XIX ВЕКА
Развитие жанров в XIX веке
(роман, повесть, поэма, лирические жанры, драма и т.д.)
В XIX в. самым популярным в
европейской литературе становится жанр романа. Художественная природа его очень сложная. Это
один из немногих жанров мировой литературы, которые не имеют строгого канона.
Начиная с античных времен, роман постоянно меняется, что обусловлено как
характером эпохи, так и влиянием других литературных жанров - лирических и
драматических.
Роман (фр. roman - романский) - один из жанров эпической повествовательной
литературы; вместительный по объему, сложный по строению прозаическое (реже-стихотворный)
эпическое произведение, в котором широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается
история формирования характеров одного или многих персонажей.
Главными структурными элементами
романа является рассказ и создан с помощью авторского воображения мир,
организованный во времени и пространстве, населенный персонажами, наполненный событиями,
которые образуют сюжет. По содержанию различают роман: исторический,
социально-бытовой, автобиографический, научно-фантастический, приключения,
философский, психологический и т.д.
XIX ст. - особый период в
развития романа. Его авторы становятся не просто мастерами слова, а учителями,
духовными наставниками. Появляются новые сюжетно-композиционные и жанровые
раВНОвидности романа, происходят изменения в формах типизации. Реалистические по своей
основой большие эпические произведения постепенно вытесняют романтические, испытывают расцвета
жанры исторического и социально-бытового романа.
Исторический роман - роман,
построен на историческом сюжете, воспроизводит в художественной форме какую-то эпоху,
определенный период истории. В историческом романе историческая правда сочетается с
правдой художественной, исторический факт с художественным вымыслом, настоящие исторические
лица - с вымышленными, вымысел помещен в пределы изображаемой эпохи. Для
реалистического романа XIX-XX вв. верность исторической правде не исключает
обращение к злободневным проблемам современности. Через это исторический роман имеет определенное
идеологическое назначение. Иногда историческая эпоха - лишь фон для изображения
актуальных событий.
Социально-бытовой роман - основной
раВНОвидность реалистического романа, для которого характерна идеологизация частного
жизни, быта персонажей. Утвердился в XIX в. Писатели-реалисты (прежде всего
французские: Ф. Стендаль, О. де Бальзак, Г. Флобер и английские: Ч. Диккенс, В.
Теккерей) раздвигают сюжетные рамки и к личностному, частного аспекта
изображение приобщают сцены и эпизоды, которые охватывают жизнь всего общества и
эпохи. Социально-бытовой роман часто воспроизводит конфликт между человеком и
обществом и таким образом пытается решить его или констатирует
невозможность устранения конфликта.
Автобиографический роман - жанровый
раВНОвидность романа, в котором главным персонажем выступает сам автор, а события, помещенные
в фабуле, - подлинные события из его жизни. Как раВНОвидность биографического романа,
автобиографический более концентрированно и последовательно воплощает авторские взгляды,
субъективно трактуя события и факты жизни.
Психологический роман - раВНОвидность
романа, в котором воспроизведены внутренние переживания личности, духовную эволюцию,
поиски и противоречия героя, которые предопределяют его поступки и поведение. Главным
объектом исследования в психологическом романе является человек с его неповторимым
внутренним миром. Сформировался в XIX в. («Герой нашего времени» М. Лермонтова,
«Госпожа Бовари» Г. Флобера, «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского
и др.). В реалистическом психологическом романе писатели исследуют влияние
социальных обстоятельств на психологию человека, взаимосвязь индивидуального и
общего. В эпоху модернизма общественное не имеет определяющего характера, на
первом плане - личность, которая творит свой
особый мир.
Философский роман - раВНОвидность
романа, в котором изложены непосредственно мировоззренческую или этическую позицию автора.
Сформировался в эпоху Просвещения («Кандид, или Оптимизм» Вольтера,
«Жак-фаталист и его хозяин» Д. Дидро и др.), возник из необходимости
популяризации философии рационализма, осмысления общественных норм, законов и
политических событий. В ХІХ-ХХ вв. большое распространение приобретают романы
социально-философский и философско-психологический, где в концентрированном виде
излагаются философские убеждения писателя, глобально осмысливается
историческая эпоха в связи с философией бытия личности (Ф. Достоевский, Л.
Толстой, А. Франс и др.).
В конце XIX - первой трети XX
в. окончательно оформляются полицейский и детективный, а также фантастический и
дамский («розовый») роман.
