил в сатирической «Оде авторам
билля против разрушителей станков» (1812), а также в стихах и епіграмах
1812-1816. В эти же годы Байрон создает лирические стихи, в которых тема любви
сочетается с вольнолюбивыми идеями, а также цикл так называемых восточных поэм («Гяур»,
«Абідоська невеста» (1813), «Корсар», «Лара» (1814), несколько позже - «Мазепа»
(1818) и др.), объединенных общими настроениями. В этих поэмах особенно заметны
противоречия мировоззрения Байрона - могучий протест поэта-романтика против
ненавистной ему действительности и анархо-индивидуалистические мотивы и пессимизм.
Настроения трагического одиночества, отчаяния, нигилистическое отрицание возможностей
общественного прогресса особенно проявились в стихотворении «Тьма» (1816), в философской
драме «Манфред» (1817) и в некоторых других произведениях, написанных после второго
вынужденного отъезда Байрона, с родины вследствие жестоких преследований
его господствующими классами Англии. Так называемая мировая скорбь Байрона возникла
прежде всего под влиянием духовного кризиса, пережитого поэтом в связи с крахом
идеалов Французской революции и реставрации «старого режима» в Европе после
падение Наполеона. Сила Байрона в том, что он сумел преодолеть свои узко
индивидуалистические и пессимистические настроения и в общественно-политической деятельности
и в лучших произведениях остался активным борцом против реакции за лучшее будущее
народа. Эту силу он черпал в прямой связи с освободительными движениями современности.
Даже в самые тяжелые для него времена внутренней растерянности Байрон верен своим
демократическим принципам. В поэме «Шильонский узник» (1816) он воспел
мужество швейцарского республиканца 16 ст. Боннівара, создал боевой гимн
английских луддитов - «Песня для луддитов» (1816).
В 3-й и 4-й песнях «Чайльд-Гарольда»
(1817-1818) поэт заявляет о своей приверженности взглядам французских просветителей,
выражает веру в дело революции. С 1817 до 1823 г. Байрон жил в Италии, принимал
активное участие в борьбе карбонариев. Среди многочисленных произведений этого периода,
обозначенного наивысшим расцветом поэтического гения Байрона, особое место
принадлежит мистерии «Каин» (1821). Библейская легенда о первых людях на земле под
пером Байрона набирает могучего атеистического и революционного звучания. Мотивы
«мировой скорби» сочетаются с идеями прометеевского богоборчества и
гуманизма.
Байрон был не только романтиком. Он
также написал злободневно-сатирические произведения, обозначенные выразительным реализмом
(«Видение суда» (1821), «Бронзовый век» (1823) и др.). Незаконченный роман в
стихах «Дон Жуан» (1819-1823; 16 песен) завершает творческий путь поэта. Это
грандиозный критический обзор общественной жизни тогдашней Европы. Протест
Байрона против социального и национального рабства, милитаризма, церкви,
порочной дворянско-буржуаВНОй морали и тема революционного народа звучат здесь с
особой силой, потому что раскрываются они в основном реалистическими художественными
средствами. Последние месяцы своей жизни Байрон находился в Греции, где в рядах
греческой армии боролся за освобождение Греции. Там же (в греческом городе
Месолонгіон) он заболел лихорадкой, от которой скончался.
Могучая творческая индивидуальность и
блестящий свободолюбивый талант поэта получили всемирное признание. Байрон имел
чрезвычайно большое влияние на передовую литературу своего времени. Он завоевал любовь
и уважение Александра Пушкина, Виктора Гюго, Генриха Гейне, Шандора Петефи, Адама
Мицкевича, Леси Украинки, Павла Грабовского, Ивана Франко. Байрон был
любимым поэтом английских рабочих эпохи чартизму. Своим единомышленником его
считали декабристы. Произведения Байрона известны в переводах на многие языки;
на украинском языке их переводили Иван Франко, Леся Украинка, Павел Грабовский,
Пантелеймон кулиш, Николай Костомаров и др.
Байрон родился накануне Великой
французской революции. Очень рано к нему пришло осознание социальной
несправедливости, с которой он сталкивался на каждом шагу. Уже в юности Байрон
начал задумываться над общественными вопросами, проникшись чувством
недовольства и пессимизма. На раннем этапе его жизни и деятельности ему были
присущи настроения глубокой печали и безысходности.
Эти мотивы проявились в лирике поэта.
