ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА. К. ГОЛЬДОНИ И К. ГОЦЦИ
3. Жанр сказки - ф'яби в творчестве К. Гоцци
Родился в Венеции в 1722 году, в обедневшей аристократической семье. Имел титул графа. Вся его жизнь была связана с миром театральной богемы. Семья Гоцци была очень большой, состояла из одиннадцати братьев и сестер с их мужьями, женами и детьми.
Старший брат драматурга - Гаспаро Гоцци - был известным в то время критиком и придерживался передовых взглядов. Его жена Луиза Бергаллі была известной поэтессой. Она переложила все заботы, связанные с хозяйством и воспитанием своих пятерых детей, на мужа и его брата. Карло Гоцци непрестанно воевал с кредиторами Гаспаро и Луизы, спасая семью брата от неминуемого банкротства.
В 20 лет из-за материальных проблем в семье Карло поступил на военную службу в Далмации, затем плавал на военном корабле, учился кавалерийской службы, а затем (в 1744 году) вернулся в Венецию. Здесь начал усиленно заниматься литературой.
В течение 1761 - 1765 лет Гоцци написал и поставил в Венеции 10 ф'яб, что имели огромный успех.
Он заметил, что итальянский народ с удовольствием воспринимает любую новинку и для него совсем не трудно писать пьесы. Поэтому предложил написать пьесу на сюжет детской сказки о трех апельсинов, тем самым поразить Гольдони и нанести ему окончательное поражение.
Замысел Гоцци удался. Его сказочная пьеса «Любовь к трем апельсинам» была поставлена в 1761 году и имела колоссальный успех. Популярный сюжет и богатая постановка не могли не захватить публику. Гоцци высмеял в этой пьесе, с элементами пародии, все нововведения Гольдони и вывел его под именем мага Челіо.
После «Трех апельсинов» были поставлены еще 9 ф'яб, то есть пьес - сказок: «Ворон», «Король Олень», «Турандот», «Женщина - змея», «Зобеїда», «Зеленая птичка», «Дзеїм, царь джиннов».
В этих пьесах Гоцци уже, по сути, отошел от основного принципа комедии масок - принципа импровизации. Его ф'яби из простых сценариев превратились в написанные пьесы. Только роль Труффальдино, комического дебошира - слуги, Гоцци оставил ненаписанной, предоставляя полную свободу действий исполнителю этой роли, знаменитом Сакки. Так, борясь с Гольдони и его новой комедией, Гоцци сам использовал достижения этой комедии.
Успех драматурга был огромным. Публика буквально брала наступлением его фантастические пьесы в том самом театре Сант-Анжело, где 10 лет назад властвовал и осуществлял свою реформу Гольдони.
Многое привлекало розніжену зрелищами итальянскую публику (точнее, венецианскую) в театральных сказках Гоцци, а именно:
• клоунада старых знакомых;
• особенно яркая постановка;
• насыщенность всяческими чудесами и превращениями, которые требовали сложной театральной техники;
• произрастания дворцов, городов будто из под земли;
• умелое пользование фабулой в составе драматические ситуации;
• пробуждение задушевные симпатии народа; оживление отживающих свой век комедию масок, сочетание ее с народной сказкой, которая воплощала в ярких фантастических образах свойственную народу жажду к справедливости;
• попытки завоевать театр для фантастики и поэзии, изображение на сцене большого страсти и сильных благородных чувств;
• построение пьес на психологических конфликтах (например, «Принцесса Турандот»);
• раВНОобразие источников ф'яб - народные итальянские сказки, арабские, персидские сказки.