ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 8 класс

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

ВЗЛЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА В ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Который завершенное произведение - человек!..

Украшение вселенной! Образец всего сущего!

В. Шекспир

Как-то талантливый российский филолог Ю. Тынянов метко заметил, что в литературном мире, в отличие от мира реального, сын редко получает наследство от отца, а чаще становится наследником деда, а то и прадеда. Это хорошо видно в изменении моды: мамины вещи дочка считает вчерашним днем, а вот бабушкины или прабабушкины - ультрамодными. Но лучше метафора Ю. Тынянова касается литературы эпохи Возрождения, сменившая Средневековье.

Для внимательного читателя уже само слово «возрождение» сигнализирует о том, что речь идет не о появлении на свет (рождения), а про восстановление, реставрацию чего-то, что когда-то уже существовало. Термин «Возрождение» (итал. rinascita) ввел до широкого обращения историк искусства итальянец ДжорджоВазари в «Жизнеописаниях славных художников, скульпторов и зодчих» (1550). Но на Западе прижился его французский вариант - «Ренессанс» (фр. renaissance).

Так вот, эпоха Ренессанса получила культурное наследие не от «матери»-средневековье, а от «бабушки»-античности. Возрождения было своеобразным искуплением Западной Европы за безжалостное уничтожение богатого культурного наследия языческих Эллады и Рима, осуществляемого сначала варварами, а потом христианами на протяжении Средних веков.

Да и само выражение «средние века» придумали деятели культуры эпохи Ренессанса. Открыв для себя шедевры античного мира, европейцы замерли в восхищении перед «тенями забытых предков» - гениальными творениями и духом античных художников и ученых. То оказывается, все лучшее уже было? Ведь что может быть прекраснее совершенство эллинских трагедий или амфор? И деятели культуры Ренессанса отомстили неуклюжести «родителей», которые, по их мнению, почти оборвали нить, гирлянду времен. Они назвали сутки между двумя взлетами человеческого духа, Античностью и Ренессансом, Средними веками.

Более того, для них средневековье ассоциировалось преимущественно с невежеством, пренебрежением к культуре и человеку. Оттуда и происходит когда распространено и даже культивируемое представление о Средних веках как о якобы сплошные костры инквизиции, вонь и пепел сожженных ведьм; бесконечные вереницы черных сутан - монахов с факелами в руках и монотонным пением латинских религиозных текстов; одиноких отцов-отшельников, которые голодом, бессонницей и самобичеванием укрощали греховную смертную плоть, превоВНОся тем самым бессмертную душу... Все это, конечно, тогда было.

Однако исследователи документально подтвердили, что особенно жестокой инквизиция была не в эпоху «темного» средневековья, а именно в эпоху «светлого» Возрождение. И в таком искажении действительности нет ничего удивительного, ведь миф всегда был живучішим за реальность.

Так, хорошо известно, что исторический бретанський маркграф Хруотланд (прототип Роланда), через собственную произвол и невыполнение приказа короля Карла бесславно погиб сам и еще и обрек на смерть немало своих воинов в Ронсевальском ущелье (778 p.): долго еще голосили франкские вдовы после его «подвига». Но главный герой «Песни о Роланде» есть или не найпатріотичнішою фигурой французской литературы. То же и с соотношением «реального» и «мифического» Ренесансів. Человечеству так хотелось верить в возвращение золотого века, что некоторое примесей меди или железа, который попал в золотого слитка, как-то не помічався, ведь и на Солнце есть пятна.

Однако мы с вами знаем и совсем другое, не «темное» средневековье. Например, изысканную поэзию провансальских трубадуров, которые, с одной стороны, преподнесли служения земной женщине до уровня поклонения Богородицы, с другой же - иногда не чурались и обычного любви к Очаровательных Дам. Можно вспомнить также жизнерадостную поэзию вагантов и еще много-много другого. Так что эпоха Средневековья это не «прорыв» в нити времен, а обычная эпоха, как и любая другая, со своими падениями и взлетами.

И не будем слишком строго упрекать деятелям культуры Ренессанса за именно такое отношение к Средних веков. Не забывайте, что они видели мир по-своему, а не как мы с вами - с высоты третьего тысячелетия. Возможно, и наши потомки когда-нибудь назовут XXI века «темным» учитывая унижения в нем культуры, особенно литературы, кто знает? Конечно, хотелось бы, чтобы так не произошло. Но вернемся к Ренессансу.

