ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ БАРОККО

 

Барокко ( пал. bаroссо - странный, причудливый; португ. регolа barocса - жемчужина неправильней формы: фр. barocco растворять, смягчать контур) направление в литературе и искусстве XVII - XVIII ст., отмечен тяготением к резких контрастов, пышной и даже избыточной метафоричности, аллегории, стремлением поразить читателя пышным красочным стилем, риторическим отделкой произведений.

Барокко стало первым совместным художественным стилем, который соединил Западную и Восточную Европу (в т. ч. Украину). Поэтому говорить о общеевропейскую культуру (а не отдельно о культуре Западной и Восточной Европы) можно, начиная от эпохи барокко.

Барокко зародилось и наивысшего расцвета достигло в Испании, распространившись почти по всей Европе, а также на территории Южной Америки, прежде всего подвластных испанцам. Глубокий след оставило оно в истории украинской культуры, которая «для всей Российской империи осталась учительницей барочной символики» (Г. Попович).

Выдающимися представителями литературы барокко были П. Кальдерон, Ф. де Кеведо, Л. Гонгора (Испания); Дж. Марино (Италия); Дж. Донн (Великобритания): Т. А. Д'Обіньє (Франция); А. Гріфіус, М. Опиц (Германия); Я. Кохановский, Я. А. Морштин (Польша)] Л. Баранович, И. Величковский, И. Галятовский, Ф. Прокопович, Г. Сковорода, Г. Довгалевский (Украина).

Ведущие черты литературы барокко:

1) воспроизведение чувство беспокойства, динамики действий и чувств персонажей, непризнание спокойного созерцания, размеренного повествования (в произведениях литературы барокко нарисован «мир, что не знает покоя»: все подвижное, текучее, динамическое, отсюда и любимые образы: фонтаны и реки, ручьи и водопады, бури и ветер, облака и дым);

2) осознание власти времени, изменчивости жизни, судьбы человека и человечества, присуще литературе и искусству барокко, предопределяет наличие любимых мотивов: всевластия судьбы, скоротечности времени, изменчивость и скороминучість женской красоты, человеческого счастья, вообще всего сущего; отсюда любимые темы: прихотливая игра случая, резкое изменение судьбы персонажей, их падений и взлетов; стержневые образы: только расцвела и мгновенно увядший цветок, дворец и тюрьма, король и узник, колыбель и гроб;

3) усеохопна универсальность, космические масштабы, «образная гигантомания» (героями произведений предстают Вселенную, Солнце. Луна, Земля);

4) стремление к активному излияния на аудиторию, ее интересы (один из главных путей достижения этой цели - поразить читателя, вызвать у него недоумение и аффект, чтобы потом, через эмоции, влиять на его разум).

Стилевые доминанты барокко:

1) метафоричность, доведенная до своеобраВНОй «универсализации». Любимые барочные метафоры: «жизнь - это сон» (название произведения П. Кальдерона),«мир это театр», «мир - это лабиринт», «мир - это ярмарка», «мир - это книга» и др. Последняя из приведенных метафор иллюстрирует особое отношение художников эпохи барокко к жизни и миру как к загадочной книги, на страницах которой записаны до конца не «розшифровувані» символы;

2) пышная декоративность, знаменитые «преувеличения» и «излишества». Эта черта присуща не только художественной литературе, но и другим видам искусства: архитектуре (странная ліпнява на храмах и светских зданиях), живописи (фейерверк ярких красок, перенасыщенность картин раВНОобразными орнаментами и мелкими деталями);

3) склонность к использованию антитезы и контраста. Отсюда - интенсивное использование оксюморонов, сочетание несочетаемого: «человек-зверь», «живой гробов» и т. н. Антитеза становится не только одним из художественных средств, но и ведущим принципом строения произведений.