ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТ.

 

Франц КАФКА (1883-1924)

 

«ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ»

 

...Горький наш возраст, а мы еще, может, хуже, Горькие ее песни, глухая душа поет.

Есть. Молоток

Черты модернизма в рассказе

Франца Кафку справедливо называют од ним из «отцов» модернизма. Чтобы ярче представить, в чем же конкретно заключается его «современность». новаторство, уместно будет сделать характеристику его творчества, сравнивая с некоторыми художественными приоритетами «немодерністських» литературных направлений. А сделать это можно прежде всего на примере анализа образа главного героя рассказа «Превращение» (1916) Грегора Замзы.

Так, некоторые из исследователей акцентирует внимание на влиянии романтизма на творчество Ф. Кафки: «С романтиками Кафку роднит многое: и гротескное восприятие быта, и тоска по абсолютом, что расплывается в туманной дымке метафизической неизвестности, и склонность к фантастике, сновидений, в которых произвольно смешиваются элементы реальности, а их комбинации выступают как туманный, нерозгаданий шифр»1. Если проанализировать проблему, то можно сразу увидеть коренное различие между, с одной стороны, непересічністю. «эксклюзивностью» персонажей литературы романтизма (неоромантизма), «необычными людьми в необычных обстоятельствах», с другой подчеркнутой невыразительностью, «обыденностью» образа Грегора Замзы. Кафка в своей привычной манере подчеркнуто будничной и беземоцінної повествования говорит о том, что Грегор человек самая обычная, заурядная: один из многих неприметных коммивояжеров одной из многочисленных фирм. И в этом есть огромный «обобщающий» потенциал: автор словно намекает или предупреждает, что подобная ситуация может случиться с каждым человеком.

1 Архипов Ю. Австрийская литература // История всемирной литературы: В 9 т. - М.: Наука. 1994. - Т. 8. - С. 358.

С другой стороны, фигура Грегора не вписывается и в художественную систему реализма. Хотя реалисты отдавали предпочтение изображению фигур именно рядовых людей, их интересовало исследование определенных законов общественного развития, детерминация (обусловленность) развития личности и общества, поэтому их герои типичны даже в своей «нетипичности», как, например, герои Ф. Достоевского. А в судьбе Грегора все случайное, возможно, если бы он работал в другой фирме, то и судьба у него сложилась бы иначе (а возможно - и нет, ведь в абсурдном мире все абсурдно, и даже поиск закономерностей).

Мы не можем назвать рассказ Ф. Кафки в устоявшемся смысле слова «социальным», так как социум не является предметом изображения. Почти ничего не известно ни о стране, в которой происходят события, ни о ее общественный строй. Разве что некоторые штрихи указывают именно на буржуаВНОе общество: Грегор - коммивояжер, отец его разорился и т.д.

Рассказ или новелла?

(о жанре «Перевоплощение»)

Нередко рассказы «Перевоплощенный» называют новеллой. То к какому же жанру это произведение относится на самом деле?

Очевидно, те, кто употребляет в отношении рассказа Ф. Кафки термин «новелла», используют его как сипонім к «рассказы» (поскольку оба термина обозначают прозаические произведения небольшого объема). Однако именно в этом случае крюка «приблизительность» является неприемлемой.

Новелла (в отличие от рассказа) имеет неожиданный финал. Произведение же «Превращение» заканчивается смертью Грегора и равнодушно-спокойным поведением членов его семьи, которые наконец дождались, пока он умрет, чтобы наконец иметь возможность «поехать на электричке на природу, за город». Эту сцену А. Камю считал одной из самых циничных и найвідворотніших во всей мировой литературе. Именно здесь и спрятан ключ к разгадке концепции Ф. Кафки: такой финал его произведения есть ожидаемый, именно так и подчеркнуто трагизм существования человека в современном мире. Кафка как будто спрашивает: «Грегор умер, а его семья облегченно вздохнула: а могло ли быть иначе?» Поэтому финал произведения является не просто прогнозируемым, но и от начала запрограммированным. Следовательно, даже это обстоятельство дает возможность однозначно отнести «Перевоплощение» к жанру рассказа, а не новеллы.