Вообще, «возрождений» определенных культурных взлетов и было, и будет в истории человечества немало. Да, времена деятельности уже известных нам поэтов Ли Бо и Ду Фу (VIII в., эпоха династии Тан) иногда называют «китайским ренессансом». Ведь тогда поэты возрождали поэтическую традицию предыдущих эпох, поглощенных их, китайскими, так сказать, «средними веками». Многие из стихов Ли Бо так и названы - «В старинном стиле». То же самое характеризует творчество персидско-таджикских мастеров слова Рудаки, Омара Хайяма или Гафиза (X-XIV вв.), творчество которых иногда называют «восточным ренессансом». Ведь эти поэты возрождали давньоіранську традицию, прерванную «средними» для них веками - периодом арабского владычества. Причем возродили так, что завоеватели-арабы даже позаимствовали у них, покоренных, некоторые жанры поэзии. Так, персидско-таджикский жанр месневі был заимствован арабами под названием муздавідж. Точно так в свое время завоеватели - римляне перенимали совершенную культурное наследие в покоренных ими эллинов. Более того, совпадают даже детали: как расцвет поэзии персо-таджиков Саади и Гафиза связывают с подъемом их родного города Шираза, так и у итальянцев Данте, Петрарки и Боккаччо взлет творчества связан с возвышением города-государства Флоренции, где начиналась или длительная их писательская деятельность.

И вот что интересно: возрождения, то есть возвращения к старине, истоков, первоначал, всегда является признаком определенного культурного подъема, достижения какой-либо вершины. Таких случаев нам еще случится немало, включая «норвежское», «ирландское» или украинское «Расстрелянное возрождение» (ХІХ-ХХ вв.). Восхождение определенной национальной культуры к вершинам чем-то напоминает восхождение альпиниста на гору. Пока не достигнуто какого-либо, хотя бы относительной высоты, нет времени оглядываться на пройденный путь. Но если пик уже покорены, появляется возможность взглянуть, какую дорогу преодолено и откуда все начиналось. А потом можно двигаться дальше. Так и культура: возвращение к старине происходит не так ради этой старины, как ради будущности.

Однако, если культурных «возрождений» было и будет много, почему же тогда слово «Ренессанс» для подавляющего большинства образованных людей всего мира четко ассоциируется с идейно-эстетическим движением именно в Европе, а не в том же Китае или Хорасане? Ведь, когда говорят «титаны Возрождения», понятно, что речь идет о Микеланджело или Леонардо да Винчи. И для этого даже не надо уточнять - «титаны европейского Возрождения».

Начнем с того, что мы с вами живем в Европе, и европейский Ренессанс нам, разумеется, ближе. К тому же именно европейская культура, которая сейчас в мире является одной из ведущих (конечно, не принижуймо роли других культур), по большому счету, обусловлена духом Возрождения. Это прежде всего вера в неограниченные возможности человека, идея свободы личности, ее независимость от религиоВНОй догмы, безграничный дух познания и даже ненасытность в познании (иногда чрезмерная: вспомним открытие энергии атома и его последствия: Хиросиму или Чернобыль, идеи клонирования человека). Все это, в конечном счете, и обеспечило европейской цивилизации доминирование в мире. А человек и человечество устроены так, что ценят прежде всего то, что является успешным сегодня, а не то, что имело успех прежде. Конечно, в этом есть определенный элемент несправедливости в отношении других, да еще и древних культур. Так, выдающийся средневековый восточный философ и врач Ибн Сина, известный западному миру под именем Авиценны, за шесть веков до Рене Декарта в «Ишарат» записал: «Ямислю, и это означает, что я существую». Однако эту фразу теперь ассоциируют с французом Декартом.

Главным в таком «возвышении» именно европейского Ренессанса было то, что он действительно был коренным переворотом и в мировосприятии, и в художественном творчестве. По идеологически-мировоззренческого переворота, то здесь следует прежде всего отметить гуманизм и секуляри цию - переход от клерикального к светской состояния общества. Так, любимым, знаковым темой философских (богословских) трактатов эпохи Средневековья было противопоставление, с одной стороны, быстротекущей жизни человека и всего земного, с другой - вечной жизни на «том свете», прославление всего, связанного с Богом. Существовала даже аллегорическая концепция «двух городов»: «города человеческого» (всего земного, человеческого) и «града Божия» (всего потустороннего, Божьего). Несомненное преимущество отдавалось «граду Божьему». И со временем люди осознали, что можно быть счастливыми не только на небе, после смерти, но и на земле, при жизни. А «земной город» - это просто родная земля, на которой растут душистые травы и цветы, и куда приходит красавица-весна (как на картине С. Боттичелли «Весна»), а не «юдоль печали», как это представлялось в средневековье. Даже типичные названия философских работ: средневековой - «О презрении к миру» и ренесансової - «О достоинстве человека», свидетельствуют о том, что человек эпохи Возрождения четко осознавала, чувствовала, что начала жить в другие, Новые времена.