Байронівський лирический герой имеет пылкий темперамент, страстную душу и стремится
деятельного героической жизни. Поэтому даже самые печальные стихи насыщены внутренней
энергией. Современников Байрона захватывали в его лирике масштабность
личности, интенсивность переживаний, сильный и цельный характер. Постепенно в
стихах поэта проявляется желание порвать с привычной жизнью и человеческим
окружением и унестись в другой мир. Так развивается романтический мотив «бегства
от действительности». Герой испытывает неудовлетворенность жизнью в обывательской среде,
среди людей с поверхностными чувствами и интересами.
Эти мотивы раскрываются в ряде
лирических стихов Байрона. Лирический герой Байрона - незаурядная личность,
мыслитель, философ, способный не только к глубокому анализу действительности, но и к
самоанализа. Он углубляется в свой внутренний мир и свои идеалы, и именно там
находит «крылья» для «голубки-души». Байрон показывает трагедию человека в мире,
но в то же время утверждает большие внутренние возможности личности, ее высокое
назначения. Если невозможно изменить окружающую действительность, то единственное, что может
человек, - это изменить силой своей фантазии и воображения внутреннее пространство души.
Проблему сильной, незаурядной личности
и общества Байрон разрабатывает в стихотворении «Мой дух как ночь», который принадлежит к циклу
«Еврейские мелодии». В основе стихотворения лежит библейский эпизод из первой книги
царств: царь Саул, замученный злыми духами, обращается к юного певца Давида с
просьбой утешить его. Особое внимание в стихе обращено на роль поэта в
душном и темном мраке действительности. Только поэт может пробудить в
зачерствілій, мрачной душе высокие чувства, вызвать слезы, которые принесут
облегчение згорьованому сердцу. Так, душа лирического героя мрачная, но в ней еще
есть место для сильных чувств. Единственное, на чем акцентирует внимание Байрон, это то, что пение
его лиры должен быть грустным. Окружающая действительность не оставляет места для
веселья.
В стихотворении «Прометей» Байрон обратился
к античной мифологии. Его внимание привлекает фигура древнегреческого титана
Прометея. Как и большинство героев Байрона, Прометей - борец, одинокий герой,
похитил у всесильных богов огонь для людей. Однако за свои подвиги он не
получает вознаграждения, а должен страдать от страшных мук. Байрон уверен, что
Прометей - герой, который должен быть примером для «сердец»:
Твой гордый дух и непокорность,
Что их и небо не поборет,
Для смертных примером становится.
Только подвиги во имя человечества,
твердость души, горькие мучения, даже героическая смерть дают герою право на уважение
и память потомков.
Поэзия Байрона, с ее страстностью,
свободолюбивыми идеями, могучим протестом против тирании, сыграла значительную роль в
формировании творческих принципов поэтов-романтиков. В то же время характерные черты байронического
героя (бегство от жестокости бытия, вне одиночества, мировая скорбь,
постоянный поиск гармонии) присущи многим произведениям писателей первой
половины XIX в.
Таким образом, в своем творчестве
Байрон осветил тему отчуждения личности в дисгармонійному мире, открытую
романтиками, с наибольшей полнотой. Образ байронического героя, который готов лучше
погибнуть в борьбе, чем смириться и покориться угнетению, имел в период
феодальной реакции большое значение и получил распространение в мировой литературе.
Поэму «Мазепа» Байрон написал под
время пребывания в Италии (в Венеции и Равенне) в 1818 или 1819 гг. Интерес
Байрона до Мазепы был обусловлен тем, что поэт воспринимал его жизни как достойный подражания
пример героического служения родине. Именно так относились к Мазепе в Европе,
где он стал одним из самых уважаемых деятелей украинской истории.
В начале своей поэмы Байрон подал
справку, которая свидетельствовала, что в ее основу был положен один из эпизодов с
«Истории Карла XII» французского писателя Вольтера о том, как шляхтич Мазепа
в юности за связи с женой одного польского вельможи был наказан -
привязан к дикому коню, которого потом отпустили на волю. Тогда «Мазепа от
страданий и с голоду чуть не умер». Это событие и составляет основное содержание поэмы.
О ней рассказывает Мазепа шведскому королю Карлу XII, когда после разгрома
Петром i под Полтавой в 1709 г. они бежали в Турцию.
Легенда о Мазепе зародилась в
Польши и бытовала в нескольких версиях. По одной из них, Мазепа, находясь в
своем имении на Волыни, имел любовную связь с женой одного шляхтича, был
им разоблачен и наказан: его привязали к лошади и отпустили в поле. Но это
был не дикий конь, приведенный из степей, а конь самого Мазепы, и понес он его
не в степи за сотни километров, а в его же поместье, расположенное неподалеку.
