ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Просвещение (фр. siecle de lumieres - сутки светочей) - интеллектуальное движение (литературная сутки) XVIII ст. Понятие «просвещение» имеет несколько значений: Идейно-политическое движение: идейно-эстетическая сутки; литературная эпоха.
Основа идеологии Просвещения рационализм, искренняя вера в преобразующую и усепереможну силу образования и человеческого разума (отсюда второе название эпохи Просвещения - «эпоха Разума»).
Выдающимися представителями литературы Просвещения были Г. Бернс, Д. Дефо. Дж. Свифт. Г. Филдинг, С. Річардсои, Л. Стерн (Великобритания); Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, П. О. Бомарше (Франция)-, Г. Е. Лессинг, И. К. Ф. Шиллер. И. В. Гете (Германия); К. Гольдони (Италия); Б. Франклин (США); Д. Фонвизин, А. Радищев, А. Грибоедов (Россия).
В течение 1751-1780 гг. издавалась 35-томная «Энциклопедия...», в создании которой активное участие принимали писатели Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер и др. Участников этого издания называли «энциклопедистами».
В эпоху Просвещения сосуществовало несколько литературных направлений: классицизм, сентиментализм, реализм и др.
Характерным признаком просветительской литературы было наличие в художественных произведениях определенных философских идей. Так. просветители пропагандировали идею равенства всех людей от рождения, они призвали к господству «свободы, равенства и братства». Именно эпоха Просвещения развенчала систему рабовладения.
Одной из этот игральных для просветителей стала оппозиция «цивилизация» (часто со знаком «минус») и «природа» (обычно со знаком «плюс»). Важным было также понятие «естественный человек», первым образом которой в мировой литературе есть Робинзон Крузо из одноименного романа Даниэля Дефо. Значимой также была оппозиция «естественное право» - «общественное соглашение». Просветители также разрабатывали идею просвіченого монарха (на подобном имидже спекулировала Екатерина II, однако тогда же была развенчана, особенно после закрепощения украинцев, которые до того не знали этой формы рабства).
Просветители хорошо видели все жизненные проблемы и неурядицы, но искренне верили в наступление "царства разума", в улучшение
тя каждого человека, и именно на этой вере основывался и доминирующее настроение той эпохи - оптимизм, радостное мироощущение.
Именно в эпоху Просвещения окончательно сформировалось едва обозначенное в XVII в. понятие «единственная европейская культура», а в определенном смысле - и «мировая культура», важной составляющей которой является всемирная литература (это понятие введено в обращение И. В. Гете в 1827 p.).