ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

ЗАРУБЕЖНАЯ ФАНТАСТИКА XX-XXI ВЕКА

Айзек Азимов - американский писатель - фантаст (1920-1992)

 

Айзек Азимов - человек, который собственной жизнью продемонстрировала удачное сочетание ученого и мастера художественного слова, способствовала становлению и развитию жанра научной фантастики в США.

Современники писателя - фантаста высоко ценили его талант и мастерство. Известный английский астрофизик и писатель - фантаст А. Кларк назвал его «Сіменоном научной фантастики».

Айзек Азимов - американский писатель, который имел славянские корни. Родился он 2 января 1920 года в поселке Петровичи под Смоленском (сейчас это территория Белоруссии).

В 1923 г. родители трехлетнего Айзека эмигрировали в США, сначала поселились в Нью-Йорке, впоследствии в Бруклине. Торговые дела отца шли неплохо, и вскоре он стал владельцем небольшого магазина по продаже сладостей. С детства Айзек обнаружил склонность к точным наукам и увлекался фантастикой. Первое знакомство с этим популярным на то время жанром массовой литературы состоялось, когда мальчику было девять лет: случайно попал в руки один из выпусков первого в мире периодического издания, что вмещало произведения научной фантастики, и было в 1926 году основан американским писателем - фантастом Хьюго Гернсбеком. Через три года Айзек собственноручно начал писать научно-фантастические рассказы.

По специальности писатель был биохимиком (Колумбийский университет, годы обучения 1935-1939). В 1941 году он получил звание магистра по этой специальности. Свою трудовую карьеру Азимов начал в 1946 году, с тех пор как начал читать лекции по биохимии в Колумбийском и Гарвардском университетах. Его восхождение на профессиональный оліми было достаточно стремительным: в 1948 году (в 28-летнем возрасте) он получил докторскую степень, а в 1955 получил должность профессора. В общем Азимов имел 14 почетных научных степеней различных университетов мира.

Признание литературных способностей писателя пришлось на довольно молодой возраст: рассказ «Приход ночи», опубликованное в 1941 году, было признано американскими читателями лучшим рассказом тогдашней научной фантастики.

Регулярно издавать свои произведения американский фантаст начал в годы Второй мировой войны. На это время он служил в Филадельфии в составе военно-морского флота США. Пребывания Азимова в составе этих военных сил мало закалить его отношение к полетам, однако писатель на всю жизнь сохранил в душе страх перед каждым значительным отрывом от земли. Все это, несмотря на то, что он был автором ряда произведений о великолепные, захватывающие космические путешествия.

Именно этой фобией можно объяснить тот факт, что даже самые известные международные награды были вручены писателю в его домашней квартире, на тридцать третьем этаже нью-йоркского небоскреба.

Литературное наследие Азимова огромная по объему - насчитывала почти три с половиной сотни книг. Это в основном научно-фантастические романы, повести, новеллы, труда с біохіміі, математики, астрофизики, мифологии.

В творчестве американского писателя - фантаста прослеживались две центральные темы, что предоставили возможность четко выделить два цикла произведений, работа над которыми была начата в 40-х годах продолжена и в будущем.

Первая тема раскрывала процесс создания и использования роботов. Произведения этой тематики, среди них повести, рассказы, романы «Я, робот» (1950), «Стальные пещеры» (1954), «Обнаженное солнце» (1957), «Остальные рассказов про роботов» (1964), «Полное издание рассказов о роботах» (1982), «Роботы зари» (1983), «Роботы и империя» (1985), «Мечты робота» (1986), собранные в книгах, составивших первый цикл.

Первый сборник этой серии называлась «Я, робот». Она принесла Азімову мировую славу. В основе сюжета книги вымышленная история развития науки робототехники. Сформулированы писателем основные законы этой науки сейчас вышли далеко за пределы фантастики, поскольку положенные в основу теории программирования и массового использования работа в производстве. Читателя удивляло умение Азимова предвидеть события, которые стали реальностью уже завтра - появление человекоподобного автомата, способного обучаться и совершенствоваться, восхищала глубина осмысления писателем закономерностей эволюции человечества.

Второй темой в творчестве фантаста, которая получила название «Галактической концепции», стало расселение людей в космосе, освоение ими ближайших планет, а впоследствии и тех, которые выходили за пределы Галактики. До второго цикла входили романы «Учреждение» (1951), «Учреждение и Империя» (1952), «Второе Учреждение» (1953), «Учреждение в опасности» (1982), «Учреждения и Земля» (1986), «Прелюдия к Учреждения» (1988), «Вперед к Учреждения» (1993).

