ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Федор Достоевский 1812 - 1881

 

Открытая книга

РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

 

«На какое дело заміряюсь!..»

 

Указанная особенность стиля Достоевского ярко проявляется уже в первых главах «Преступления и наказания», в которых говорится о намерениях Раскольникова совершить преступление и колебания относительно его «правомерности». В романе о преступление и наказание преступление произошло раньше реально совершенного убийства, сразу после того, как его замысел возник в сознании Раскольникова. До определенного времени читатель не знает о страх, волнение, колебание героя, ему непонятны причины возбужденного состояния двадцатичетырехлетнего студента. Автор описывает Раскольникова с глубоким сочувствием, подчеркивает, что он был «удивительно красивый, с прекрасными темными глазами, темно-русый, стройный, рост выше среднего», что перед ним открывался мир столичного города, круг друзей и, возможно, блестящие перспективы.

Постепенно становится понятно, что герой решился на какую-то очень важную для себя дело, что выходит за рамки нормального течения событий. Первый «мікросюжет» связан с «пробным» визит Раскольникова к старой процентщицы. После этих посещений герой чувствует себя смущенным, его охватывает «чувство безмерного отвращения»: «О Боже! Какая все это гадость! И неужели, неужели я... нет, это чушь, это бред!.. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На грязь способно, однако, мое сердце! Главное: гряВНО, гадко, гадко, гадко!.. И я, целый месяц... » Так, вроде отказом от задуманного убийства, заканчивается первая сюжетная перипетия.

Во втором фрагменте сюжетного цепи рассказывается о судьбе семьи Мармеладных. Падший, одетый в иВНОшенный черный фрак чиновник Мармеладов рассказывает, что нигде не служит, унижается, одалживает деньги, зная, что не сможет их отдать. Жена его, Екатерина Ивановна, больная, дети голодные, а старшая дочь Соня «по желтому билету живет». Сам он дошел до крайнего предела. Рассказ несчастного человека трогает Раскольникова и подталкивает его к решительному выводу: «Нет никаких преград, и так тому и быть!» Итак, герой возвращается к своему замыслу.

 

И. Глазунов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

 

Третий и четвертый эпизоды еще больше усиливают напряжение. Действие развивается по восходящей. Автор показывает, как растет уверенность Раскольникова в необходимости осуществить задуманное. Герой возмущен тем, что сестра Дуня, как это следует из письма матери, вынуждена через крайнюю бедность согласиться на брак-сделку с ненавистным ей господином Лужиним, отдавая себя в жертву ради матери и брата. Горе родных людей взывает к чувствам Раскольникова, бередит его сердце. Достоевский с незаурядным художественным мастерством воспроизводит волнение, внутреннюю борьбу, нюансы психологических переживаний героя. Письмо «измучил» Раскольникова и положил конец колебаниям относительно главнейшего, капитального» замысла. Сомнений не осталось - надо решить окончательно и сделать то, что задумал.

Встреча с пьяной обиженной пятнадцатилетней девочкой, кажется, окончательно убеждает героя, вызвав желание отомстить за всех униженных и обманутых.

Кульминационным эпизодом является сон Раскольникова.

Подробности. О поэтику и символику снов в произведениях Достоевского написано много. Сны персонажей выполняют раВНОобразные функции: выступают средством раскрытия характера, «ключом» к разветвленной системы философских мотивов, играют роль «двигателей» сюжета, имеют сложный подтекст. Символический сон о лошади занимает особое место в сюжете «Преступления и наказания». «Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство...» Он идет с отцом в церкви, проходит мимо кабак, возле которого стоит «странный виз». Странный он потому, что очень большой и тяжелый, а в него запряжена маленькая, отощала шкапина. Таких он видел: они надрываются с большим возом дров или сена, а крепкие извозчики хлестко бьют их кнутами. Так и эту обессиленную лошадку бьют плетьми, бьют с хохотом и даже с песнями и шутками. Наконец измученная животное падает от удара тяжелого желеВНОго лома, «протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает». Маленький мальчик (таким видит себя во сне Раскольников) отпускает руку отца, продирается сквозь толпу, подбегает к кобылки и целует ее окровавленную морду.

Сон произвел на Раскольникова сильное впечатление. Герой вдруг осознает, что в своих планах и намерениях невольно поставил себя в один ряд с насильниками и убийцами.

Этот вполне самостоятельный сюжетный виток меняет направление сюжетной вертикали на противоположный - действие начинает двигаться по нисходящей. Следствием переживаний Раскольникова становится его повторная отказ от задуманного преступления. Однако завершение «сюжета сомнений» и на этот раз не происходит. В следующем эпизоде, случайно узнав, когда Лизавети, сестры процентщицы, наверное не будет дома и старая останется, герой неожиданно для самого себя возвращается к первоначальному замыслу.

Финалом психологической дуэли, состоявшейся в спаленілій, больном сознании Раскольникова, становятся его размышления по поводу разговора студента и офицера, услышанной в трактире. Говорили о процентщицу Алену Ивановну. Студент эмоционально доказывал, что старая ничем не брезгует, одалживая деньги под проценты, сама не знает, зачем живет, и вообще неизвестно, какая польза из этого «вздорного, ничтожного, февраля, больного бабиская, никому не нужного».

«Не стоит, - спрашивает студент, - задуматься над “арифметикой”: одно никчемную жизнь, с одной стороны, а с другой - тысячи жизней, спасенных от нищеты, гибели, болезней. Убей ее и возьми ее деньги, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение человечеству». Офицер отрицает такую «арифметику», ссылаясь на законы природы.

В разговоре студента и офицера в определенной степени прослеживается философское, моральное основание размышлений Раскольникова, звучит важнейший вопрос этики Достоевского, вложенное в уста студента: «не загладиться один небольшой преступление тысячами добрых дел?» Находясь под влиянием коротенькой трактирной разговора, герой решает совершить преступление и проверить «арифметику». Действие снова движется вверх, сюжетное напряжение достигает высокой точки.

Так заканчивается первый круг «испытаний» Раскольникова, предыстория его преступления. В каждой клетке эпического повествования, в каждом эпизоде жизненной драмы героя показано, как конфликтная сознание отражается в его поведении, в переплетении противоречивых поступков и взглядов.

Подобных относительно самостоятельных сюжетных циклов в романе несколько. Каждый из них имеет свою кульминационную точку (убийство процентщицы, признания в преступлении, откровение во время чтения Евангелия, перелом в сознании героя на каторге), и все они, как акты единой драмы, направляются к общему центру - философской и психологической аргументации трагедии личности, которая присвоила себе «право на кровь».