ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Обобщение по разделу «Жанрово-тематическое раВНОобразие средневековой литературы»
В эпоху Средневековья (V-XV вв.) особенно большой вклад в мировую литературу сделали дальневосточный, средневосточный и европейский культурные регионы. Китайца Ли Бо называли «вулканом поэзии, бессмертным, сброшенным с небес». Он воплощал в стихах найземніші проблемы китайцев: притеснения крестьян, тоску женщины за мужем, который ушел на войну, горький сумм от проводов друга. В то же время его поэзия, как и стихи его друга Ду Фу, глубоко философствующая ii ассоциативная. Эти поэты исповедовали принцип «смысл не вечерпується написанним».
Персидско-таджикской лирике присущи философичность, внимание к внутреннему миру человека, тончайших оттенков чувств, воспевание женщины, любовь, аллегоричность. Ее родоначальником считают Рудаки (Адама поэзии). Омар Хайям был мастером рубаи, в которых затронул важнейшие проблемы человеческого бытия, множество философских вопросов. Гафиз в газелях прославил человека, его свободолюбивый дух, любовь, природу и родную страну. Персидско-таджикской лирике присуща аллегорическая многозначность и рельефность образов.
Поэма «Песнь о Роланде»' - вершина французского классического средневекового героического эпоса. Ее ведущей темой является изображение борьбы против иностранцев и иноверцев за «красавицу-Францию», христианскую веру и короля Карла. Рыцарская поэзия зародилась и достигла наибольших успехов на французских и немецких землях, а впоследствии распространилась по Европе. Ее взлет - творчество провансальских трубадуров, которые создали непревзойденные образцы лирики, изобрели рима, разрабатывали традиционные и новые лирические жанры. Трубадуры начали «культ Прелестной Дамы». Ярким явлением средневековой поэзии было творчество вагантов, которые смело смешивали жанры, стили, ученую латынь и живые народные языки. Большое количество «ученых» вставок вместе с фольклорным материалом, что объединенные жизнерадостным пафосом (анакреонтические мотивы), придают этой поэзии неповторимой оригинальности, делают ее уникальным явлением мировой литературы.
Поэму Данте «Божественная комедия» называют энциклопедией средневековья. Поэт словно путешествует загробным христианским миром, попадая в Ада, Чистилища и Рая, отсюда названия ее частей. Данте так объяснял аллегорический смысл поэмы: она указывает человечеству путь от греховности и анархии к спасению и счастью - через осуждение (Ад), искупление (Чистилище) до Блаженства (Рай). Иван Франко высоко оценил заслуги итальянца: «Дайте является наивысшим выражением, поэтическим венцом и увековечением той, что называем Средними веками. Вся культура, все верования, все муки и надежды тех времен нашли выражение в его поэме. И одновременно как человек гениален он всем своим существом принадлежит более поздних времен, хотя мыслями и взглядами коренится в прошлом...»