XIX ВЕКА
Эрнст Теодор Амадей Гофман «Крошка
Цахес на прозвище Цинобер»
Эрнст Теодор Амадей Гофман
(1776-1822) - немецкий писатель-романтик, музыкант и художник. Присущ
романтизма синтез различных видов искусства с особой силой проявился в романах,
новеллах и сказках Гофмана. Художественный мир его произведений - музыкален, ведущая
роль в нем отведена фантазии, главные герои - музыканты, поэты, художники.
Гофман считал музыку самым романтическим искусством, передающим тягу человека к
прекрасного. В знак преклонения перед своим любимым композитором Вольфгангом
Амадеєм Моцартом он заменил данное ему при крещении третье имя Вильгельм именем
Амадей.
Гофман родился 24 января 1776 года
в городе Кенигсберге. Его отец служил адвокатом при прусском верховном
суде. Мать была дочерью королевского адвоката. Брак был несчастлив, и когда
Ернстові исполнилось три года, отец оставил семью. Мальчик рос в доме
бабушки. Мать через нервную болезнь почти не уделяла сыну внимания, и поэтому
мальчика воспитывал дядя. В бабушкином доме все играли на музыкальных
инструментах, и поэтому Эрнст детства приобщился к музыке - любви всей его
дальнейшей жизни. Учился будущий писатель и рисованию, к которому также
обнаружил незаурядный талант.
С шести лет (1782-1792) Эрнст
учился в Лютеранской школе «Бургшуле», где подружился с Теодором Гіппелем,
дружбу с которым пронес через всю жизнь. По семейной традиции, несмотря на свои
музыкальные и художественные способности, Гофман вынужден был избрать профессию юриста. С 1792
г. он изучал право в Кенигсбергского университета «Альбертина», лучшем
учебном заведении Пруссии. В студенческие годы Гофман увлекался произведениями
Руссо, Стерна, Свифта, Гете, Шиллера, брал уроки живописи у художника Иоганна
Готлиба Земана, а в дирижера и органиста Кристиана Подбельского - уроки игры на
фортепиано и музыкальной теории. Родным домом для него стал не университет, а
театр, где впервые он услышал оперу «Дон Жуан» Моцарта, на слух выучил ее
наизусть и исполнял на фортепиано. Теодор Гіппель писал про этот период в жизни
своего друга: «Гофман рассматривал изучение юриспруденции лишь как средство обеспечить
себе в ближайшее время куском хлеба и оставить дом своей бабушки. Душа же его
принадлежала искусству».
С 1796 года начинаются скитания
Гофмана прусскими городками. В Глогау (Силезия) Гофман служит мелким
судебным чиновником. После сдачи экзамена на коллежского асессора Гофмана
переводят на задворки прусской империи - в Познань, а оттуда после скандала,
который возник из-за его злые карикатуры на сливки светского общества, его
сослали в еще более провинциальный Плоцк.
И только в Варшаве, к которой Гофмана
перевели в чине государственного советника в 1804 году, он приблизился к тому миру,
который его так манил - мира искусства. В живой атмосфере культурной жизни польской
столицы много времени и энергии Гофман отдает музыке, создавая собственные
композиции, дирижируя в концертах; занимается живописью, одновременно успешно
выполняя свои служебные обязанности.
В 1806 г. войска Наполеона заняли
Варшаву, и Гофман потерял службу за роспуск прусских государственных учреждений. Он
переезжает в Берлин, но в разоренной Наполеоном Пруссии Гофман никому не
понадобился - ни как юрист, ни как музыкант, ни как художник. Чтобы улучшить свое
материальное положение, он обучает музыке детей богатых мещан и дописывает критические
статьи в газету «Музыкальная жизнь». В двери одного из самых одаренных людей
Пруссии стучат нищета... Чтобы свести концы с концами, он иногда вынужден был
продавать свои вещи... «Продал старый сюртук, чтобы пообедать» - такая запись
появляется в дневнике писателя. Сокрушительным ударом для Гофмана стала смерть
его единственной дочери Цецилии. Слабый от природы организм не выдержал -
началась нервная горячка.
В 1808 г. жизнь наконец зглянулось
над Гофманом - его пригласили капельмейстером1 в Бамберг. Гофман пишет
музыку для спектаклей городского театра, расписывает стены.
