ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ КЛАССИЦИЗМА

 

Классицизм (от лагин. classicus - образцовый, первоклассный) - направление в европейском искусстве и литературе XVIII ст., который ориентировался на античные образцы, что их идеальными, классическими, достойными подражания. Он отличался строгой регламентацией, требованием жесткого соблюдения четких, раз и навсегда установленных норм и правил, изложенных в раВНОобразных «поетиках» (например, в «поэтическом Искусстве» Н. Буало).

Для драматургии это «правило трех единств» - времени, места и действия. Правило единства времени требовало, чтобы действие драматического произведения происходила за один день; правило единства места заключалось в том, чтобы действие драматического произведения происходила в одном месте (например, в доме Журдена, героя комедии Мольера «Мещанин-шляхтич»); правило единства действия требовало, чтобы основное действие драматического произведения не прерывалась посторонними сюжетными линиями.

В языковом оформлении произведений классицизм ориентировался на теорию трех стилей (высокого, среднего, низкого), требовались ясность и чистота языковых выражений.

Существовала также четкая иерархия жанров литературы: важнейшими, «высокими» считались античные (трагедия, эпопея, ода, дидактическая поэма). Подчеркнутую нормативность заметно уже на уровне иерархии литературных родов. Самой престижной считалась драма, которая делилась на жанры: «высокую» трагедию и «низкую» комедию. Комедия бывала и стихотворная и прозаическая, тогда как «высокая» трагедия писалась исключительно стихами! Согласно предписаниям классицизма, смешивать жанры (например, из комедии и трагедии делать трагикомедию) категорически запрещалось.

«Высокие» жанры предназначались для высоких общественных состояний (прежде всего дворян), а «низкие» - общественным низам (мещанам, крестьянам).

Классицизм достиг наивысшего расцвета во Франции, распространившись почти по всей Европе, особенно в тех странах, где были сильны монархические режимы.

Найнидатнішими представителям литературы классицизма были П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Н. Буало, Ж. де Лафонтен, Ф. Малерб; впоследствии Вольтер (Франция); А. Поуп (Великобритания).

Художники классицизма хаотичности, иллюзорности и скоротечности окружающего мира противопоставляли подчеркнуты упорядоченность, нормативность и «неизменность» законов искусства.

Философской основой классицизма был рационализм (от лат. ratio - разум) - учение, которое утверждало, что главным инструментом познания мира - разум. Рациональное отмечалось выше эмоциональное, поэтому безусловное преимущество в литературном творчестве придавалась размышлениям, а не чувством.

Теоретики классицизма призывали не к спонтанной творчества, не до мгновенного озарения, а до хорошо продуманного аналитического процесса: «Вы учитесь мыслить, тогда уже писать» (Н. Буало). Теорию классицизма создали не сразу. У ее истоков стояли Ф. Малерб, Же. Шаплен, Д'Обіньяк и М. Буало. Исключительное место здесь принадлежит Никогда Буало, который написал стихотворный трактат «поэтическое Искусство» (1674). Он продолжил всемирную традицию поучения поэтической искусства, которую начали Аристотель и Гораций. В своем трактате Буало акцентировал внимание на общественной функции литературы ответственность поэта перед обществом, утверждая, что этическое (нравственное) должно быть тесно связано с эстетическим.

Известный сказочник Шарль Перро именно тогда начал дискуссию, в которой утверждал, что современная литература лучше античную. Фактически это были зачатки сравнительного литературоведения (компаративистики), а лучшим тогдашним баснописцем был Жан де Лафонтен («французский Езон»).

Героя литературного произведения классицисты часто наделяли одной - двумя основными чертами характера. Положительные черты - честность, верность, доблесть, талант присущи персонажам античной или национальной истории, представителям господствующей верхушки. Негативные черты - хитрость, коварство, скудоумие - свойственны преимущественно выходцам из социальных низов.

Литература классицизма своеобраВНО ориентировалась на сословную монархию. В «высоких» жанрах (трагедия, поэма, ода) героями выступали преимущественно аристократы. Герой изображался обычно во время исполнения государственного долга, который преобладал личные чувства. Произведения классицизма предлагали образ «образцового героя», были примером для подражания гражданами государства, воспитывали читателя.

Тематика этих произведений должна быть общественно важной, основная тема - государство и особенность. Типичным для классицистической действия является конфликт личного и государственного интересов в пользу последнего.

Композиция классицистического произведения устоявшаяся и нормативная: требовалось строгое соблюдение пропорциональности всех частей произведения, стройность строения, четкость, ясность, простота изложения, единство чувства в лирике.