Кроме названных произведений, писателю принадлежала серия повестей для юношества, написанных в жанре приключенческой фантастики, значительное количество сборников рассказов, среди которых следует выделить «Путь марсиан» (1955), «Девять завтра» (1959), «Приход ночи» (1969), «Ранний Азимов» (1972), «Купить Юпитер» (1975), «Двухсотлетний человек» (1976), «Ветры перемен» (1983), «Предел завтра» (1985).

Айзек Азимов - неоднократный лауреат многих национальных и международных литературных премий, в том числе самых высоких наград в жанре американской фантастики. По характеру писатель - типичный кабинетный ученый, который не любил путешествовать, избегал непредсказуемых, неожиданных перемен, острых ощущений, которые могли бы нарушить напряженный рабочий ритм. Артур Кларк, приятель Азимова, шутил, что он - «экологическая катастрофа»: чтобы опубликовать все, им написанное, нужно было бы уничтожить многочисленную количество деревьев. Свой творческий путь Азимов рассказал в трехтомном автобиографии «Еще свежа память» (1979), «Еще чувствую радость жизни» (1980) и продиктованной уже в госпитале «А. Азимов» (1993).

Азимов был составителем антологии фантастических рассказов, писал к ним предисловия. Показательными относительно определения писательского кредо американского фантаста можно считать его слова, которые содержали размышления о высокую моральную ответственность мастера произведений подобного жанра: «История достигла момента, когда человечеству уже нельзя враждовать. На земле должен воцариться дружба. Я всегда стараюсь подчеркнуть это в своем творчестве... я уверен, что научная фантастика - это одно из звеньев, которая помогает объединить человечество».

В Юности А. Азимов верил, что ученые и инженеры возглавляли человечество и смогли решать не только экономические и социальные проблемы. Он признавал право за учеными влиять на ход истории. Позже взгляды писателя изменились. В романе «Конец вечности» (1955) автор предостерегал от опасности использование технических достижений во вред человеку.

От того, как были использованы практически научные достижения, во многом зависело будущее человечества. Роман - триптих «Даже боги» (1972) - это предупреждение об опасности нарушения установленной природой гармонии. Название трех частей романа - древнее пословица «Против глупости даже боги бессильны бороться». Против человеческой глупости предстал молодой ученый, который осознал, что нарушение энергетического баланса Вселенной неизбежно привело бы к катастрофе. Люди не думали о будущем, а бездумно использовали источники энергии, поступающие из космоса. Писатель затронул в романе проблему ответственности ученого за научное открытие.

Увлекательные, остросюжетные, направленные в будущее, произведения Азимова пользовались успехом у читателей всего мира. Сам писатель усматривал высокое назначение своего творчества в том, что она помогала человечеству выжить: «Человечество выживет, если смело посмотрит в лицо настоящему, если будет иметь мужество принять историю, а не противодействовать ей. Этому учит нас научная фантастика, и я горжусь тем, что сколько моих сил пропагандирую эти уроки».

Азимов умер 6 апреля 1992 года в Нью-Йорке от сердечной и почечной недостаточности в госпитале Нью-Йоркского университета. По воле покойного его тело было кремировано, а пепел развеян.

Украинский язык отдельные произведения Азимова перевели М. Пінчевський, Д. Грицюк, Б. Салик, Ю. Люняк и др.

Одним из лучших рассказов Азимова считалось рассказ «Профессия». Профессия - это вид трудовой деятельности, занятие, которое предусматривало основательную подготовку и было основным средством для существования, профессия.

Тема произведения - изображение системы образования будущего, ее преимуществ и недостатков и отношение к ней людей. Этим произведением писатель поставил целью убедить читателей, что глубокие, основательные знания способна дать только самообразование; чтобы быть эрудированным человеком и правильно определиться со своим профессиональным выбором, необходимо развивать и совершенствовать свои знания в разных направлениях и сферах жизни.

Главный герой рассказа - Джордж Плейтен. С самого детства родители и знакомые замечали в нем незаурядные способности и сообразительный ум. В период между «Днем Чтения» и «Днем Образования» (от восьми до восемнадцати лет) он тайком читал литературу, чтобы больше знать про свою будущую профессию, ведь был убежден, что принесет пользу, получив звание дипломированного программиста.

День Чтения не принес парню ожидаемого удовлетворения. Сначала он обрадовался, что будет иметь возможность ознакомиться с печатной информацией, однако позже понял, что этих знаний ему хватит за их прерывистость и ограниченность. Напуган ходом самой процедуры овладение техникой чтения от старших знакомых, Джордж даже не понимал тогда, будучи маленьким мальчиком, ее сути. Носителями информации для быстрого и безболезненного овладение техникой чтения были «ленты образования». их было изобретено с целью упростить общение между носителями разных языков. На то время, когда происходило действие произведения, существовала только одна язык не только для общения между собой землян, но и для общения между населением всей Галактики.