Увлечения деятелей Ренессанса античностью видно уже в том, что Флоренцию метафорически называли «Афинами Италии», а своего времени Фирдоуси - «персидским Гомером», - вот какой привлекательной была Эллада для всех народов мира. Сначала во Флоренции, а затем в Сиене, Ферраре и других городах образовались кружки образованных людей, которые называли себя гуманистами. Гуманизм, как мы его понимаем теперь (любовь к человеку, доброта) и гуманизм в тогдашнем смысле несколько отличаются, хотя имеют много общего и прежде всего - истоки. Тогда гуманистами называли людей, которые не изучали науки о божественном (studia divina - науки божественные), как в средневековье, а науки о человеке (studia gumanitatis - науки человеческие).

Главной отраслью деятельности гуманистов была филология. Они начали находить, переписывать и изучать литературные памятники античности. Скажем, Петрарка нашел произведения древнеримского оратора Цицерона. Впоследствии в круг научных исследований гуманистов вошли архитектура, скульптура и другие виды искусства. Самое главное то, что отношение этих памятников было принципиально иным, чем в эпоху Средневековья. Впервые они начали восприниматься не как «чужие» предметы языческого культа, а как «свои» культурные памятники. Тем более в Италии, где каждый камень напоминал о былом величии Рима. А произведения античных писателей стали не мозаичными фрагментами в учебниках латинской грамматики, а впервые вошли к изучению как самостоятельные культурные памятники, художественные тексты. Словом, Античность было не только амнистирован, но и вознесены на небывалую ранее высоту.

 

С. Боттичелли. Весна. Фрагмент. 1478-1482 гг.

Отдельный вопрос отношение гуманистов к реліпї. Оно было разным. Ранее всячески подчеркивалось атеистическое ii антиклерикальне (антицерковне) направленности их мировоззрения. Действительно, были среди них и те, которые не верили в Бога или в бессмертие души (скажем, Лоренцо Валла или Пьетро Помпонацці). Но подавляющее большинство гуманистов была христианами, которые вовсе не отрицали существование Бога. Более того, высокие достижения ренессансного искусства, хоть Возрождения и связано с освобождением человека от усеохоплюючої власти церкви, оказались именно в церковном искусстве. Гуманисты проектировали соборы и часовни, а рисунки и скульптуры художников Проторенессанса и Ренессанса: Чімбауе (1240-1302) и Джотто ди Бондоне (1266-1337), Сандро Боттичелли (1445-1510) и Леонардо да Винчи (1452-1519), Ми - келанджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520) - не украшали гостиные частных особняков, а прежде всего церковные стены. Однако в изображении библейских сцен проглядывает не церковное, а светское. Скажем, Богородица изображается совсем не «по-средневековому», не как зрелая смиренная женщина, а иногда как озорная девица - например, в «Мадонне Бенуа» (условное название - «Мадонна с цветком»)

На этих иконах хорошо видно принципиальную разницу между православным каноническим образом Богородицы и маленького Иисуса (слева) и католическим изображением (справа) тех самых персонажей, которое напоминает светский живопись.

Леонардо да Винчи. Самого Иисуса Христа, не говоря уже о других библейских персонажей, иногда изображали так, что Римские Папы требовали зарисовать «языческие мерзости». Различить средневековые и ренессансные иконы и распятия нетрудно. Скажем, если Иисус изображен как истощенный бородатый аскет - это средневековье, если как юный атлет - Возрождение.

И теперь православные священники говорят, что их «дурманит» життєподібність католических икон; чего стоит только изображение маленького Иисуса как персонажа светской живописи, «копии» милого малыша, а не прототипа богонодібного ребенка; или замена традиционных нимбов над головами святых элегантными колечками. Итак, гуманисты не столько отходили от религии и церкви, сколько приближали религиоВНОе и церковное к светской.

