ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Развитие жанров в XIX веке (роман, повесть, поэма, лирические жанры, драма и т.д.)

 

В XIX в. самым популярным в европейской литературе становится жанр романа. Художественная природа его очень сложная. Это один из немногих жанров мировой литературы, которые не имеют строгого канона. Начиная с античных времен, роман постоянно меняется, что обусловлено как характером эпохи, так и влиянием других литературных жанров - лирических и драматических.

Роман (фр. roman - романский) - один из жанров эпической повествовательной литературы; вместительный по объему, сложный по строению прозаическое (реже-стихотворный) эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров одного или многих персонажей.

Главными структурными элементами романа является рассказ и создан с помощью авторского воображения мир, организованный во времени и пространстве, населенный персонажами, наполненный событиями, которые образуют сюжет. По содержанию различают роман: исторический, социально-бытовой, автобиографический, научно-фантастический, приключения, философский, психологический и т.д.

XIX ст. - особый период в развития романа. Его авторы становятся не просто мастерами слова, а учителями, духовными наставниками. Появляются новые сюжетно-композиционные и жанровые раВНОвидности романа, происходят изменения в формах типизации. Реалистические по своей основой большие эпические произведения постепенно вытесняют романтические, испытывают расцвета жанры исторического и социально-бытового романа.

Исторический роман - роман, построен на историческом сюжете, воспроизводит в художественной форме какую-то эпоху, определенный период истории. В историческом романе историческая правда сочетается с правдой художественной, исторический факт с художественным вымыслом, настоящие исторические лица - с вымышленными, вымысел помещен в пределы изображаемой эпохи. Для реалистического романа XIX-XX вв. верность исторической правде не исключает обращение к злободневным проблемам современности. Через это исторический роман имеет определенное идеологическое назначение. Иногда историческая эпоха - лишь фон для изображения актуальных событий.

Социально-бытовой роман - основной раВНОвидность реалистического романа, для которого характерна идеологизация частного жизни, быта персонажей. Утвердился в XIX в. Писатели-реалисты (прежде всего французские: Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер и английские: Ч. Диккенс, В. Теккерей) раздвигают сюжетные рамки и к личностному, частного аспекта изображение приобщают сцены и эпизоды, которые охватывают жизнь всего общества и эпохи. Социально-бытовой роман часто воспроизводит конфликт между человеком и обществом и таким образом пытается решить его или констатирует невозможность устранения конфликта.

Автобиографический роман - жанровый раВНОвидность романа, в котором главным персонажем выступает сам автор, а события, помещенные в фабуле, - подлинные события из его жизни. Как раВНОвидность биографического романа, автобиографический более концентрированно и последовательно воплощает авторские взгляды, субъективно трактуя события и факты жизни.

Психологический роман - раВНОвидность романа, в котором воспроизведены внутренние переживания личности, духовную эволюцию, поиски и противоречия героя, которые предопределяют его поступки и поведение. Главным объектом исследования в психологическом романе является человек с его неповторимым внутренним миром. Сформировался в XIX в. («Герой нашего времени» М. Лермонтова, «Госпожа Бовари» Г. Флобера, «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского и др.). В реалистическом психологическом романе писатели исследуют влияние социальных обстоятельств на психологию человека, взаимосвязь индивидуального и общего. В эпоху модернизма общественное не имеет определяющего характера, на первом плане - личность, которая творит свой особый мир.

Философский роман - раВНОвидность романа, в котором изложены непосредственно мировоззренческую или этическую позицию автора. Сформировался в эпоху Просвещения («Кандид, или Оптимизм» Вольтера, «Жак-фаталист и его хозяин» Д. Дидро и др.), возник из необходимости популяризации философии рационализма, осмысления общественных норм, законов и политических событий. В ХІХ-ХХ вв. большое распространение приобретают романы социально-философский и философско-психологический, где в концентрированном виде излагаются философские убеждения писателя, глобально осмысливается историческая эпоха в связи с философией бытия личности (Ф. Достоевский, Л. Толстой, А. Франс и др.).

В конце XIX - первой трети XX в. окончательно оформляются полицейский и детективный, а также фантастический и дамский («розовый») роман.