Обложка первого издания рассказа «Превращение» Ф. Кафки. 1916 г

Наличие фантастического элемента в произведениях Кафки по своей природе отличается от использования ее романтиками, когда можно было найти хоть какую-то мотивацию. Так, подарок феей трех волшебных волосков крошке Цахесу мотивированное ее сочувствием к малому курдупля (Е. Т. А. Гофман «Крошка Цахес...»), а, скажем, преобразования Акакия Акакієвича Башмачкин на призрака (романтический элемент в повести М. Гоголя «Шинель») - цс единственный путь мести оскорбленного «маленького человека» в бездушном обществе. Зато превращение Грегора в насекомое событие алогично-абсурдна. Он просто «взял да и превратился» на насекомое. Объяснение этой «метаморфозы» - мол, писатель намекал на «насекомое» сущность человека - конечно, аргументированное. Однако оно аргументированное исследователями-интерпретаторами «нозатекстово», а не ходом повествования (как в только что приведенных произведениях Гофмана или Гоголя).

Грегор Замзам обычный коммивояжер. Не повезло ему с фирмой; не сложилось с любимым кассиршей одного из магазинов: она так и не попыталась узнать, что произошло с его пропавшим поклонником; ни, наконец, с семьей. При других обстоятельствах, возможно, все могло бы быть иным или не произойти совсем.

Итак, Кафку не интересует ни «необычный характер в необычных обстоятельствах», ни «типичный характер в типичных обстоятельствах». Он - модернист, его произведения алогичные, иррациональные, пессимистичны. Австрийский писатель настолько неординарный и талантливый, что «своим» его могли бы назвать не только экспрессионисты, а впоследствии экзистенциалисты, но и представители многочисленных других «-измов».

Конечно, какой-то вселенской мировой катастрофы Ф. Кафка в своем произведении не изображает, хотя именно он жил в обстановке полной социальной катастрофы: Первая мировая война, распад Австро-Венгерской империи. Однако для маленького человека и незначительное социальное потрясение может стать катастрофой, как, например, для Грегора Замзы банкротство отца, который отдал его «в рабство» на 10 лет до фирмы. С другой стороны, большей трагедии, чем гибель человека, в мире нет.

Особенности строения рассказа-мифа

Сюжет произведения иррациональный и фантастический. Недаром же «Перевоплощение» называют рассказом-мифом. Мифический здесь не только сам факт превращения человека в насекомое (сравните с «Метаморфозами» Овидия), не только смелое сочетание вымысла и реальности, но и сама структура повествования, которая удивительно напоминает трьохкомлонентну структуру міфу1 (згодим - и сказки). Итак, обычный коммивояжер Грегор Замзам однажды проснулся насекомым. Семья не смогла справиться с таким потрясением, и Грегор заморює себя голодом. Сюжетная схема классическая (тоже трехкомпонентная):

• завязка произведения перевоплощения Грегора (И часть);

• кульминация - изгнание Грегора отцом, «бомбардировки» яблоками (II часть);

• развязка смерть Грегора (III часть).

Франц Кафка использует филигранный прием, который свидетельствует о высоком его художественное мастерство: прием трехкратного (как в мифе или сказке) обрамление и градаційної (потому что с каждым разом напряжение растет) эпифоры, ибо все части заканчиваются по большому счету все равно, епіфорично: Грегора выгоняют: 1) из привычного круга общения; 2) из комнаты; 3) из этого мира вообще.

Каждая из трех частей состоит из «появления» Грегора в общей комнате и заканчивается «изгнанием». Отличаются причины появления Грегора: в первой части он появляется на требование тех, кто находится в комнате, во второй пытается помочь зомлілій матери, в третий - приваблений игрой сестры на скрипке. В общем, по строению рассказ напоминает конструкцию сказки, где герой, обычно, масс три попытки для достижения определенной цели. Три попытки имел и Грегор Замзам. Однако семья трижды оттолкнула его, он ей нужен, поэтому «сказка» Кафки, к большому сожалению, имеет несчастливый конец.