В Бамберге Гофманові суждено
пережить трагической любви к своей ученицы Юлии Марк, которое нашло свое
отражение во многих будущих литературных произведениях. А в жизни все
закончилось просто: любимую выдали замуж за богатого нелюбимого. Гофман вынужден был
покинуть Бамберг и служить дирижером в Лейпциге и Дрездене.
В 1809 г. Гофман исключительно ради
заработка написал свою первую новеллу «Кавалер Глюк». Героем новеллы становится
музыкант, а содержание ее составляют рассуждения Гофмана о музыке и ее место в
жизни человека. Новелла имела большой успех. В 1812 г. выходит следующая новелла
«Дон Жуан», в которой трагическая история актрисы, которая блестяще исполнила партию донны
Анны в известной опере Моцарта, причудливо сочетается с тонким и профессиональным
прочтением гениального произведения австрийского композитора.
В Дрездене Гофман пишет повесть
«Золотой горшок» (1814), в которой по душе героя борются светлые и темные силы,
причем мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом, а
художественный эффект достигается сочетанием этих двух планов.
Вскоре Гофман переезжает в
Берлин, где снова вынужден служить советником Берлинского апелляционного суда. В
1814-1815 гг. выходит в свет сборник новелл Гофмана «Фантазии в манере Калло»,
которая была с восторгом встреченная немецкой читающей публикой. Центральная тема
«Фантазий в манере Калло», которая стала декларацией своеобраВНОй творческой манеры
писателя, -- судьба художника и место искусства в современном обществе.
Сатирически рисуя дворянское и буржуаВНОе общество, которое погрязло в
корыстных и будничных делах, Гофман показывает, что люди искусства в этом мире
обречены на одиночество и страдания.
В Берлине до Гофмана приходит слава
оперного композитора. В 1816 г. на сцене Берлинского оперного театра с
огромным успехом осуществлена постановка его оперы «Ундина», первой в Германии
романтической оперы.
В 1819 г. выходит повесть-сказка
«Крошка Цахес на прозвище Цинобер» - гротескно-сатирическое изображение
немецкого общества начала XIX в. В символико-фантастической форме здесь
выступают реальные черты буржуазных отношений - награды выпадают на долю тех,
кто присваивает себе плоды чужого труда.
В 1819-1822 гг. Гофман работает над
романом «Житейские воззрения кота Мурра», отчасти автобиографическим произведением, чрезвычайно
остроумным и мудрым. Здесь сочетаются различные эмоциональные и сюжетные планы, элементы
трагедии и комедии, сатиры и лиризма, гротеска и шутки. Роман Гофмана - сатира
на немецкого филистера2, на феодально-абсолютистские
порядки; здесь изображен мир индивидуалистических страстей - от
самых примитивных до самых утонченных и самых страшных. Роман остался незавершенным.
В 1822 г. выходит роман «Властелин
блох», в котором содержатся смелые выпады против полицейского режима в Пруссии.
За этот роман автор оказался под судом и до конца жизни считался политически
неблагонадежным. В апреле Гофман диктует последнюю новеллу «Угловое окно»,
своеобразный литературный манифест позднего периода творчества писателя.
24 июля 1822 после продолжительной болезни
Гофман умер.
Свое видение невзгод окружающей
действительности Гофман перенес в созданный им мир сказки и фантазии. «Крошка
Цахес на прозвище Цинобер» - новелла-сказка, где только внешние события
фантастические и необычные, но социальный фон, на котором они разворачиваются,
лживость и лицемерие, что заполняют жизнь персонажей, совсем не сказочные, а
вполне реальные. Как часто умные и талантливые люди упосліджуються и нищенствуют,
а бездари занимают высокие должности и благоденствуют; как часто называют честность
глупостью, а подлость - мудростью.
События разворачиваются в маленьком
княжестве Керепес, которое в давние времена было прибежищем фей и волшебников.
Правление князя Деметрия можно считать образцовым, потому что «никто не чувствовал
его власти, и все были очень довольны». Такой замечательный естественный ход вещей нарушил
преемник Деметрия князь Пафнутий, который решил цивилизовать народ и ввести
образование. Гармония действительности и сказки распалась. Во главе реформ стал камердинер
нового князя, который видел задачу образования в том, чтобы «изгнать из страны всех
людей опасных настроений», а также «вырубать окрестные леса, сделать реку
судоходной, развести картофель...»