Еще одна чрезвычайно важная перемена в тогдашнем духовной жизни Европы - изобретение немцем Иоганном Гутенбергом книгопечатания (середина XV вв.). Сейчас кое-кому может показаться: ну и что же здесь такого революционного - напечатать книгу? Но в те времена это имело огромное значение. Ведь именно во времена Ренессанса монополия, безраздельное право церкви и чрезвычайно узкого круга богачей на писаное слово, была утрачена навсегда. А в эпоху Средневековья клочок исписанной пергамента был еще недоступнее, чем теперь самый современный ноутбук. И даже если бы этот клочок попал в руки почти сплошь неграмотных тогда крестьян или мещан, кто бы сумел его прочитать? И вдруг Гутенберг поставил умножения книг на поток, вследствие чего книга стала намного доступнее более широкому кругу людей. Значительно позже примерно о эти времена Виктор Гюго напишет известный роман «Собор Парижской Богоматери», где один из центральных персонажей, архидьякон собора Клод Фролло предречет огромную роль печатного слова в будущем резком падении авторитета церкви: «Некоторое время архидьякон молча всматривался в огромное здание, затем со вздохом простер правую руку к печатной книге, которая лежала развернутой на столе, а левую - вытащил к Собору и, переводя унылый взгляд с книги на храм, сказал: “увы! Это убьет то ”. Котье воскликнул: “Эта книга пугает вас, потому что она печатная?” “Вы угадали”, - сказал Клод. Он стоял, прижимая согнутым пальцем фолиант, вышедший из-под знаменитых нюрнбергских печатных прессов. Потом добавил такие загадочные слова: “К сожалению, книга убьет здание!”» Конечно, слово «здание» здесь означает вовсе не стены собора, а его влияние на сознание людей.

Кроме того, именно в ги времена началось изучение древнегреческого языка, и для образованных людей стали доступны оригинальные произведения эллинов, с которыми до того латиноязычная Западная Европа знакомилась только в переводах. Тем более, что после падения под ударами турок Византии (1453), этого последнего чудом уцелевшего осколка греко-римского античного мира, много носителей греческого языка эмигрировало в Италию и другие западноевропейские страны. Итак, эпоха Возрождения - это еще и эпоха возрождения древнегреческого языка, введения ее к изучению в учебных заведениях. Да и латынь гуманисты изрядно «почистили», унормували, и много своих научных трудов и художественных произведений писали именно ею. «Почистили» потому, что считали ее звульгаризованою, засоренной в Средние века. А ту латинский язык, которым писали Вергилий и Гораций, гуманисты уважительно называли «золотой латыни».

Еще один существенный фактор влияния на изменение мировоззрения европейцев в эпоху Ренессанса - великие географические открытия. Именно тогда Христофор Колумб достиг берегов Америки. 12 октября 1492 г. (официальная дата открытия Америки) появились два понятия: Старый Мир и Новый Мир. Значение этого открытия трудно переоценить. Так, сегодня без США мировую политику трудно и представить, а тогда на месте современных Нью-Йорка и Вашингтона жили индейцы и паслись стада бизонов.

Вследствие этого или параллельно с этим в корне изменились картина мира, мировоззрение европейцев. Человек начал ставить в центр мироздания не Бога, а себя: «Венец творения - человек». Возникла новая, т. н. «антропоцентрична» картина мира (греч. anthropos - человек иkentron - центр). Эта картина мира основывалась на началах разума, красоты и гармонии. Согласно ей, Бог, создав мир, поставил в его центре человека, которая господствует над всей живой и неживой природой и стихиями. Ренесансову картина мира коренным образом отличалась от средневековой, т. н. «теоцентричної» картины мира (от греч. theos - Бог), когда в центре мироздания Бог представлялся.

