ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ВСЕ УРОКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ІІ семестр

 

ЧЕЛОВЕК В ЖИЗНЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ

 

УРОК № 41

Тема. Осуждение рабства в произведении Же. Верна «Пятнадцатилетний капитан»

 

Цель: выяснить, что такое рабство, время и причины его возникновения, узнать, существует ли оно в настоящем; принять участие в «броуновском движении»; воспитывать гуманизм, уважение к людям других национальностей.

Оборудование: карточки с текстом, изображения негров-рабов, средств для перевозки рабов.

 

Всю жизнь готов дробить я камни,

Пока семью кормить пригоден.

Свобода вовсе не нужна мне.

Но нужно знать, что я свободен.

Ы. Губерман

 

ХОД УРОКА

И. Мотивация учебной деятельности

- Дети, существует рабство сегодня? Что вам об этом известно? (Немало граждан СНГ едут на заработки в страны Европы и Азии и попадают там в рабство. Отдав паспорт и другие документы «хозяину», доверчивые работники могут потерять и собственную свободу. В Украине даже существует акция «Женщины против рабства», в ней принимает участие известная украинская певица Руслана Лыжичко.)

Языком цифр

• По оценке Международной организации Труда, жертвами принудительного труда, труда по долговым обязательствам, принудительного детского труда и сексуальной эксплуатации является 12,3 млн. человек; по другим оценкам, их насчитывается от 4 млн. до 27 млн.

• По данным ФБР, торговля людьми ежегодно приносит прибыль в размере примерно $ 9,5 млрд. Она тесно связана с отмыванием денег, наркобизнесом, подделкой документов и контрабандой.

• Украина принадлежит к странам 2 категории (всего их 3), то есть стремится приблизиться к мировым стандартам по борьбе с рабством, но это не всегда удается. Главными странами, куда попадают украинцы, есть Турция, Польша, Чехия, Италия, Греция, Сербия, Черногория и др.

 

II. Изучение нового материала

- Как возникло рабство? По каким причинам? Что нам сообщат наши «историки»?

1. Выступление учеников-историков

1-й ученик. Рабство - это насильственное подчинение одного человека другим или одной группы людей другой группой людей. У раба не имеет личных прав собственности, его можно продать, убить.

2-й ученик. Рабство известно с доисторических времен, но приобрело расцвета после падения Римской империи. В XVI - XVIII вв. в Испании, Португалии и Великобритании, а в Америке в XVII - XIX вв. рабский труд стал основой экономики. Миллионы африканцев вывозились с континента до других стран и использовались как бесплатные орудия труда, работая на плантациях, а позже - на мануфактурах. Большое их количество умирала, но все равно выгода от подобной эксплуатации была огромной.

1-й ученик. Рабство в Британской империи было запрещено в 1833 г., в США в конце Гражданской войны 1861-1865 гг., но нелегально продолжает существовать в некоторых странах.

 

2. Слово учителя

Чтобы лучше осознать, что такое рабство и его последствия, обратимся к разделу «Работорговля» из романа «Пятнадцатилетний капитан».

Интерактивный прием «Броуновское движение»

(«Уча других, учусь сам»)

Учитель раздает карточки с текстом, всего их 6. Карты могут повторяться.

Задача учеников - ознакомиться с содержанием своей карточки и передать эти знания максимально большему количеству одноклассников. Одновременно можно говорить лишь с одним лицом. Во время выполнения задания учащиеся свободно ходят по классной комнате.

Через 10 минут учитель проверяет, как усвоен информацию, анализирует и обобщает полученные учениками знания.

Карточка № 1

Начало торговли невольниками-неграми было положено в XV веке, и вот при каких обстоятельствах.

Изгнанные из Испании мусульмане обосновались на другой стороне Гибралтарского пролива, на африканском побережье. Португальцы, которые занимали в то время это побережье, жестоко преследовали их. Некоторых беглецов был захвачен преследователями и доставлены в Португалию. Их сделали рабами, и это были первые африканские рабы в Западной Европе после начала нашей эры.

 

Карточка № 2

Пленные мусульмане в своем большинстве принадлежали к обеспеченным семейств, которые пытались выкупить их за большую цену. Однако португальцы отказывались даже от самого богатого выкупа. Куда им было девать иностранное золото? Им были нужны рабочие руки для колоний, что рождались, и, скажем прямо,руки рабов.