Не удивительно, что после таких реформ очень
мало осталось умных людей, способных тонко чувствовать гармонию природы и
человеческих отношений. Появился новый тип образованного человека - Мош Терпин: «Он
убгав всю природу в коротенький ловкий курс, а потому очень легко и с любой
случаю мог извлечь оттуда, словно из которой ящика, ответ на все вопросы».
Только в «просвещенной» стране мог появиться феномен малыша Цахеса, только здесь
люди могли видеть и слышать то, чего нет.
Цахес получает в подарок от феи
Рожабельверде способность присваивать себе результаты труда других людей.
Благодаря этой способности он молниеносно делает карьеру, у него, отвратительного
урода, влюбляется очаровательная дочка Моша Терпіна. Благосклонность к нему со стороны
князя, ордена и богатство затмили разум многим людям. Моральная и физическая
уродство тайного советника, а впоследствии министра Цинобера, для многих не является
тайной, но мещане-ограниченные обыватели как будто не замечают этого. Высокое положение для
них - более весомое доказательство, чем собственные глаза. Мош Терпин, например, имеет на Цахеса
свои планы: «Через него я доскочу милости светлейшего князя Барсануфа и
поднимусь по лестнице, по которой поднимается и мой замечательный Цинобрик».
Человек в таком обществе
обезличивается, ее подменяет должность, социальное положение. Должности требуют не
плодотворной работы, а умение попасть в милость к монарху. Можно не иметь никаких
талантов, ничего не делать, только ездить на заседания и занимать должность
министра иностранных дел. И ничего в иностранных делах не испортится! Малыш
Цахес погиб на пике своей карьеры. Князь Барсануф, увидев его на
смертном одре, так охарактеризовал главное государственное достоинство своего
любимца: «Какая потеря, невосполнимая потеря для государства! Где найти человека, что
так достойно, как мой Цинобер, носила бы орден Зелено-пятнистого Тигра с двадцатью
пуговицами!»
Люди честные и талантливые, «счастливцы,
одаренные внутренней музыкой», такие как студент Бальтазар, канцелярист
Пульхер, музыкант и композитор Сбіока, видят истинное лицо Цахеса. Именно
они первые страдают от чар маленького «ведьмака», однако не могут бороться
с всесильным маленьким оборотнем. Только волшебное вмешательство доктора Проспера
Альпануса помогает восстановить справедливость.
Сказка про крошку Цахеса
заканчивается счастливо, как это и должно быть в сказках. Мечты студента Бальтазара
сбываются, он женится и живет с любимым Кандідою в прекрасном имении с
городом. Однако в эту вполне возможную идиллию верится гораздо меньше, чем в
фантастический фаворитизм ужасного Цинобера. Потому что это событие касается только
личной судьбы студента, а остальные княжества продолжает жить в мире, где «без
воли князя не может быть ни грома, ни молнии», где хороший урожай возможен
«только усилием князя и его дворян, потому что они где-то там, в залах, очень мудро
советуют раду, в то время как простой люд в поле только пашет и сеет».
Как нам хочется везение, как часто мы
мечтаем о неожиданном сказочное счастье в реальной жизни, забывая, что жизнь -
это постоянный процесс преодоления препятствий. В нем любой подарок судьбы
должен быть заслуженный, тогда и оціниться он надлежащим образом и вызовет радость
и благодарность. В противном случае щедрость Феи по имени Удача породит эгоистичную
тварь, которая не будет способна ни к деятельности, ни к состраданию, ни к обычной
нехитрой радости.
Ограниченные обыватели и энтузиасты. Гофман был
талантливым остроумным критиком социальной жизни, которое наблюдал в раздробленной
на сотни феодальных государств и княжеств, экономически отсталой Германии начала
XIX ст. Иронично и задорно он изображал напыщенных аристократов, ограниченных
мещан-обывателей введено. Этим жителям вымышленного княжества Керепес нужны только
материальные блага, поэтому они отказываются от поэзии, музыки, творческого воображения,
чар, желаний; отправляют в изгнание фей и волшебников. Скудный ум филистера
сподобился на «реформу» - введение «образования», когда трезво мыслящие ученые
доказывают с помощью физических опытов, что «темнота происходит от недостатка
света».
Для сатирического изображения
бездуховного существования толпы обывателей введено Гофман прибегает к гротеску,
фантастики, травестии, метафоры.