Конечно, в стороне от этих процессов не стояла и художественная литература. Более того, она была в их гуще, не первой их осознавала и стимулировала. Уже в творчестве поэта позднего Средневековья Данте чувствуются новые веяния. Недаром слово «новый» все чаще входит в литературного обихода тех времен, которые иногда называют Проторенесансом, то есть Передренесансом. Так, на великого флорентийца ощутимое влияние оказала поэтическая школа «сладостного нового стиля» (dolce stil nuovo), а ее руководителя Гвидо Гвініцеллі Данте называл своим учителем. Да и в произведениях Данте слово «новый» играет важную роль (вспомним, например, сборник «Новая жизнь» («Vita nuova»). То же по «средневековой» по форме (церковный жанр «видения») «Божественной комедии», которая является «ренесансовий» по своему духу. Скажем, в ней можно найти немало строк, пронизанных сочувствием к человеческой природе, а не оценкой поступков обитателей Ада только с точки зрения господствующей религиоВНОй догмы. Недаром же Данте часто называли и называют «последним поэтом Средневековья и первым поэтом Возрождения». И в полную силу голос Ренессанса зазвучал в «Петрарчиних шлифованных сонетах» (Максим Рыльский), который прославил богатство человеческой души, красоту и искренность человеческих чувств в своей «Книге песен», согретой любовью к очаровательной Лауры.

Трудно назвать деятеля культуры Возрождения, который бы не писал стихи: Микеланджело и Рафаэль, Леонардо да Винчи и Джордано Бруно, ТомасМор (автор «Утопии») и Эразм Роттердамский - все они были талантливыми поэтами. В поэтической области происходили и определенные новации. Если, скажем, провансальские трубадуры исполняли свои стихи в музыкальном сопровождении, то в эпоху Возрождения поэзия начала отделяться от музыки и все чаще становилась авторской, а не анонимной. А это уже напоминает ту поэзию, к которой мы привыкли сейчас.

Интересно, что даже творческие неудачи в продуктивную сутки могут давать хорошие плоды. Так, деятели Возрождения, влюбленные в Античность, надумали были возродить античную драму. Кстати, среди них был и музыкант Винченцо Галилей, отец прославленного ученого Галилео Галилея. Люди образованные, они за первоисточниками воссоздали песни хора, партии актеров, словом, все, как было когда-то на открытых площадках эллинских амфитеатров времен Эсхила или Софокла. И что же: хоревти дружно запели, а гуманисты дружно запозіхали: никому из них такое возрождение эллинской драмы не понравилось. Они убедились в мудрости высказывания эллина Гераклита: «Дважды в ту же воду не войдешь». И несмотря на это, что-то привлекательное в этом действе таки было. В конце концов, все закончилось тем, что возникла dramma per musiса (драма для музыки), которая впоследствии получила привычное для нас название - опера. А без нее жизнь современного интеллигентного человека невозможно представить. Так неудачная попытка возрождения античного жанра поспособствовала удачному рождению нового жанра.

Еще одна особенность литературного процесса заключалась в том, что поэзия понемногу начала уступать прозе. Это засвидетельствовала появление широкого круга грамотных людей - читателей. Стихи можно было послушать в чьем-то исполнении, а прозу надо читать, ее не очень и по декламуєш. Кстати, проза и поэзия приобрели одинаковых прав примерно в XVIII-XIX ст., а до того на литературном Олимпе безусловно царила поэзия. Начало Ренессанса осененный именем Джованни Боккаччо, автора известного сборника новелл «Декамерон», в которой мир предстал богатым и жизнерадостным, правда, одновременно и совсем не идеальным. Однако в любом случае и не по-церковному сдержанно-пресным.

Жанровое богатство ренесансової прозы новеллой не ограничилось: существовал еще и роман. Лучшим эпиграфом к одной из ведущих мыслей литературы Возрождения могли бы стать слова из романа француза Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: «Делай, что хочешь». Это был единственный пункт устава знаменитого Телемського (от греч. телем - желание) аббатства. Однако он отнюдь не воспринимался как призыв к анархии или вседозволенности. Как раз наоборот: пером писателя водила безграничная вера в человека, его внутреннее благородство, «божественную и форму, и суть» (III. Бодлер). Если человек хорошая и не испорченная обществом, если ее интересы и стремления не противоречат интересам и стремлением общественности (а гуманисты были в этом убеждены), то почему бы ей и не делать того, что она хочет? Ведь когда человек хорошая, то она сама собой (а не с чьего-либо принуждения) захочет делать только хорошее. Итак, в представлении гуманистов возникало общество полноценных и жизнерадостных личностей, где царит дух абсолютной свободы и одновременно нет противоречивых интересов. Конечно, эта мысль уже тогда часто противоречила правде жизни. Скажем, некоторые гуманисты не гнушались услугами телохранителей-наемников (кондотьєрів), которые отличались звериной жестокостью и руки которых были по локоть в крови, а флаг говорил: «Враг Бога, правосудия и милосердия» (кондотьер Вернер фон Урслінген, гроза Болоньи, Перуджи и Сиены). А гуманист, блестяще образованный политик, писатель и знаток языков Никколо Макиавелли (1469-1527) является настоящим символом коварства и беспринципности политика. Именно этому «гуманисту», в частности, принадлежит известная циничная фраза «цель оправдывает средства», а циничную и аморальную политику какого-либо государства или лица до сего времени называют «макіавеллізмом». Даже король поэтов Франческо Петрарка угощался на свадьбе племянницы кровавого миланского диктатора Бернарбо Сконці, а титан Возрождения Леонардо да Винчи в течение длительного времени жил при дворе жестокого правителя Лодовико Моро, который тоже считался «гуманистом», так блестяще знал античных классиков и безупречно владел латынью. Видимо, эти люди тоже пользовались лозунгом «делай, что хочешь», не так ли? Но определенные негативные факты и низменные людишки есть в каждую эпоху, мы же ведем речь не о реальной жизни той эпохи, а именно об идеалах Ренессанса. И вот именно с этой точки зрения мысли гуманистов Возрождения, их идеалы были смелыми и новыми.