Не получив возможности выкупить пленных родственников, богатые мусульмане предложили обменять их на большое количество африканских негров. Португальцы согласились на это выгодное предложение. Так было положено начало торговле рабами в Европе.

 

Карточка № 3

К концу XVI в. эта отвратительная торговля очень распространена и она вполне совпадала с варварскими обычаями той эпохи. Все государства поддерживали работорговле, видя в ней хорошее средство для быстрой и надежной колонизации своих отдаленных владений в Новом Свете. Ведь черные рабы могли жить и работать там, где европейцы, непривычные к тропического климата, гибли бы тысячами. Поэтому специально построенные суда стали регулярно поставлять в американские колонии большие партии рабов-негров, и международная торговля людьми вызвала появление на Африканском побережье крупных агентств. «Товар» стоил на своей родине недорого и давал огромную прибыль.

 

Карточка № 4

Ничем нельзя было оправдать бесчеловечной торговли неграми. Много благородных людей протестовали против этого, во имя гуманности требуя от европейских правительств законов об отмене рабства.

В 1751 г. во главе движения за отмену рабства стали квакеры (религиоВНОе община в Англии, существовала с 1649 г.). Это произошло в той самой Северной Америке, где 100 лет назад вспыхнула война Севера с Югом, одним из пунктов которого был вопрос об освобождении негров. Несколько северных штатов - Вирджиния, Коннектикут, Массачусетс, Пенсильвания объявили об отмене рабства и дали свободу черным невольникам, перевозка которых на их территорию стоило немалых денег.

 

Карточка № 5

Кампания, начатая квакерами, не ограничивалась только северными штатами Нового Мира. Большая борьба против защитников рабства началась и по другую сторону Атлантического океана. Во Франции и Англии было особенно много приверженцев этого благородного дела. «Пусть лучше погибнут колонии, чем принцип!» - таким был высокий лозунг, прозвучавший в Старом Свете и победно пронесся через всю Европу.

 

Карточка № 6

Чтобы воспрепятствовать этому злу, нужны были более действенные меры. Соединенные Штаты в 1820 г., Англия в 1824 г. приравняли работорговлю к пиратству и объявили, что с работорговцями будут поступать так же, как с пиратами. Это означало немедленную казнь. Франция также присоединилась к этому условия. Но государства Южной Америки, испанские и португальские колонии не присоединились к акту о запрете работорговли. Они продолжали торговать черными рабами с большой выгодой для себя.

 

3. Беседа

• Каким образом герои романа, свободные люди, американцы, попадают в рабство? (За коварным замыслом Негоро они попадают в Африку, где торговля «черным товаром» все еще продолжается.)

• Почему «Пилигрим» сбился с курса? (Негоро разбил запасной компас, испортил лаг, во второй компас подложил железный брусок.)

• Как герои оказались в центральной части Анголы? (Харрис, сообщник Негоро, заманил их вглубь Анголы, обещая спасти их.)

• Где скрываются Дик Сэнд и другие путешественники от ливня? (В термитнике)

• Почему героев захватили туземцы?

 

4. Игра «Отгадай слово»

1). Название реки в Анголе. (Кванза)

image50

2). Главный невольничий рынок в Анголе. (Казонде)

image51

3). Шаман. (Мганнга)

image51

4). Насекомое из семейства кузнечиков. (Мантикора)

image53

Кратко расскажи о эпизоды, связанные с этими названиями.

 

 

Так перевозили рабов; колодка для шеи, рук и ног

 

5. Чтение отрывков из дневника Дика Сенда

Какие эпизоды впечатлили вас больше всего?

 

6. Заключительная беседа

• Как были спасены герои романа?

• Как сложилась их дальнейшая жизнь?

• Кто из путешественников так и не вернулся домой?

 

III. Підсумки. прием «Микрофон»

1. Я знаю, что рабство - это...

2. Я считаю, что рабство...

3. Я сочувствую...

 

IV. Домашнее задание

Подготовить цитаты из раздела «Ярмарка» о жизни африканцев. Индивидуальное задание географам. Отметить на карте путь, которым прошел «Пилигрим», рассказать о нем.