Три состояния отношение к Грегору и в семьи. В первой чаще - растерянность. Во второй - Грегор для них уже чужой: сестра заходила к нему «как к тяжелобольным или даже как к чужому к Однако семья еще надеется, что все уладится и к Грегору вернется йот обычный вид: «...и отец, и мать ждали перед Грегоровою комнатой, пока сестра убираю там, и, как только она выходила, высекли подробно рассказать, какой вид имеет комната, Грегор ел, как он в этот раз себя вел и ему, случайно, не стало лучше». В третьей части семья откровенно враждебно относится к Грегору: «Я не хочу называть это чудовище своим братьям, а говорю лишь одно: надо как-то избавиться от ее. Мы делали все, что могли: заботиться о ней, терпели ее. Думаю, что никто нам ничего не может упрекнуть».

 

К. Гаврилова, иллюстрации к рассказу «Превращение» Ф. Кафки

1 Вспомним сакральное число 3, которое многие исследователи выводят от мифической модели мира («Мирового дерева», «Мировой горн»): 1) «верх»; 2) «середина»; 3) «низ».

 

Три интерьеры окружают Грегора в трех частях: сначала - это довольно неплохо обустроена комната молодого человека, потом пустая комната, а уже впоследствии свалку ненужных вещей. И если во второй части выноса мебели из комнаты Грегора объясняется заботой о нем: «...им (сестре. - Авт.) спая на голову забрать из комнаты мебель, прежде всего сундук и письменный стол, чтобы Грегор имел больше места лазить», в третьей части комната уже другая: «...много лишних вещей, которые нельзя было продать, но которых родители и не хотели выбросить, путешествовало к Грегорової комнаты. Даже ящик на пепел и ящик на отбросы с кухни. Все, что сейчас не было нужно, работница быстренько несла просто к нему: к счастью, Грегор основном видел только саму вещь и руку, что Те шпурляна. ...в комнате уже почти не было свободной места...» И снова трехкратный повтор...

Кажется, ничего сложного нет в толковании названия рассказа: «Перевоплощение» это то, что произошло с Грегором Замзою. Однако разве это единственная тема рассказа? Разве не происходят преобразования с комнатой Грегора, с отношением семьи к нему? Финал тоже не вызывает особых споров физическая смерть Грегора как окончательное «витание» его: уже не из комнаты, а из жизни - это лишь закономерный итог отношение семьи к нему. Однако разве не было в Замзы другого выхода?

Мы все время обращаем внимание на некоторую структурную схожесть рассказа н сказки: перевоплощение, трехкратные повторы и т.д.

Одна из любимых тем волшебной сказки это рассказы про всевозможные перевоплощения: принц-аист и царевна-лягушка. Карлик Нос и братья» лебеди, Щелкунчик и Чудовище. Каковы же условия этого и обратного перевоплощения? Это может быть или какое-то испытание (прожить некоторое время в жаб'ячій шкуре или промолчать), найти заговоренное зелье и, в конце концов, преодолеть свое отвращение. Чудовищная сова из сказки Гауфа «Принц-аист» лишится своего вида, когда кто-то преодолеет свою выражения и женится на Ней. Царевич женился с лягушкой и получил Василису Прекрасную. Девушка пожалела умирающее Чудовище, преодолела свое отвращение, поцеловала его и перед ней прекрасный принц. Был ли такой шанс у Грегора?

Когда случилось несчастье с Грегором, семья не смогла победить свое отвращение и отнестись к нему как к человеку. Сестра берет за помощью тряпки тарелку, с которой Грегор не выпил молока, так никому и не пришло в голову поговорить с ним, утешить его, успокоить. Чтобы не шокировать сестру своим видом. Грегор прячется под диван, в течение четырех часов переносит простынь, чтобы укрываться, когда в комнату зайдет сестра. И не потому, что ему больно, что сестра будет его видеть таким уродливым, а потому, что «сестра и до сих пор не привыкла (к его виду и никогда не привыкнет, что ей приходится насиловать себя не убежать, когда она видит, как его тело выглядывает из-под дивана». Только мать пытается что-то сделать для сына, но дальше намерений это не идет. Отец с самого начала относится к Грегору враждебно: зловещее шипение отца выгоняет Грегора первый раз из комнаты. В своем несчастье Грегор остался один, без поддержки близких людей, которым посвятил жизнь.