В восемнадцать лет на Джорджа Плейтена и его сверстников ждал так называемый «День Образования», который должен был подтвердить или опровергнуть стремление молодых людей овладеть определенной специальностью. Главный герой твердо знал, что станет дипломированным программистом и свое убеждение не подвергал сомнению. Он стремился к этому с тех пор, как помнил себя. Тем более, спрос на людей этой профессии был неизменен из года в год, из века в век. Этим и объяснялась его уверенность на Дне Образования, поскольку Джордж верил в свои способности и правильность выбранного пути. Для юноши этот день должен был стать очень счастливым, потому что само понятие «получить образование» означало «быть счастливым». Однако стоит отметить, что большинство землян особо не увлекались досрочным избранием профессии и тщательной самостоятельной подготовкой к его получению. Того «счастливого» дня должна была решиться их судьба, которая заключалась в документальном (а точнее, медицинском) подтверждении их пригодности к овладению определенной специальности. Такого мнения придерживался и второстепенный герой рассказа, антипод Джорджа, Арманд Тревіліан. Он хотя и был убежден, что станет дипломированным металлургом, не возлагал особых надежд на свои личные предпочтения, а считал своим «призванием» продолжить дело деда и отца. Это раздражало Джорджа, убежденного, что любой человек должен овладевать определенным специальности согласно своих предпочтений и никто не вправе чинить ей препятствия.

Однако в определенный День Образования после медицинского обследования Джордже вынесли безрадостный для него приговор: он никогда не сможет овладеть никаким специальности, строение его мозга и физическое состояние не удовлетворяли никаких требований из всех возможных вариантов профессиональной подготовки. Люди будущего за этим произведением должны были четко выполнять установки Программы Образования, одной из которых была такая: «любой человек в состоянии усвоить любые знания, но для каждого отдельного мозга подходят различные виды знаний». Закономерно, что с таким выводом Джорджа должны были направить на постоянное проживание к так «Интерната для придурков». Эти заведения - не редкость на планете Земля. их назначение состояло в обеспечении людей, мозг которых был не приспособлен для получения определенной профессии, возможностью развиваться свободно, без упомянутой ленты, то есть самостоятельно.

Подобные интернаты предусматривали объединение людей по возрасту и полу: таким образом, пребывание там не вредило личной жизни землян и не мешало их интересам.

Понятно, что местонахождение здесь не считалось престижным, о чем свидетельствовало и название заведения. Родители Джорджа и его ближайшее окружение получили информацию о том, что юноша направлен выполнять специальное задание. Оказавшись в этом месте, Джордж был взбешен, поскольку считал, что попал сюда через свою ошибку. Он был уверен, что его пребывание здесь оказалось недолгим. Однако, именно здесь его любопытство поощряли, потому что считали ее показателем полеВНОй любознательности.

Основное содержание произведения составлял эпизод непосредственного пребывания героя в этом заведении, его воспоминания о прошлом и попытка изменить общий ход вещей.

В жизни Джорджа так и не произошло событие, о котором ему так много рассказывали еще в детстве, «День Олимпиады». Этого дня, который систематически проводился ежегодно в мае, дипломированные специалисты с раВНОй профессиональной подготовки по лучшим показателям должны быть отобраны до трудоустройства на планетах Галактики, особым престижем среди которых пользовались планеты класса А, в частности Новія.

Пробыв год в интернате, Джордж решился на побег. На первый взгляд, казалось, что его здесь никто не держал: отсутствуют препятствия, не было охранников и т.д. Сосед Джорджа по комнате - Омейні не советовал ему это делать, однако юношу нельзя было остановить.

На скудные средства, заработанные в течение пребывания в интернате, он купил билет на самолет до Сан-Франциско, где одновременно с другими городами должна была состояться очередная олимпиада. День Олимпиады - особый день в жизни каждого города, к нему готовились как те, кто принимал непосредственное участие в соревнованиях, так и те, кто за ними наблюдал. Внимание Джорджа привлекла олимпиада по определению лучшего из металлургов, которая проводилась на закаВНОвой. Среди списка участников этой Олимпиады молодой неудачник заметил имя своего приятеля Коротышки (таким было его прозвище еще с детства) - Арманда Тревіліана. Последний так и не сумел доказать исключительность своих знаний, не оказавшись в составе победителей, потерял надежду попасть на Новію, по крайней мере этого года.

