ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 8 класс

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

 

(1304-1374)

Через слово человеческое лицо становится прекрасным.

Франческо Петрарка

В 1302 г. Флоренция изгнала не только Данте, но и другого, еще не родившегося, великого итальянского поэта и гуманиста Франческо Петрарку. Его отец Петракко, друг и единомышленник Данте, вынужден был бежать из родного города вместе с семьей, чтобы сохранить жизнь. Десятилетние скитания привели семью на юг Франции, в небольшой городок близ Авиньона, где в «авиньонском плену» у французских королей находился Папа Римский и его свита.

Зная, какой изменчивой бывает судьба, отец будущего поэта хотел дать сыну такое образование, которое бы помогло ему преодолевать жизненные невзгоды, поэтому и отправил юношу в Болонский университет учиться на юридическом факультете, который славился на всю Европу. Но эта жизненная дорога Франческо была не по силам, он грезил свободными искусствами и поэзией и хотел изучать не свитки тяжб бесконечных судебных процессов, а книги тех времен, когда Рим был не провинцией рабов, а хозяином провинций. Противостояние отца и сына закончилось тем, что любимые книги Вергилия и Цицерона были брошены в пламя, и только рыдания сына заставили Петракко спасти их из огня.

Некоторое время сухая юриспруденция - вынужденный компромисс с отцом - и поэзия, которой наполнялась душа юноши, существовали рядом. В 1326 p., после смерти отца, Франческо бросил юридический факультет и вернулся к Авиньона. Это решение знаменовало коренное изменение жизненного пути, далось юноше не просто. В литературном завещании «Письмо к потомкам» Петрарка объяснил свое решение: «Мне было противно углубляться в изучение того, чем пользоваться бесчестно я не хотел, а честно не смог бы».

Небольшого отцовского наследства было недостаточно, чтобы заниматься любимой литературой, путешествовать, познавать мир и самого себя. Надо было искать службу, которая давала бы определенную прибыль и не требует при этом значительных усилий. На помощь пришли почитатели таланта, ведь слава об одаренном юноше очень быстро распространилась по Авиньона. Тогда же произошло событие, которое навечно вошло в историю мировой литературы: 6 апреля 1327 г. в церкви Святой Клары Петрарка впервые увидел молодую женщину, которую обессмертил в своих стихах под именем донны Лауры.

В 1330 г. кардинал Дж. Колонная предложил Петрарці место секретаря, но для этого надо было принять постриг, что поэт и сделал. Петрарка много читал, путешествовал, разыскивал по всей Европе редкие книги, преимущественно античных авторов, и, наконец, стал бесспорным духовным авторитетом. В 1337 г. он впервые посетил Рим, который тогда скорее напоминал помойку, чем бывшую столицу мира. Увиденное настолько поразило поэта, что повлекло определенный духовный переворот: его мысли все чаще возвращаются к былой славы Рима, к его культуре. Поэтому он начинает осознавать себя итальянцем, потомком великой античной цивилизации. Поэт даже изменил свою фамилию Петракко на латинский лад - Петрарка. Чем он мог послужить родине? Своим умом и талантом...

Вернувшись во Францию, Петрарка поселился в своем имении Воклюз близ Авиньона, что позволило ему, с одной стороны, возможность уединиться, держаться подальше от суеты папской резиденции, с другой - не быть в стороне от политической жизни. В Воклюзі поэт много работал: писал стихи, поэмы на латинском языке, стал первым ученым-филологом, который изучал стихи древних римлян, продолжал собирать свою библиотеку и держал руку на пульсе общественной жизни Европы. Поэт, уединился в поместье, имел незаурядную политическую вес. Всю духовную силу, свой авторитет он направил на возрождение традиций Древнего Рима. И Италия это поняла: сенат Рима решил увенчать Петрарку лавровым венком, как это делалось в античные времена, за поэму «Африка», написанную на латыни, которая прославляла победы римского полководца Сципиона Африканского в Северной Африке. Диплом лауреата оказывал поэту почетное римское гражданство и право преподавать семь свободных искусств.

День и место торжества, которые должны были, по замыслу Петрарки, не только символизировать возрождение былой славы Рима, но и пробудить патриотические чувства итальянцев, он выбрал сам - 8 апреля 1341 года на Капитолийском холме. Это был праздник Воскресения Господня.

И именно в этот день, как считают некоторые исследователи, и началась новая эпоха - эпоха Возрождения.

Последующие годы в жизни Петрарки были сложными: он пережил глубокую внутреннюю кризис, а в 1347 г. чума, которая опустошила пол - Европы, унесла жизни и донны Лауры... Она стала главной героиней его сборника «Канцоньере» («Книга песен»), была для поэта интимным лирическим дневником, потому что написана не изысканной литературной латыни, а «вольгаре» - на живом итальянском языке. «Книгу песен» поэт создавал в течение всей творческой жизни. К первой редакции сборника (1336-1338) вошло 25 стихов. Всего существует 9 редакций, последняя была закончена накануне смерти поэта.

«Книга песен» разделена на две части: «На жизнь донны Лауры» и «На смерть донны Лауры». Слово Лaypa означает лавр, дерево славы, перен. слава. По своему звучанию оно близко к словам Тайга - итал. ветерок, аurит - латин, золото, l’ога - итал. время. Исследователи отмечают реализацию и сочетание всех этих значений в сонетах Петрарки. Сборник открывается вступительным сонетом и содержит 365 стихов - по количеству дней в году. В «Книге песен» представлены различные лирические жанры, но больше всего - 317 - сонетов. «Канцоньере» имела огромное влияние на дальнейшее развитие литературы - в поэзии Возрождения возникла целая течение, ориентировалась на лирику Петрарки и получила название петраркізму.

С 1353 г. Петрарка жил в Италии, путешествуя от города к городу, мечтая о объединения страны и прекращения братоубийственным войнам. Каждый из городов считало за честь дать приют великому поэту. Скажем, в решении Большого совета Венеции, которой Петрарка завещал свою библиотеку, одну из лучших частных библиотек того времени, говорилось, что «на человеческой памяти не было в христианском мире философа или поэта, которого можно было бы сравнить с ним», а на народном венецианском празднике, где присутствовал Петрарка, ему отвели почетное место по правую руку дожа, правителя Венеции.

Последние годы жизни Петрарка провел в доме дочери возле Падуи. В одном из писем Дж. Боккаччо он написал: «Пусть смерть застанет меня, когда я буду читать или писать». Это произошло 18 июля 1374 года.