Характерные черты реалистического роману:

• интерес к современности, стремление к точности, достоверности, объективности в ее воспроизведении;

• детализация быта, окружения, социальной среды;

• типизация общераспространенного;

• отображение жизни по-помощью типичных характеров, которые действуют при типичных обстоятельствах;

• социальный анализ;

• «саморазвитие» героев, поступки которых не случайны, а обусловлены чертами характера и обстоятельствами;

• историзм, принципы которого романтики применяли к прошлому, а реалисты - и к современному.

Однако творческая практика писателей значительно сложнее и богаче от общепризнанных схем, поэтому часто реалистичные романы существенно отличаются по своей проблематикой, художественной структурой и национальным окрасом.

В целом романтизм нарушил классицистическую «чистоту» жанров. В XIX в. стало распространенным сочетание литературных родов в жанре. Когда же в жанровім виде выступают элементы двух или трех родов, можно вести речь о смешанный жанр (поэма, баллада - смешанные лиро-эпические жанры). Иногда выделяют литературные жанры, которые содержат в себе литературные элементы с научным стилем изложения (литературу и публицистику сочетают художественный очерк, эссе, фельетон, репортаж). Литературные жанры и жанровые системы - категории исторически переменные. В этих условиях одни традиционные жанры стали стремительно отмирать или маргинализироваться, другие, наоборот, перемещаться с литературной периферии в самый центр литературного процесса. Если взлет баллады на рубеже XVIII - XIX вв. оказался довольно кратковременным, то гегемония романа - жанра, который нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, - затянулась в европейских литературах меньшей мере на столетие. Популярная в эпоху классицизма ода в литературе XIX - XX вв. почти совсем исчезает. Просвещение выдвинуло на первое место мещанскую драму, сатирический жанр, позже были вытеснены романтическими жанрами - элегией, балладой, лиро-эпической поэмой и т.д. Особенно активно начали развиваться произведения гибридной или неопределенной жанровой природы пьесы, о которых сложно сказать, комедия это или трагедия, стихи, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того, что это лирическое стихотворение. Падение четких жанровых идентификаций оказалось и в умышленных авторских поступках, направленных на разрушение жанровых ожиданий: от романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения b tristram Шенди, джентльмена», что обрывается на полуслове, до «Мертвых душ» М. Гоголя, где парадоксальный для прозаического текста подзаголовок «поэма» вряд ли может вполне подготовить читателя к тому, что с довольно привычной колеи плутовского романа его раз выбивать лирическими (а порой - и эпическими) отступлениями.

В конце XIX - начале XX вв. жанровая система литературы претерпела серьезных изменений. Прежде всего это касается соотношение между жанрами эпическими, лирическими и драматическими. На родовом уровне происходит восстановление равновесия, пошатнулась в литературе реализма, в которой очевидно доминировали прозаические жанры, в частности роман. На рубеже веков роман остается плодотворным и репрезентативным жанром, особенно в реалистично-натуралистической литературе, однако нельзя утверждать, что он сохраняет ведущую роль во всем литературном процессе. Кроме того, в тогдашней повествовательной прозе на передний план выдвигаются «малые жанры» - рассказы и новелла, которые существенно потеснили роман. Едва ли не наиболее отчетливо это проявилось в русской литературе: наиболее выдающимися ее прозаиками на рубеже веков были мастера «малой формы» А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, Максим Горький. В этот период прослеживается резкая активизация лирической поэзии и драматургии, стремительный рост их роли и значения в художественной жизни. Конец XIX - начало XX вв. - время развития «новой драмы», которая знаменовала радикальное обновление драматургии, перестройку ее структуры, расширение тематических горизонтов и обогащения арсенала выразительных средств, что ярко воплотилось в творчестве Г. Ибсена, А. Стриндберга, А. Чехова, Б. Шоу, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, Л. Пиранделло и других выдающихся драматургов.

На рубеже XIX - XX вв. на авансцену европейской литературы снова выходит поэзия, начинается новое ее подъем, новая поэтическая эпоха, которая охватывает, по крайней мере, и первую треть XX в.