Джордж искал встречи с Армандом. Между ними возникла перепалка, которая грозила первом (поскольку он не имел дипломированного специальности, а значит и документа) заключением. Спас Джорджа седой мужчина, присутствие которого юноша заметил еще задолго до начала соревнований. Он сначала не доверял ему, однако дипломированный историк (именно так он представил себя юноше) убедил героя в другом. Разговор между ними раскрыла главную проблему произведения - противостояние между механизмом образования прошлого и будущего. На просьбу Джорджа Інженеску устроил ему відеорозмову с представителями Новой на планете Земля. Юноша пытался их убедить в целесообраВНОсти использования методов образования прошлого, которые должны были базироваться на постепенном и основательном овладении знаниями без применения лент образования. Однако в новіан встал вопрос, насколько длительными будут эти методы и не окажется ли так, что полученные знания запізнятися во времени. В будущем опоздание технологий даже на год стоило очень дорого.

Разочарован Джордж почувствовал потребность довести свое дело до конца. Однако ему вкололи успокоительное и вскоре он снова оказался в интернате. Омейні рассказал ему, что все то время, пока Джордж находился, как ему казалось, на свободе, за ним следили. Оказалось, он должен был находиться под особым наблюдением, поскольку был самой большой ценностью своей планеты. Таких, как он, немного, именно поэтому их оберегали, вмещая в непрестижных інтернатів. их назначение - внедрять в жизнь новые идеи для улучшения уровня образования и в целом уровня жизни.

Писатель поднял в своем произведении важную проблему интеллектуального поиска и получения знаний. Она воплощена через противостояние двух героев: Арманда и Джорджа. Первый идет вслед за другими, такими же, как и он, металлургами. Ему достаточно знаний, полученных через ленту. Интеллект Арманда представлял собой застывшие знания. Он не считал нужным самостоятельно осваивать и получать их. Джордж, напротив, стремился достичь большего. Это стало подтверждением того, что молодому человеку присуща способность оригинально мыслить, не останавливаться на достигнутом, приобретать все новые и новые знания.

Несмотря на то, что текст произведения был насыщен целым рядом слов - терминов, вроде «гіпермеханіка», «гравітологія», «децентрация», «ниобий» и т.д., это не затрудняло понимание содержания рассказа.

Рассказ «Профессия» стало гимном человеческому разуму и прогнозом того, какой должна была быть человек будущего.

В 1939 году Азимов начал разрабатывать тему «робототехники». В этой тематической области американский писатель - фантаст новатором не был. Неоднократно мастера подобного жанра разрабатывали тематику противостояния между роботом и его создателем, восстания первого и полное вытеснение человека из всех сфер жизни. Однако творчество Азимова в этом плане являла собой эталон гуманности. Герои его произведений машины - работы сосуществовали с людьми на основе трех ведущих законов робототехники, самый главный из которых предусматривал избежания тех действий, которые могли бы навредить человеку: «Робот не может навредить человеку или за свое бездействие допустить, чтобы человеку был причинен вред».

Цикл рассказов было названо «Я, робот». Композиционно он состоял из введения и восьми отдельных историй, тематическое раВНОобразие которых представлено в виде следующей таблицы:

Название рассказа

Тематика

«Робби»

Драматическая история взаимоотношений безмолвного робота - няньки и маленькой восьмилетней девочки

«Заколдованный круг»

История взаимодействия роботов и людей в составе исследовательской экспедиции на Меркурии

«Логика»

История «рождения» робота КТ-1 (другими словами - К'юті), наделенного способностью интуитивно и логически мыслить

«Поймать кролика»

История использования работа - комплекса (один робот без присмотра людей руководил работой шести себе подобных) в тяжелых условиях рудокопання

«Лжец»

История работа - лжеца Ербі, что умел читать мысли

«Потерялся робот»

История внедрений новых достижений в области робототехники, которые представляют угрозу для человечества

«Побег»

История феноменального функционирования «Искусственного Мозга»

«Доказательство»

История Стивена Байерли - прокурора, в котором знатоки искусства робототехники заметили все атрибуты человекообраВНОй машины

Во вступлении рассказчик отметил временные рамки помещенных в сборнике произведений. События происходили в течение почти 60 лет со времени внедрения в жизнь первых роботов (это примерно середина 90-х годов) до 2058 года, когда были окончательно сформулированы три основных закона робототехники. Таким образом, была четко определена одна из ведущих идей произведения: возвеличить основные достижения кибернетики в ближнем будущем.

Ряд своих фантастических произведений американский писатель написал и опубликовал под псевдонимом Пол Френч. Например, таким образом была напечатана серия повестей для старшего школьного возраста, объединенная общим названием «Лакки Старр».

Особенности творческого метода Айзека Азимова:

 

• направленность произведений - гуманистическая;

• прогноз и типизация черт характера, которые присущи людям будущего;

• подход к изображению мира будущего с помощью жанра утопии;

• разработка жанра «романа - предупреждения»;

• наличие философских размышлений писателя по поводу хода развития истории как в будущем, так и в настоящем;

• воспевание мужества и изобретательности людей, их способности изменить и усовершенствовать окружающий мир.