Вольтер привел эту историю в своей
книге, внеся дополнения об дикого коня, который примчался привязанного за Мазепу
несколько дней на берега Днепра. Это сделало историю из жизни молодого Мазепы
невероятной, фантастической и одновременно перевело ее из сферы бытовой в
міфопоетичну. Мифологическое звучание, что появилось в рассказе Вольтера, блестяще
реализовал уже в эпоху романтизма Байрон в своей поэме.
Мазепа захватил воображение Байрона, как и
многих других писателей-романтиков. Его история, основанная на экзотических
реалиях, содержала сюжет несчастной любви и жестокой казни. Некоторые из исследователей
считает, что на рассказы Мазепы о его влюбленность в молодые годы в юную красавицу
Терезу, жену старого богатого графа-воеводы, сказались отношения самого
Байрона с юной женой графа Гвічіолі, которую тоже звали Терезой.
В образе Мазепы появляются черты
специфически байронического героя: это бунтарь, «благородный преступник», который бросает
вызов обществу, его законам и моральным нормам и понесет наказание. Сюжетная ситуация,
заложенная в основу любовной истории Мазепы, аналогичная ситуации, что
разворачиваются в «восточных поэмах» Байрона: герой любит женщину, которая принадлежит
деспотичному мужу, и, став жертвой грубого насилия, обиженный и
оскорбленный до глубины души, становится беспощадным мстителем.
...Разгневанный, хотел я враз,
отомстить за боль обид,
И это сделал за несколько лет...
Так рассказывает старый Мазепа
Карловы, убив обидчика и сравняв с землей его замок.
Но, в отличие от героев «восточных
поэм», главный герой «Мазепы» - фигура не вымышленная, а вполне реальная,
историческая, и, кроме того, в «мазепинском» сюжете герой, хоть и впадает в отчаяние,
но преодолевает все испытания и становится гетманом Украины.
Как и в других своих поэмах, в
«мазепинском» сюжете Байрон значительное внимание уделил романтизованому образа
возлюбленной главного героя - Весы, в светлых и идеализированных красках обрисовал
трогательную историю их трагической любви, но в отношениях Мазепы и Весы нет
той космической фатальности, что отличает чувство героев «восточных поэм».
Образу Мазепы в поэме Байрона
присущи и такие черты, как свободолюбие и борьба с силами зла, что сближает
его с героями прометеевского типа. Необыкновенно выразительное изображение Мазепы,
привязанного к лошади, которая мчится по пустынным степью, что напоминает прикованного к скале
Прометея и его страдания.
Важное идейное и художественное
нагрузки в поэме имеют сцены, которые изображают стремительный бег коня и
страдания, которые он наносит главному герою. Создавая динамичный образ движения
скакуна, Байрон усиливает впечатление от него, сравнивая бешеный галоп лошади с
горным потоком, молнией, северным сиянием, метеором, бушующим морем.
В постоянном внутреннем движении
переданы чувства героя, которые проходят как будто все круги адских страданий,
нарастая от начальной надежды на возможность освобождения до полного отчаяния,
уныния, готовности принять смерть как единственно возможное избавление от пытки.
Бесконечный галоп коня (мотив, который сам по себе очень влиял на романтическую
воображение) является одновременно орудием судьбы, которая готовила Мазепу до крупных политических
свершений.
В характеристике своего героя поэт
прежде всего подчеркивает его внутреннюю мощь, большой жизненный опыт, несокрушимый
бунтарский дух и непокоренную волю: «И сам он был как дуб-титан, земли казацкой
гетман». Заканчивая рассказ о приключениях своей молодости, Мазепа замечает:
А впрочем, как видите, лета
Не вигнули моего позвоночника,
Не уменьшили и не изменили
Отваги, ума и силы...
Мазепа-рассказчик не удивляется
своей судьбе, своему возвращению из небытия, но и улавливает смысл своего возрождения.
Судьба оказывается немилосердной к нему, он терпит жестокое поражение, когда,
казалось бы, становится реальностью цель его жизни. Однако это поражение не сломила его.
В образе Мазепы-гетмана возникает своеобразный вариант байронічної титанической
личности, побежденной, но не сломленной.
Поэма Байрона «Мазепа» имела широкий
огласку в Европе и отголоски в литературе, живописи, музыке, именно ей принадлежит
определяющая роль в том, что образ Мазепы становится одним из «вечных образов» мировой
искусства.