Федор Достоевский 1812 - 1881
Открытая книга
РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
«Совсем тут другие причины...»
Мотивы преступления Раскольникова раскрываются постепенно. Не случайно они обсуждаются на протяжении всего романа: в авторской повествования, в разговорах Раскольникова с Соней, со следователем Порфирием Петровичем, с Разуміхіним и Замьотовим, наконец, в исповедях героя после совершения убийства. Мотивации преступления постоянно уточняются, дополняются, опровергаются; они составляют существенный содержательный пласт проблемного идеологического романа, которым является «Преступление и наказание».
До причин, толкнувших Раскольникова на преступление, безусловно, относятся невыносимая нужда, полуголодное существование в каморке, похожей на шкаф или гроб, неспособность заплатить за обучение в университете, постоянное унижение. Именно на них, как на основные, указал представитель «реальной» критики Д. Писарев в статье «Борьба за жизнь», объяснив поступок Раскольникова исключительно «борьбой за существование» и оставив вне анализом идеологические обстоятельства, связанные с моральной стороной личности героя.
Д. Шмаринов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»
Однако обратим внимание на то, что на вопрос Сони: «Ты был голоден! Ты... чтобы матери помочь? Так?» - Раскольников отвечает неуверенно и почти отрицательно: «Нет, Соня, нет... не был я так голоден... я действительно хотел помочь матери, но... и это не совсем верно... не мучь меня, Соня!» Он объясняет Соне, что был другой выход, мог зарабатывать какой-то поденной работой («Уроки случались; по полтиннику предлагали. Работает же Разуміхін!»), но «обозлился». «Озлилась», взбунтовалась душа, что была «поражена» не только личными страданиями, но и горем окружающего мира.
Определенность характера социальными условиями существования не исчерпывает, по Достоевскому, всей сложности проблемы личности. Характер необходимо объяснить также и психологически. По своей природе Раскольников добрый, отзывчивый, великодушный. Он стремится помочь каждому, кого постигли нищета и горе, последние деньги отдает семье Мармеладова. Известно, что герой помогал больному чахоткой товарищу, ухаживал за его отца; судьба детей, которых он встречал на своем жизненном пути, не оставила его равнодушным. Вместе с тем Раскольников является человеком чрезвычайно уязвимой. Он самоуверенный, осознает собственную значимость, часто страдает от уязвленной гордости. Обращаясь к характера, эмоционального мира, характера человека, Достоевский полемизирует с популярным тезисом революционно - демократической этики - «среда заела». Писатель считал, что в тенденции обвинять и осуждать «среда», обстоятельства, а не самого человека является недооценка личности, унижение ее свободного начала. В «Преступлении и наказании» эта мысль заострена. Раскольников противостоит «страшному миру» не только как его «продукт», его жертва, а как равновелика этом мировые активная личность, хотя и неуравновешенный, но благородная за своими душевными порывами, психологически сложная, многомерная».
Nota bene. В моральном аспекте герой «Преступления и наказания» принципиально отличается от своих литературных предшественников: Германна из пушкинской повести «Пиковая дама», бальзаковского Растіньяка, Жюльена Сореля из романа Стендаля «Красное и черное», которые также находились в состоянии «внутреннего бунта» против общества, но заботились при этом о эгоистические интересы карьеры и обогащения. Раскольникова побуждает идея жалости к поруганных и обиженных. «Не бывать этому миру!» - провозглашает герой, замірившись покончить с несправедливым миропорядком раз и навсегда, но единственно возможный путь находит в анархо-індивідуалі - стичному бунте, который, по его мнению, неизбежно предполагает «переступания» через «кровь». Мрачная «одинокая мечтательность», своеобраВНОе «подполье» Раскольникова («Я тогда, как паук, в своем углу спрятался... Я лучше любил лежать и думать...») порождает теорию кровопролития «по совести», которая в философском романе Достоевского выступает как основной мотив преступления.
Писатель расширил возможности реализма, представив как фактор формирования характера не только «среда», обстоятельства жизни, биологическую наследственность, но и «идею», которая господствует над человеком, становится движущей силой ее поступков. Такая всепоглощающая идея (Достоевский называет ее «идеей-страстью», «идеей-чувством») управляет человеком и обществом в переломные моменты их существования. Она выбивает личность из колеи, обнаруживает ее крайности и противоречия.
Раскольников действует как охвачена «идеей-страстью» человек, оказавшийся в плену «теории», «принципа». Свою теорию Раскольников изложил в статье, напечатанной в газете за полгода до совершения им преступления. Рассуждая об историческом развитии общества, бывший студент - юрист приходит к убеждению, что исторический прогресс основан на насилии, страданиях, жертвах и невозможен без этого. По его мнению, человечество делится на два неравных «разряды»: на людей «обычных» и «необычных». Первые должны быть послушными и не имеют ни права, ни способности изменить господствующий в мире несправедливый порядок вещей, ибо есть лишь «материалом», «тварями дрожащими». Второй «разряд» - «сильные мира сего», личности, которые взяли на себя право нарушать «старый закон»; они, подобно Ликурга, Солона, Магомета, Ньютона, Наполеона, «дали себе разрешение перешагнуть. Многие из них «не останавливались и перед кровью, если только кровь (иногда совсем невинная и доблестно пролитая за старый закон) могла им помочь». Эти люди - не создатели, а разрушители. «Они требуют разрушения современного во имя лучшего».
Подробности. «Наполеоновский миф» становится частью теории Раскольникова, а имя Наполеона - символом «сильной личности», символом власти. «Воля и власть, а главное власть! Над всеми этими дрожащими тварями и над всем муравейником!.. Вот цель!» - признается Раскольников в разговоре с Соней. Однако наполеоновская идея выступает в цепи умозаключений героя лишь как средство, как первая ступенька. Власть нужна ему, чтобы очистить мир от скверны, спасти сирот Мармеладных, Соню, Екатерину Ивановну, мать, сестру и тысячи им подобных. Он хочет стать мессией, провозвестником нового мира, спасти человечество. Так парадоксально сочетаются в сознании героя идеи «наполеонізму» и «мессианизма». Решаясь на преступление, Раскольников имеет целью не только проверить «теорию», но и провести над собой психологический «эксперимент», выяснить, к какому «разряду» людей принадлежит он сам: «смогу Ли я переступить или не смогу? .. Тварь я дрожащее или право имею?»