Видимо, в значительной степени па философию рассказы повлияли личные отношения Кафки с собственной семьей, особенно с отцом. И не только в биографии дело, ведь изображение трагического одиночества людніш во враждебном ей мире является концептуальной основой экспрессионизма.

Мировоззрение Кафки - трагическое. Человек в этом мире - одинокая насекомое, которой тогда ждать от кого-то помощи. Мир вокруг этого человека - враждебный ей.

Изображение трагического бессилие «маленького человека», ее обреченности красной нитью проходит через творчество писателя. Яркости, художественный силе выражения этой мысли, экспрессии ее воплощение Кафка не имеет себе равных во всемирном литературном процессе. Может, в этом секрет его популярности во всем мире?

1. С кладите хронологическую таблицу жизни и творчества Кафки.

2. Как взаимосвязаны его жизненный и творческий путь? Где писатель мог брать материал для своих произведений?

3. Как вы думаете, почему одной из ведущих в творчестве писателя стала тема одиночества человека во враждебном ему мире?

4. На основе анализа одного или нескольких произведений писателя подготовьте сообщение « Кафка - писатель-пророк».

5. Что такое гротеск? Почему художественный мир Кафки называют гротескным?

6. В чем заключаются особенности стиля Кафки? Приведите примеры сочетания в йот произведениях реальности и мифотворчества; подчеркнуто будничной, безэмоциональности описания фантастических событий: гротескный воспроизведения трагизма бытия «маленького человека».

7. Охарактеризуйте поведение близких Грегора Замзы до, во время и после перевоплощения. В чем она похожа, а в чем отличается? Почему?

8. Объясните причины превращение Грегора Замзы. Был ли у него шанс «выздороветь», то есть снова стать человеком? Если да, то какой?

9. Объясните разделение повествования на три части. Что общего в их структуре?

10. Объясните название рассказа «Превращение». Связана ли она, на ваш взгляд, с Овідієвими «Метаморфозами»?

11. Вспомните известные вам из мифологии, фольклора и литературных произведений перевоплощения героев в другое существо. Чем перевоплощение Грегора принципиально отличается от них?

12. Как в рассказе «Превращение» отражено мировоззрение писателя? Или с финал произведения закономерным?

13. Охарактеризуйте образ Грегора Замзы. Согласны ли вы. что он - «серый человек»? Почему, по вашему мнению, Кафка категорически запретил издателю печатать изображение Грегора в виде жука?

14. Сравните Грегора с образом «маленького человека» в изученном ранее реалистическом произведении.

15. Охарактеризуйте членов семьи Грегора Замзы и их родственные отношения.

16. Напишите сочинение на одну из тем:

• «Наш мир глазами одинокого гения (по творчеству Кафки)»;

• «Человек, сохрани свое лицо!., (по рассказу Кафки «Перевоплощение»)»;

• Согласны ли вы с таким мнением В. Набокова: «Грегор - человек в комашиній подобии, его семья - насекомые в человеческом облике»? Напишите о своих впечатлениях от произведения.

Тестовое задание

17. Выполните тестовые задания.

1. Главным художественным конфликтом рассказ «Перевоплощение» е столкновения

А разных поколений, родителей и детей Бы противоречия между работодателем и работником В человеческого и животного в душе человека Г слабой незащищенной человека и враждебного ей мира

2. Семья Грегора Замзы в рассказе описана как модель

А типичной буржуаВНОй семье В Австро-Венгерской империи

Б нестабильного мира Г буржуаВНОго общества

3. Мысль о смерти Грегора-насекомого как лучший выход из ситуации впервые возникает в

А самого Грегора В матери

Бы отца сестры Г

4. Влияние перевоплощения Грегора на его семью заключался в

А срывании с нее маски благопристойности, человечности Б подтверждении большой роли семьи в его жизни В разрушении семьи, которая выживала благодаря его заработкам Г подтверждении большой роли Грегора в жизни семьи