ВСТУПЛЕНИЕ
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ РЕАЛИЗМА
XIX ВЕКА: ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ
Национальное и общечеловеческое в мировом культурном процессе
Именно XIX в. чуть ли не полнее касается мнение известного английского историка Арнольда Тойнби о том, что центральным явлением Новой истории стала «драматическая и многозначительная» встреча Запада со всем остальным миром. Конечно, евразийские Запад и Восток контактировали и раньше. Формы их контактов были разными: от военных конфликтов (уторгнення гуннов, ужасная монгольское нашествие на Европу, крестовые походы на мусульманский Восток) до мирных и взаимовыгодных торговых связей (вспомним хотя бы «чайные» или «шелковые» пути, которыми с давних времен шли в Европу караваны из далекого и экзотического Китая). Великие географические открытия раскрыли европейцам еще шире раВНОобразие мира, а Соединенные Штаты Америки сделали мир «биполярным», условно разделив его на Старый (Европа) и Новый (Америка). Однако лишь в XIX в. военная и экономическая экспансия Запада по всему земному шару стала тотальной. Так, уже фактически не осталось территории, которая бы не была обозначена названием некой могущественной европейской страны формировались колонии: английские, французские, испанские, португальские.
Это соответственно приводило к росту интенсивности культурных обменов, развитие региональных и мирового искусства. Недаром именно в начале XIX в. в И. В. Гете возникла мысль о наступлении эпохи «всемирной литературы».
От времен эпохи романтизма (с ее открытием «местного колорита» и вниманием к фольклору) все больше осознается национальная неповторимость каждого народа, а следовательно - и его культуры как одного из проявлений характера и «национального духа». Историзм (то есть изучение предметов и явлений в их историческом развитии как художественный принцип), на пути к которому был сделан шаг еще просвітниками и особенно романтиками, становится очень важным достоянием эпохи реализма.
С развитием исторического мышления специфическое и индивидуальное четче постигается в существенно более широкой, загальнішій картине, которая охватывает не только отдельные страны и регионы мира или этапа мировой
Ф. Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.
Ж. Л. Давид. Клятва Горациев
истории, но и всю ее как единство, вне которой судьбу каждой нации в полной мере постичь невозможно. То есть если безусловным достижением «романтического историзма» было ощущение различия, неповторимости, эксклюзивности определенных явлений, открытие исторического и местного колорита («кульор локаль»), различного для каждого народа и эпохи, то следующим этапом исторической и художественной мысли - реалистического историзма - стало понимание диалектической сходства в различном, умение устанавливать связи и сходство в том, что постоянно меняется.
Периодизация культурного процесса XIX в.
Культурный процесс XIX века. (конечно, очень условно и не безоговорочно) за доминантами можно разделить на такие основные этапы: начало XIX ст. - 1830-е годы - эпоха романтизма;
1840-1860-е годы - эпоха реализма;
1870-1890-е годы - эпоха раннего модернизма.
В национальных культурах разные народы мира формируют те или иные комплексы эстетических проблем, которые особенно остро ощущаются в каждой стране, но в то же время являются отдельными аспектами художественной проблематики человечества в целом. Именно поэтому степень мирового значения национального искусства определенного периода его развития определяется объективной ценности его вклада в сокровищницу общечеловеческой культуры.
Так, испанский художник Ф. Гойя создал картину «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (1814), учитывая конкретные условия партизанской борьбы испанцев против французских оккупантов и традиции испанской культуры, склонной к напряженно жестких контрастов.
Особые условия назревания Великой французской революции стимулировали обращение художников к гражданской героики античного мира. Это воплотилось в создании Же. Л. Давидом известной картины «Клятва Горациев» (1784).
Впоследствии рациональный критический анализ современности (характерная черта французского искусства XIX в., возможно - отголосок эпохи Просвещения с ее верой в силу науки, научно-объективного анализа) повлек возникновения социального романа - произведений Стендаля, Бальзака, Золя. А расцвет немецкой философской мысли эпохи Канта, Фихте, Гегеля, сопровождавшийся образованием специфического философско-художественного универсализма «Фауста» Гете, нашел свою аналогию в філософічній многозначности пейзажей немецкого живописца К. Д. Фридриха.
К. Д. Фридрих. Зимний пейзаж
Однако в каждом из этих неповторимых художественных явлений одновременно с познанием специфических путей развития «национального духа» воплощены глубинные вопросы общечеловеческого масштаба.