Малыш Цахес метафорически олицетворяет
власть золота над людьми - три золотые волоски, которыми его наделила фея
Рожа-Пригожих, придают ему необычных свойств: все его считают красавцем,
не замечая уродливой внешности; его поступки, подлые и гадкие, считаются
мудрыми и полезными. Более того, все талантливые, неординарные и прогрессивные
идеи, принадлежащие другим, приписывают Цахесові, а его промахи и недоразумения
адресуются другим.
Так, прекрасный любовный сонет,
написан студентом Бальтазаром для своей любимой Кандиды, все считают
творением гения Цахеса, да и он сам не отказывается от авторства: «Это же
мелочь, которую я впопыхах написал прошлой ночью». Так же им присваивается успех
от скрипичного концерта скрипача Сбіока, от арии, выполнено певицей, от
научного исследования талантливого юношу Пульхера.
Что же омрачает ум «образованных»'
обывателей введено княжества, почему никчемного урода везде принимают за
самого умного, самого красивого, самого талантливого юношу? Разгадка в трех
золотых волосках, что их фея Рожабельверде имеет обновлять еженедельно. Ведь тот,
кто владеет золотом, в глазах обывателей введено, разумеется, обладает мудростью, красотой и
талантами.
Описывая мир обывателей введено, автор
не обходит своей сатирой высокопоставленных лиц. Пафнутий Великий ввел в
княжестве «образование» - приказал вырубать леса, засадить все картошкой; юноши
имели только учиться петь на два голоса утренние и вечерние молитвы». Его
наследник - князь Барсануф - был большим поклонником «золотой данцизької
водки».
С особой иронией и комизмом
изображен профессор Мош Терпин. Он, как известно, прославился своими «научными»
исследованиями о природе света и тьмы. Но больше он уделяет внимания исследованию,
чем отличается вино от воды. Не колеблясь, он отдает замуж свою прекрасную
дочь Кандиду за жалкого уродца Цахеса, понимая, что тот - «любимец
князя, он пойдет дальше, все выше и выше, и этот человек - мой зять!»
Жизненная философия прусских
мещан-«обывателей введено», изображенных Гофманом, связана с тем, чтобы сделать служебную
карьеру, обогатиться, выгодно жениться, быть законопослушным служакой, выполняя
все приказы начальства. Гофман удачно пародирует канцеляризмы в речи своих
персонажей и недаром, ведь Пруссия начала XIX в. славилась бюрократией и
милитаризмом. В таком обществе человек обезличивается, ее подменяет должность,
социальное положение. Должности же не требуют плодотворной работы, а умение попасть в
милость монарха.
Передовые люди того времени мечтали о
«царство разума», а видели нищету, зависимость человека от денег, собственности,
вещей. Противостояние поэта, художника и музыканта філістерам - главная тема
произведений Гофмана. Его идеальные герои - бунтари, способные разорвать заколдованный
круг, выдрать злосчастные три волоса в Цинобера. Если они порой и терпят
поражения, то побеждают в духовном плане.
Идеал чистой бескорыстной человека
Гофман видит в студенту Бальтазарі, который видит то, что недоступно обывателю.
«В твоей собственной душе поднимается божественный звук, что его зроджує замечательная
гармония сокровенных глубин Природы», - так характеризует юношу маг Проспер
Альпанус.
Таким образом, герои иронической сказки
«Крошка Цахес на прозвище Цинобер» в зависимости от их отношения к
Цинобера делятся на две группы. Энтузиасты - романтики, маги, поэтические
идеальные герои стараются делать добро, видят истинную суть ничтожного
карлика, и ограниченные обыватели - обыватели, ничтожества, карьеристы, стремящиеся материальных
благ и власти, ослепленные блеском золота и принимают низменное чудовище за обладателя
душ и дум.
Создавая определенные социальные маски,
прибегая к пародии, комической гиперболы, гротеска и травестии, большой
немецкий писатель создает ироническую сказку, наполненную сатирического блеска, в
которой добро торжествует, а зло наказано, которая не перестает быть актуальной и в наше
время. Как современно звучат эти строки произведения о крылатых Пегасов поэтической
творчества: «Крылатым коням мы обрежем крылья, поставим на кормежку к конюшне,
которые введем вместе с просвещением, и попробуем таким образом их одомашнить и превратить
на полезных животных»!
____________________________________________________
1 Капельмейстер - руководитель и дирижер
театрального, военного или симфонического хора и оркестра.
2 Філістер (нем.) -
человек с узким, мещанским кругозором и святенницькою поведением; обыватель.