ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

 

Из ЛИТЕРАТУРЫ РОМАНТИЗМА (XIX в.)

 

В литературе XIX в. исследователи выделяют следующие периоды:

• эпоха романтизма (начало XIX ст. - 1830-е годы);

• эпоха реализма (1840 - 1860-е годы);

• эпоха раннего модернизма - появление символизма, неоромантизма и импрессионизма (1870-е годы - конец XIX вв.).

Романтизм (фр. romantisme) - художественное направление, возникшее в конце XVIII в. в Германии. Великобритании, Франции, в начале XIX в. распространился в Польше. Российской империи. Австрии, затем - в США. Его характерными признаками является отрицание рационализма, культ чувств человека; внимание к личности и ее индивидуальных черт; неприятие обыденности и возвеличивание «жизнь духа»; наличие ведущих мотивов одиночества, мировой скорби (национальной тоски) и романтического бунта, а также историзм и увлечения фольклором.

Литературу эпохи романтизма можно разделить на периоды:

первый - 1790-е годы - начало XIX ст. (творчество немца Нова-лиса, англичан В. Вордсворта, В. Блейка);

второй - 1815-1830 гг., эпоха наполеоновских войн и в период Реставрации королевской власти во Франции (творчество британцев Дж. Байрона, В.Скотта);

третий - от 1830 г. до середины XIX в., после Июльской революции во Франции и национально-освободительного восстания в Польше (творчество поляка А. Мицкевича, венгра Ш. Петефи, русских О. Пушкина, М. Лермонтова, француза В. Гюго).

Определяют такие основные течения литературы романтизма:

1) народно-фольклорная (сказки братьев Гримм, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя);

2) гротесково-фантастическая (произведения Э. Т. А. Гофмана, некоторые произведения из «Петербургских повестей» М. Гоголя);

3) байронівська (произведения Дж. Байрона. Г. Гейне, А. Мицкевича, Ш. Петефи, ранние произведения А. Пушкина, М. Лермонтова);

4) вальтер-скоттівська (исторические романы В. Скотта, «Тарас Бульба». Гоголя, «Черная рада» П. Кулиша).

Если классицисты абсолютизировали роль норм и правил, обязательных для всех, без исключения, художников, то романтики настоящим творчеством считали только неповторимо-индивидуальный, практически не наследуемый акт. Эпицентром их интереса стала не умственная деятельность, а «жизнь души» человека, чувства, воображение и особенно фантазия художника. Романтики считали, то поэта делает поэтом не соблюдение правил, а его врожденный талант и даже богоизбранность.

Романтизм сформировал специфическое отношение к искусству, которое возвышается до уровня высшей ценности и воспринимается как проявление глубинной сути и смысла жизнедеятельности.

Романтики чувствовали трагическое несоответствие идеала и реальной жизни. Поэтому для них актуальной является мысль: если реальная жизнь скучным, серо-будничным, то творческому человеку нужно погружаться в мир фантазии и там прятаться от бездуховности и обыденности примерно так, как летом погружаются в прохладную морскую воду. «Кто не нашел счастья в этом мире, кто не нашел того, чего искал, пусть уйдет в мир книг и искусства или погрузится в природу» (Новалис).

Антитеза в произведениях романтиков становится не только приемом, но и одним из ведущих композиционных принципов (как в искусстве барокко). Эта склонность заметна, например, в наличии в романтических произведениях «двух миров»: с одной стороны - мира реального, а с другой - мира воображения (или, как в произведениях Е. Т. А. Гофмана, с одной стороны - «мира энтузиастов» - художников, творческих людей), а с другой, «мира обывателей введено» (прагматических, духовно ограниченных мещан). Это является воплощением непримиримой романтической оппозиции, антитезы, противопоставления между серым обыденной жизнью и, - творческим воображением, фантазией, «жизнью духа». Ведь «мостом над віковічною пропастью между бытием и идеей может стать только радуга воображения» (И. Хейзинга).

Именно здесь истоки антитетичної обраВНОй системы произведений романтиков. Так, в повести-сказке Б. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» это противостояние энтузиаста Бальтазара и филистера Цахеса, в поэме Байрона «Прометей» это, с одной стороны, непокоренный титан, а с другой - несправедливый Зевс (Громовержец).

Романтики обожали природу. Пейзаж в их произведениях одновременно является средством решения философских проблем, а также воспроизведение состояния души персонажей. Особое внимание в романтической поэзии уделялось изображению взбудораженной природы: бури, ветра, шторма.

В отличие от класицистів, которые годами «шлифовали» свои произведения, романтики, наоборот, умышленно недописували их, придавая им вид «творческого беспорядка», «гениальной хаотичности» (например. «Дзяды» Адама Мицкевича).

Если в класицистів существовала четкая и неизменная система жанров, то романтики ориентировались на розимкненисть жанровых форм, особое смешение жанров. В эпоху романтизма возникли и сформировались новые, синтетические, жанры: лиро-эпическая поэма (сочетание лирики и эпоса) и драматическая поэма (сочетание лирики и драмы). Черты синтетизму имеющиеся в таком романтическом жанровом новообразовании, как повесть-сказка. Однако самым популярным в эпоху романтизма стал исторический роман, в котором синтезировались традиции собственно романа, который тогда прочно ассоциировался с выдумкой.

Романтики открыли понятие «местный колорит». Они заинтересовались особенностями «национального духа» каждого из европейских народов, а не только древних греков и римлян, как это делали классицисты. Отсюда был один шаг до изучения и сохранения фольклора - устного народного творчества.