Федор Достоевский 1812 - 1881
Открытая книга
РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
«Тут книжные мечты, тут теоретически раздраженное сердце...»
Благодаря могучему таланту философа и гениальной художественной интуиции Достоевскому удалось очень глубоко и убедительно раскрыть процесс краха анархо-индивидуалистической теории Раскольникова, показать поражение личности, которая поставила себя в ситуацию «над обществом», над его моралью. Совершив двойное преступление (убийство процентщицы и ее сестры - той самой «униженной и оскорбленной», как и те, ради кого восстал на бунт), Раскольников потерял почву под ногами. С ужасом и отвращением герой постепенно осознает, что его «эксперимент» не увенчался успехом, а лишь принес ему отчаяние и страдания. Состояние Раскольникова до и после преступления свидетельствует о кризисе сознания и сравнивается автором с тяжелой болезнью (преступника охватывает то «страшный холод», то горячка, видения, бред; он «думал, что сойдет с ума»). Символический пейзаж Петербурга (на улице жара была страшная, к тому же духота, толкотня, везде известка, леса, кирпич, пыль»; «вонь» из трактиров, пивных) насыщенный болезненной атмосферой. Город - персонифицированный участник истории Раскольникова - выступает чуть ли не виновником, причиной драмы, источником антигуманных идей, унижающих человека, и «мрачных, резких и странных влияний» на ее характер, психику.
Насилие героя над «тварям дрожащим», попрание незыблемых моральных принципов обернулось насилием над собственной душой. «Что вы, что вы над собой сделали!.. Нет, нет тебя нещаснішого теперь в целом мире», - говорит Соня. В ее глазах поступок Раскольникова является равносильным боговідступництву: «Вы от Бога отреклись, и Бог вас поразил, дьяволу предал» .
«Наполеоновская» человек «не состоялась». Психологический «эксперимент» завершился поражением. Терпит крах и теория Раскольникова, ведь направлена против самих основ жизни. В противоречие с «живой жизнью» вступила «арифметика», «разумная логика» теории, которая сбросила со счета «человеческое, слишком человеческое», не принимая во внимание «натуру», живой характер, свободу личности. По словам следователя Порфирия Петровича, «тут дело фантастическое, темная, дело современное, нашего времени случай, когда помутилося сердце человеческое... Тут книжные мечты, тут теоретически раздраженное сердце...» Достоевский показал, что дисгармоничный внутренний мир Раскольникова, «раскол» в его душе и убеждениях (на этом настаивает фамилия героя), с одной стороны, и катастрофическая действительность - с другой, привели к противоречивости и конфликтности его теории. Стремясь привести человечество и отдельного человека к счастью, Раскольников предложил путь к «светлому будущему» через несчастья, через насилие и тем самым отделил себя от мира, перешел на позицию отступника (второе символическое значение фамилии героя связано с розкольництвом), обрек себя на трагедию одиночества.
История Раскольникова показала пагубность и для самой личности, и для общества индивидуалистической идеи, основой которой является пренебрежение к морали, эгоцентризм, проповедь «вседозволенности».