Характерные черты реалистического
роману:
• интерес к современности,
стремление к точности, достоверности, объективности в ее воспроизведении;
• детализация быта, окружения,
социальной среды;
• типизация общераспространенного;
• отображение жизни по-помощью
типичных характеров, которые действуют при типичных обстоятельствах;
• социальный анализ;
• «саморазвитие»
героев, поступки которых не случайны, а обусловлены чертами характера и обстоятельствами;
• историзм, принципы которого
романтики применяли к прошлому, а реалисты - и к современному.
Однако творческая практика писателей
значительно сложнее и богаче от общепризнанных схем, поэтому часто реалистичные
романы существенно отличаются по своей проблематикой, художественной структурой и
национальным окрасом.
В целом романтизм нарушил
классицистическую «чистоту» жанров. В XIX в. стало распространенным сочетание
литературных родов в жанре. Когда же в жанровім виде выступают элементы двух или
трех родов, можно вести речь о смешанный жанр (поэма, баллада - смешанные
лиро-эпические жанры). Иногда выделяют литературные жанры, которые содержат в себе
литературные элементы с научным стилем изложения (литературу и публицистику
сочетают художественный очерк, эссе, фельетон, репортаж). Литературные жанры и жанровые
системы - категории исторически переменные. В этих условиях одни традиционные жанры стали
стремительно отмирать или маргинализироваться, другие, наоборот, перемещаться с литературной
периферии в самый центр литературного процесса. Если взлет баллады на рубеже XVIII
- XIX вв. оказался довольно кратковременным, то гегемония романа - жанра, который
нормативные поэтики веками не желали замечать как нечто низкое и несущественное, -
затянулась в европейских литературах меньшей мере на столетие. Популярная в
эпоху классицизма ода в литературе XIX - XX вв. почти совсем исчезает.
Просвещение выдвинуло на первое место мещанскую драму, сатирический жанр,
позже были вытеснены романтическими жанрами - элегией, балладой, лиро-эпической
поэмой и т.д. Особенно активно начали развиваться произведения гибридной или
неопределенной жанровой природы пьесы, о которых сложно сказать, комедия это или
трагедия, стихи, которым невозможно дать никакого жанрового определения, кроме того,
что это лирическое стихотворение. Падение четких жанровых идентификаций оказалось и в
умышленных авторских поступках, направленных на разрушение жанровых ожиданий: от
романа Лоренса Стерна «Жизнь и мнения b tristram Шенди, джентльмена», что обрывается
на полуслове, до «Мертвых душ» М. Гоголя, где парадоксальный для прозаического текста
подзаголовок «поэма» вряд ли может вполне подготовить читателя к тому, что с
довольно привычной колеи плутовского романа его раз выбивать лирическими
(а порой - и эпическими) отступлениями.
В конце XIX - начале XX вв.
жанровая система литературы претерпела серьезных изменений. Прежде всего это касается
соотношение между жанрами эпическими, лирическими и драматическими. На родовом
уровне происходит восстановление равновесия, пошатнулась в литературе реализма,
в которой очевидно доминировали прозаические жанры, в частности роман. На рубеже веков роман
остается плодотворным и репрезентативным жанром, особенно в
реалистично-натуралистической литературе, однако нельзя утверждать, что он
сохраняет ведущую роль во всем литературном процессе. Кроме того, в тогдашней
повествовательной прозе на передний план выдвигаются «малые жанры» - рассказы и
новелла, которые существенно потеснили роман. Едва ли не наиболее отчетливо это проявилось в
русской литературе: наиболее выдающимися ее прозаиками на рубеже веков были
мастера «малой формы» А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, Максим
Горький. В этот период прослеживается резкая активизация лирической поэзии и
драматургии, стремительный рост их роли и значения в художественной жизни.
Конец XIX - начало XX вв. - время развития «новой драмы», которая знаменовала
радикальное обновление драматургии, перестройку ее структуры, расширение
тематических горизонтов и обогащения арсенала выразительных средств, что ярко
воплотилось в творчестве Г. Ибсена, А. Стриндберга, А. Чехова, Б. Шоу, Г. Гауптмана,
М. Метерлинка, Л. Пиранделло и других выдающихся драматургов.
На рубеже XIX - XX вв. на авансцену
европейской литературы снова выходит поэзия, начинается новое ее
подъем, новая поэтическая эпоха, которая охватывает, по крайней мере, и первую треть XX в.