ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА. К. ГОЛЬДОНИ И К. ГОЦЦИ

2. Жизнь и творчество К. Гольдони. Взгляды драматурга на театр «Дель Арте»

 

Величайший драматург Италии, блестящий комедиограф, выступал одновременно и как носитель лучших национальных, народных традиций и как последователь французских просветителей.

Родился в Венеции. Его дед был богатым юристом, который устраивал на своей роскошной вилле в пригороде Венеции постоянные празднества и представления. Когда Карлу исполнилось 4 года, отец подарил ему кукольный театр марионеток. Свою первую пьесу Гольдони написал в 9 лет.

Семья Гольдони вела слишком роскошный образ жизни и полностью обанкротилась, когда мальчику было всего 5 лет. Только тогда отец, который уже имел двух детей, решил получить хоть какое-то образование и освоить любую профессию.

Карло получил образование в иезуитской коллегии в Перудже, затем в доминиканской коллегии в Римини.

Он сменил много разных профессий: учился медицины, был писарем у прокурора, изучал римское право, работал помощником судьи, был адвокатом, много ездил по Италии. Это позволило ему хорошо изучить страну и ее народ.

Но Гольдони единственной мечтой еще с детства оставался театр.

Окончательно Гольдони связал свою судьбу с театром только в конце 30-х годов (хотя и продолжал в течение нескольких лет заниматься адвокатурой).

Свою первую пьесу, которая была поставлена на сцене - «Венецианский гондольер», - он написал 1733 года и примерно с этого времени начал писать для театра.

Еще 16-летним юношей, учась в коллегии, Гольдони много размышлял об упадке современной ему итальянской литературы. Комедия Маккиавелли «Мандрагора», которая случайно попала ему в руки, поразила его. В ней он увидел то, чего так не хватало импровизированным пьесам его времени:

силу сатирического обличения;

социальные типичные образы.

С того времени Гольдони мечтал поднять итальянскую комедию на должный мировой уровень.

Большое влияние на Гольдони имели комедии Мольера, а также знакомство с английской литературой XVIII века.

Делом всей жизни для Гольдони стала реформа итальянской комедии, превращение ее из импровизированной комедии масок (commedia dell'arte) на реалистичную социальную комедию.

Он понимал, что пропагандировать передовые идеи своего времени, обличать негативные пороки общества писатель может, пользуясь написанным текстом, а не полагаясь на импровизацию актера.

Однако провести реформу было не так уж и легко. Комедия масок пользовалась огромной популярностью, она считалась национальным зрелищем, специфическим жанром итальянского искусства. На автора сценариев актеры смотрели как на человека второстепенную.

Гольдони приступил к реформе с большой осторожностью и проводил ее постепенно, но неуклонно.

В 1738 году он написал и поставил комедию «Момоло, светский человек», в которой только одна роль (однако главная роль Момоло) была написана полностью. Актер, который исполнял ее, выступал без маски. Другие роли не были расписаны, для них были сохранены традиционные имена и маски, а вся пьеса сохраняла подобие сценария.

Гольдони еще долго не решался окончательно порвать с commedia dell'arte. Одна из лучших его комедий - «Слуга двух хозяев» - была написана в 1744 году и представляла собой сценарий; лишь в 1749 году Гольдони написал для нее текст.

Наиболее плодотворными в творчестве Гольдони были 14 лет, которые он прожил в Венеции (1748-1762). Это были годы его писательской славы.

Титанический труд, которым занимался Гольдони в течение этих лет, принесла ему огромную популярность, любовь народа и в то же время беспощадные нападки критиков. В то время, как итальянцы называли его «протокоміко» («первым комическим поэтом»), а простые люди Венеции буквально носили его на руках, критика подвергала его и его произведения жестокой травле.

Во главе вражеского лагеря стояли публицист Баретті и писатель Карло Гоцци. Гольдони называли «поэтом черни». Гоцци обвинял его в отсутствии патриотизма, в подражании французских образцов, в грубом натурализме.

Через эти травли драматург был вынужден оставить венецианский театр и переехать в 1762 году во Францию, в Париж, куда его пригласили в качестве драматурга итальянской комедии. Здесь, на родине европейского Просвещения, Гольдони пользовался симпатией и поддержкой Вольтера.

В Париже Гольвін прожил последние 30 лет своей жизни. Работа драматурга в Итальянской комедии принесла ему огромное разочарование. Гольдони пришлось снова писать «комедии сюжета», то есть сценарии для импровизации, как того требовала французская публика.

Начиная с 1765 года был назначен учителем итальянского языка принцесс, дочерей Людовика XV. Эту должность он занимал в течение нескольких лет, переехал в Версаль и отошел от театрального дела. Однако, по его собственному выражению, многократно повторяющимся в «Мемуарах», он «жил при дворе, но не стал придворным».

В 1771 году Гольдони написал на французском языке, который в совершенстве овладел, комедию «Ворчун - благодетель». Эта пьеса имела во Франции такой успех, что даже на мемориальной доске, прибитій на доме Гольдони в Париже, он характеризовался прежде всего как автор именно этой пьесы. Приводим для подтверждения содержание надписи: «Здесь скончался в бедности 6 февраля 1793 года Карло Гольд они, прозванный итальянским Мольером, автор «Ворчуна - благодетеля», родившийся в Венеции в 1707 году».

Комедия «Ворчун-благодетель» была последним яркой вспышкой драматургического таланта Гольдони.

Последние годы своей жизни он посвятил написанию «Мемуаров» на французском языке, которые были опубликованы в 1787 году.

Литературное наследство огромный. Он написал 267 пьес, из них более 150 комедий. Лучшие из них: «Слуга двух господ» (1749), «Хитрая вдова» (1748), «Феодал» (1752), «Трактирщица» (1753).

Комедии Гольдони можно разделить на две группы:

комедии нравов из буржуаВНОго и дворянского быта, написанные на итальянском литературном языке;

комедии из народного быта, написанные венецианским диалектом.