И настоящим королем ренессансной прозы был испанец Мигель Сервантес де Сааведра. Красноречивый факт: совсем недавно, в 2002 p., Нобелевский институт в г. Осло (Норвегия) обратился к ста самых известных писателей современности с просьбой назвать лучшие и самые влиятельные произведения мировой литературы. В результате тщательного исследования и обработки его результатов первым в списке шедевров всех времен и народов мира был назван роман Сервантеса «Дон Кихот». А образ главного героя этого романа считается «вечным образом» мировой литературы. Одни называют его полубезумным дурачком (есть даже афоризм «воевать с ветряными мельницами»), другие - благородным человеком, вынужденной жить в низменном окружении. Каждая эпоха и даже генерация находит в этом образе ответы на свои вопросы, он вдохновил многих кинорежиссеров, художников и композиторов на создание собственных шедевров.

Фра Филиппо Липпи. Мадонна с малышом. Середина XV в.

Иногда достаточно одного маленького глотка, чтобы почувствовать вкус всего безбрежного океана. Подобно и одна - единственная фраза Дон Кихота воспроизводит духовную суть эпохи Ренессанса: «...Волей небес уродился я в этот железный век, чтобы на свете золотой век, или, как еще говорят, золотую сутки воскресить». Итак, Дон Кихот искренне верит в то, что он сам сможет возродить золотую сутки в жизни всего человечества! Безнадежный мечтатель и фантазер! Насколько легче объяснить всем и себе, что в этом низменном мире лучше ползать, чем летать: пусть в грязи, зато не упадешь, да и насмешек, как Дон Кихот, не вызовешь, ведь пресмыкающихся никогда не хватает. Но потому и живой, поэтому и «вечный» образ Дон Кихота,-что, по большому счету, каждый человек стремится (пусть и втайне, в глубине души) хоть какого взлета: мысли, духа, фантазии. Если бы было не так - до сих пор жили бы в пещерах.

А разве не повторяет мысли наивно-мечтательного испанского идальго Дон Кихота мрачно-пессимистический Гамлет, принц из Дании, главный герой одноименной трагедии Уильяма Шекспира: «Свихнулся время наш. Мой талане проклятый, / Что я тот вывих должен направлять!» Итак, потихоньку пересидеть в уголке, не жаловаться на «вывих времени», а исправлять его, пусть даже и осуществится то зловещее «...not to be». Один из исследователей написал, что длительные раздумья и сомнения Гамлета обусловлены тем, что он боялся превратиться в Дон Кихота. И, несмотря на все, начал смертельную борьбу со злом. Вот такое оно, ренессансное мировосприятие... Вот такой он - идеал человека эпохи Возрождения.

Вспомним: Ренессанс начался возрождением гуманитарных наук. И это глубоко символично: только то общество, которое уважает гуманитарные науки, искусство и прежде всего Художественную Литературу, способно не просто существовать на обочине Времени, а занимать место лидера мирового исторического процесса - делать Историю.

Творческая история этой картины весьма красноречива. Ее автор похитил из монастыря будущую жену Лукрецию Бутти. С помощью своего покровителя Козимо Медичи он добился разрешения Папы Римского на брак с ней. Именно со своей молодой супруги и их старшего сына он и написал картину «Мадонна с малышом». Подобная «ренессансная» смелость для культуры средневековья была невозможной в принципе.