ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Г. ГЕССЕ. «ИГРА В БИСЕР». КРИТИКА «ФЕЙЛЕТОННОЇ СУТОК»

 

План

 

1. «Игра в бисер» - первый постмодернистский роман: история написания, архитектоника, особенности жанра, тематика и проблематика.

2. Вневременность касталійського бытия и критика стерильной духовности.

3. Путь к спасению - создание человечного ордена духовной элиты.

4. Йозеф Кнехт - летописец и величайший Магистр Игры.

 

Задания для подготовительного периода

4. Дайте определение понятию «утопия». Проследите за воплощением ведущих черт этого жанра в романе Г. Гессе «Игра в бисер».

4. Определите пути решения немецким писателем в романе «Игра в бисер» вечных проблем человеческого существования.

4. Докажите, что роман «Игра в бисер» можно отнести к философским произведениям.

 

Литература

4. Бабенко К. П. Технологии интегрированного анализа романа Г. Гессе «Игра в бисер» // Зарубежная литература. - 2003. - № 8. - С. 25-28.

4. Завадская Е. Отголоски культур Востока в творчестве Гессе // Вселенная. - 1977. - № 5.

4. Наливайко Д. Пути Г. Гессе // Вселенная. - 1977. - № 5.

 

Инструктивно-методические материалы

Роман Г. Гессе вышел в свет в 1943 году, а в 1946 году был удостоен Нобелевской премии.

«Игра в бисер» была завершена и напечатана в годы Второй мировой войны. Но тщетно искать в романе прямого запаха отголоска событий, которые взволновали весь мир. Все, что происходило в нем, было очень отдаленным во времени от бурной и кровавой современной истории, было вынесено в будущее. Художественным пространством романа стало изображение фантастической страны интеллектуальной элиты - Касталії. Она - своеобразный остров, окруженный со всех сторон океаном реальности. В государстве духа, культуры, искусств избранники - члены ордена - занимались тем, что сохраняли, охраняли плоды человеческого гения, культурные достояния человечества. Они не создали ничего нового, потому что новое в области культуры, духовной деятельности уничтожало, разрушало, заступало старое. Когда в Касталії была изобретена игра со стеклянными шариками («игра в бисер»), которая становилась все сложнее. Символика игры в бисер, что вызвала много попыток толкования, расшифровывалась по-раВНОму. Самое простое объяснение - эта символика была образным воплощением научных теорий в сфере этики и эстетики, чистого искусства. Но игру в бисер нельзя было понимать буквально и упрощенно. Это творческие эксперименты с чудесными, замечательными сокровищами человеческого духа, созидания комбинаций, ассоциаций, сравнений и т.п. с них и на их основе. «Принадлежать к Касталії» - означает освободиться от привычного человеческой жизни. Отказаться от семьи, любви, детей, индивидуального существования, следовательно, раствориться целиком в ордене, служить ему. Даже индивидуальная художественное творчество была запрещена в Касталії. Главным героем стал Магистр Игры, член Ордена Игроков в бисер Йозеф Кнехт. В романе изложены три варианта его биографии, которые имели место в разные промежутки времени. Это обобщение судьбы творческого человека, независимо от исторических и социальных обстоятельств развивалась в определенном направлении. Кнехта отобрали, как и других юных кастальців, среди способных детей за пределами Касталії (потому что ее жители были бездетными). При этом его происхождение, социальный статус в мире, откуда он прибыл, не имели никакого значения. Он рос духовно и наконец достиг самого высокого чина в Ордене - Магистра Игры. Однако он недоволен своей жизнью и творчеством, поэтому оставил Касталію, чтобы за пределами Ордена начать новую жизнь. Он мечтал воспитать сына своего друга и философского антипода Пинко Десіньйорі, передать ему свои знания и мудрость.

Однако вскоре после своего бегства из Касталії Кнехт утонул в горном озере, соревнуясь в плавании со своим учеником. На это соревнование его подговорил сам малый Фито. Однако Йозеф Кнехт не потерпел в смерти поражения, а остался победителем в более глубоком понимании.

Структура романа чрезвычайно сложная. В нем пересекались формы, характерные для разных романних жанров. Мы нашли в нем историю мира на время возникновения Касталії, иронично изображенную, в которой развитие страны выкладывался в научно - пародийном стиле. В книге были помещены стихи, вплетенные в прозаический текст. В нем естественно сосуществовали вставные новеллы, легенды, жития святых, философские дискуссии, главные элементы традиционного романа воспитания, лирические страницы и фрагменты, построенные в музыкальном ключе и т.п.

Действие «Игры в бисер» отнесена к далекому будущему, что оставило далеко позади эпоху мировых войн. На руинах культуры, с неистребимой способности духа возрождаться возникла республика Касталия, что хранила в недосягаемости для вырав истории богатства культуры, накопленные человечеством. Роман Гессе ставил вопросы, актуальные для XX вв.: должны хотя бы в одном месте мира храниться в своей чистоте и неприкосновенности богатства духа, поскольку за их «практического применения», как показало то же самое XX века, они часто теряли свою чистоту, превращались в антикультуру и антидуховність?

Именно на столкновении этих двух идей строился главный сюжетный стержень романа - диспуты двух друзей - противников - Йозефа Кнехта, скромного ученика, а потом студента, который с годами стал Магистром Игры в Касталії, и потомка известного патрицианского рода, который представлял жизненное море, Плинио Дезіньойорі. Если быть верным логике построения сюжета, победа осталась на стороне Плинио. Кнехт оставил Касталію, придя к выводу о обманчивость ее существования вне мировой истории, он пошел к людям и погиб, стремясь спасти своего единственного ученика. Однако в романе, как и в повести, что ему предшествовало, была ярко выражена и противоположная по смыслу идея. В приложенных к основному тексту жизнеописаниях Кнехта, других возможных вариантов его жизни, главный герой одной из них - Даса, то есть тот же самый Кнехт, навсегда оставил мир и увидел смысл своего существования в уединенном служении лесном богу.

Содержательная для Гессе идея, заимствованная им из религий и философий Востока, заключалась в относительности противоположностей. Глубокий трагизм этой гармоничной книги, трагизм, что отражал ситуацию современной действительности, заключался в том, что ни одна из истин, которые утверждались в романе, не была абсолютной, ни одной из них нельзя было отдаться навеки. Абсолютной истиной не была и идея созерцательной жизни, провозглашенная лесным богом, ни идея творческой активности, с которой стояла вековая традиция европейского гуманизма. Антагонисты в романах Гессе не только противостояли друг другу, они еще и были взаимосвязанными. Как и ранее, Гессе сохранял уровень своей незаурядной требовательности к людям.

Имя Кнехта на немецком означало «слуга». Идея служения в Гессе не такая уж и простая. Кнехт не случайно перестал быть слугой Касталії и пошел к людям. Не случайным был и шаг до лесного уединения его воплощение индийского Дашь. Перед человеком стояла задача увидеть очертания целого, менялись, и его центр, что тоже подвергался изменениям. Для того чтобы воплотить идею служения, герой Гессе должен был привести свое желание, закон своей собственной личности в соответствие продуктивного развития общества.

Романы Гессе не давали ни уроков, ни окончательных советов и путей решения конфликтов. Конфликт в «Игре в бисер» заключался не в разрыве Кнехта с касталійською действительностью, Кнехт порывал и в то же время не порывал с республикой духа, оставшись касталійцем и за ее пределами. Истинный конфликт - в отважному утверждении за личностью права на соотнесение себя и мира, права и обязанности самостоятельно достигать очертания и задач целого и покорять им свою судьбу.